Андриянова Татьяна Васильевна
Роль экологических сказок в воспитании и обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 –
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
410035, г. Саратов, ул. Бардина, 3, тел. / факс: 62-03-35; 62-74-91
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ № 61»
___Т. В. Зузлова
ДОКЛАД
МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 08.12.16 г.
Публикация «Роль экологических сказок в воспитании и обучении дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК
В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Т. В. Андриянова
Саратов, 2016
РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится театрализованной деятельности.
Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Педагоги нашего коллектива ежегодно проводят для детей мероприятия по данной теме и принимают участие в экологических конкурсах. Результат 2015 года- диплом III степени в экологическом фестивале «Золотой росток» для детских экологических театральных коллективов.
Видео из сказки «Дюймовочка» (10-15 мин)
Театрализованные игры и постановки способствуют пробуждению у детей любви к родной природе и помогают осознать, что природа- это они сами. Какую же работу нужно провести перед началом постановки.
Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников.
Для того, чтобы был результат, все мы знаем, предполагается предварительная работа с детьми. Давайте представим, что мы с вами дети и актеры в театре. Но для того, чтобы стать хорошими артистами нужно выполнить несколько упражнений.
1. Игра-релаксация «Походка и настроение»
Выстроились в линию. Ведущий просит
показать движением и настроением:
- как капает мелкий и частый дождик;
- с неба падают тяжёлые, большие капли;
- полетать как воробей, чайка, орёл;
- маленький щенок учится ходить;
- кошка подкрадывается к кошке;
- идём по кочкам на болоте;
- сыщик ведёт наблюдение;
- восход солнца, природа просыпается.
2. Образная выразительность.
Настоящий актёр должен уметь не только хорошо играть роль, но и уметь изображать своего героя без слов с помощью жестов, мимики, характерных движений. Это называется образная выразительность.
Предлагаю потренироваться.
1. Изобразите используя мимику, жесты, позы, движения:
(карточки задания № 1)
- лиса выгнала зайку- радость;
- зайка увидел лису - испугался;
- собаки услышали рассказ зайки - удивилась;
- петушок выгнал лису, зайка-- обрадовался;
2. Далее займёмся Психогимнастикой, т. е. мимическими этюдами… «Представь….» (раздать карточки №2)
(один рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чём говорится);
Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза….
Потемнело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листом,
Был готов и стол и дом…
Люли-люли, тили-тили!
Зайцы по воду ходили,
И из речки, как ковшами,
Воду черпали ушами,
А потом домой носили.
Тесто для лапши месили.
На ушах развесили –
Очень было весело!
3. Упражнение-загадка:
показать своего героя (карточки задания № 3).
кощей, лиса, царевна-Несмеяна, баба-Яга, заяц грызёт
морковку, дед тянет репку, Емеля ловит щуку
Все эти упражнения мы выполняли для развития образной выразительности и разрабатывали мимические мышцы лица.
4. игра «Что мы видели не скажем, а что делали- покажем».
Описание игры. (2 команды по 4 чел).
Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях.
Могут быть использованы следующие варианты.
Перед показом команда, которая отгадывает, задаёт вопрос.
- Здравствуйте, дети! Где вы были, Что вы видели?
Показывающая команда отвечает:
- «Что мы видели не скажем, а что делали покажем»
Команда отгадывает выполняемое детьми действие.
(выполняют поочерёдно карточки задания № 4)
Дети могут(1) :
1. Делать утреннюю гимнастику.
2. Лепить снежную бабу.
Дети могут(2) :
1. Греть озябшие руки: дышать на руки;
2. Раздувать угасающий костер.
5. И главное:
Актёр должен уметь правильно и выразительно говорить, используя интонацию и силу голоса. Для этого все артисты и дикторы обязательно
выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастики, интонационные упражнения.
Произнесём фразу «КАКАЯ СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА»
с разной интонацией: (произносим- отгадываем…
1) восклицание
2) безразличие
3) вопрос
4) удивление
5) огорчение
6)страх, подозрение
Можно сказать, что у нас всё готово к показу, но неожиданно один из актёров заболел и выйти не может на спектакль, что мы будем делать? Отменять спектакль? Нет! За всё время подготовки и работы над произведением мы дублировали главных героев, готовили их на роль актёры-дублёры, объясняли, что они наша палочка выручалочка на случай отсутствия основного героя, поощряли, когда дублёры свои роли проучивали лучше основных героев, и проводили показ сказки в разных составах для разных групп для сравнения и обсуждения друг с другом результатов.
Таким образом, мы подготовились к выступлению на сцене.
А сейчас- сказка…
(заключение)
Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Ребенок невольно ассоциирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.
В заключении скажем, что при создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость.
Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи.
Однако красной нитью, своеобразным лейтмотивом все же должна проходить тема сохранения природы.
Поэтому, прививая детям любовь к природе, мы взрослые должны помочь им построить будущее, в котором они и будущие поколения будут жить в гармонии с родной природой.
Удачи вам! Спасибо!