Лучший педагог года

Роль воспитателя в сопровождении ребенка с ОВЗ в санаторно-лесной школе

Ия Яр
Роль воспитателя в сопровождении ребенка с ОВЗ в санаторно-лесной школе

Доклад на тему: «Роль воспитателя в сопровождении ребенка с ОВЗ в ГКОУ «Санаторно-лесная школа».

Выполнила: воспитатель Яр Ия Сергеевна

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. В нашем учреждении работу с детьми осуществляет воспитатель, логопед, педагог — психолог, дефектолог, социальный педагог.

Публикация «Роль воспитателя в сопровождении ребенка с ОВЗ в санаторно-лесной школе» размещена в разделах

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Задачи психолого-педагогического сопровождения :

1) выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

3) возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

-Заключение договора между учреждением и родителями (законными представителями)

-Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом школы, в который входят методист и специалисты школы

- Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе

- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в школе

-Реализация индивидуальной программы или маршрута

-Проведение промежуточной диагностики и анализ

План изучения ребенка включает такие мероприятия:

-изучение медицинской карты ребенка;

-обследование физического развития;

-обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Работа воспитателя с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Воспитатель :

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

План работы с детьми ОВЗ

№ п\п Мероприятия Срок Ответственный

1. Составление списка детей - ОВЗ по школе Сентябрь, далее

в течение года Старший воспитатель, воспитатели возрастных групп

2. Уточнение жилищно-бытовых условий детей ОВЗ 1 раз в год воспитатели возрастных групп

3. Обследование эмоционально-волевой сферы, проведение диагностических обследований с целью выработки рекомендаций педагогам и родителям Октябрь, январь, апрель Педагог-психолог

4. Составление, разработка и утверждение планов индивидуально – ориентированных коррекционных мероприятий и индивидуальных программ развития Октябрь, ноябрь воспитатели возрастных групп, узкие специалисты

5. Рассмотрение на ПМПк в школе - выполнение индивидуальных программ развития, внесение соответствующих корректив и оказание специальной помощи Ноябрь Члены ПМПк ДОУ, специалисты

6. Рассмотрение на ПМПк школы - отчет воспитателей по изучению жилищно – бытовых условий и оказание им помощи с привлечением других служб Февраль Воспитатели возрастных групп, члены ПМПк

7. Рассмотрение на ПМПк школы компенсирующего вида - отчет специалистов об оказании образовательных услуг и оказание им помощи (детям ОВЗ) Март Узкие специалисты, члены ПМПк ДОУ

8. Вовлечение детей - ОВЗ в подготовку и проведение воспитательных мероприятии школы (развлечения, праздники, в кружковую деятельность) Сентябрь-май воспитатели возрастных групп, узкие специалисты

14. Контроль за уровнем знаний, умений и навыков Октябрь, январь, май воспитатели возрастных групп, узкие специалисты

При работе воспитателя с детьми ОВЗ выделяются следующие методы:

• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

• репродуктивный;

• частично поисковый (эвристический);

• проблемное изложение;

• исследовательский.

методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к обучению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе воспитателя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и учителя-логопеда. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.

Формой организации совместной деятельности воспитателя и учащихся является занятие. В ходе занятия воспитатель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.

Публикации по теме:

Презентация «Роль воспитателя в волевой готовности старших дошкольников к школе» Актуальность данной темы обусловлена возрастающим значением дошкольного воспитания в современной системе образования в связи с повышенным.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В лесной школе» Зобнина Н. А учитель- логопед г. Троицк,Челябтнская обл. Конспект итогового занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка — дошкольника» Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника. При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль семьи и детского сада в формировании физической готовности ребенка к школе» Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, определенный уровень зрелости его организма, необходимый уровень развития двигательных.

Праздник «День знаний в лесной школе» ВЕД. : Дорогие ребята! Сегодня необычный день. Сегодня многие ребята пойдут в школу, а некоторые пойдут туда впервые. А кто из вас знает,.

Презентация для педагогов и родителей «Роль семьи и детского сада в формировании физической готовности ребенка к школе» Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, определенный уровень зрелости его организма, необходимый уровень развития двигательных.

Презентация опыта работы воспитателя «Роль культурно-досуговой деятельности в жизни ребенка» Культурно — досуговая деятельность в условиях детского сада рассматривается, как приоритетное направление здоровьесбережения и организации.

Презентация «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к ДОУ» слайд 1 Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией.

Эссе «Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста» Эссе. Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста. Воспитание – великое дело. Им решается участь человека. (В. Г. Белинский).

Занятие с родителями детей с ОВЗ «Семья и ее роль в развитии и воспитании особого ребенка» Занятие с родителями детей с ОВЗ на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании особого ребенка» Целевая аудитория: родители несовершеннолетних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль воспитателя в сопровождении ребенка с ОВЗ в санаторно-лесной школе
Опубликовано: 27 января 2019 в 21:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД