Получи документы

Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок

Наталья Степанова
Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.

Публикация «Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок» размещена в разделах

(Слайд 2) Экологические сказки несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.

(Слайд 3) Они в доступной форме для детей младшего дошкольного возраста объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор, помогают осмыслить окружающий мир.

(Слайд 4) Выделяют три вида экологических сказок, они представлены на экране.

(Слайд 5)

Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Воспитатель может ввести сказку как метод экологического воспитания. В младшем дошкольном возрасте она только начинает привлекать и интересовать ребенка.

(Слайд 6) Использование сказки на занятиях по экологии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.

Поэтому в своей работе с младшими дошкольниками по формированию элементарных экологических знаний при выборе сказки природоведческого содержания учитываю, какой познавательный материал в них заложен, вызовет ли он у детей интерес к наблюдениям, любознательность, заставит ли присматриваться к окружающей природе, будет ли воздействовать на их чувства, можно ли его использовать в воспитательных целях.

(Слайд 7) Одна из главных задач - отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

(Слайд 8) Так, например, по мотивам русской народной сказки "Репка" была составлена экологическая сказка.

Посадил дед репку. Пошел в огород посмотреть, а репки-то и нет – не выросла. Позвал дед бабку. Спрашивает: «Ты, бабка, репку поливала»? А бабка ему отвечает: «Поливала, за водой на речку с внучкой ходила». Дед:

«Может мало поливала. Пойду и сам полью».

Пришел дед к реке. Смотрит, а вода в ней грязная: чего в ней только нет! Вернулся дед, рассказал все бабке с внучкой, и решили они за водой на родник пойти. Пришли они на родник, набрали чистой воды, полили репку.

(Слайд 9) Вот опять пошел дед в огород посмотреть – выросла или нет репка. А репка совсем маленькая! Стал дед думать, почему репка расти не хочет. Позвал он опять бабку с внучкой. Решили они землю взрыхлить. А там разный мусор: банки, склянки и пакеты. Посмотрели они на это, и стали все убирать, чтобы сделать огород чистым.

В третий раз пришел дед в огород, смотрит, а репка выросла большая – пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, и вытянули репку.

После чтения экологической сказки с детьми проводится беседа, подбираются вопросы:

• Почему репка не росла на грядке деда?

• Что случилось с рекой, в которой брали воду для полива?

• А почему вода в реке стала грязной?

• Какая вода должна быть для полива?

• Почему дед с бабкой и внучкой стали рыхлить землю на огороде?

• А почему земля на огороде была с мусором?

• Какая земля должна быть для посадки растений?

• Что сделали дед, баба и внучка, чтобы у них выросла большая-пребольшая репка?

(Слайд 10) Каждую экологическую сказку оформляю в книжку -малышку, к их созданию привлекаю родителей. Родители вместе с детьми пишут сказки и красочно оформляют их. Так совместно с родителями созданы экологические сказки :

«Репка»

«Колобок»

«Курочка Ряба»

«Волк и семеро козлят».

«Заюшкина избушка».

(Слайд 11) Дети не только с удовольствием и вниманием слушают экологические сказки, но и играют с персонажами сказок в самостоятельной игровой деятельности, обыгрывая экологические сказки с помощью разных видов театра (куклы би-ба-бо, резиновый, деревянный театр и т. д.).

(Слайд 12) Хочется поделиться опытом об экспериментальной деятельности «Огород на окне» (в рамках проекта «Жила – была семечка»).

Весной в группе с детьми посадили семена огородных растений: петрушки, укропа, редиса, рукколы, шпината, базилика, горчицы. Воспитанники с удовольствием принимали участие в посадке, поливе семян. Потом ежедневно мы проводим наблюдения за зелеными ростками. Во время работы на «Огороде на окне» мы с детьми разговариваем: какая культура у нас вырастит, что с ней случиться может, если вовремя не полить, не взрыхлить, не повернуть к солнышку. И, конечно же, так создается сказка «Жила-была семечка». А семечки у нас разные! Дети писать еще не могут, поэтому они все передают через свои рисунки. В дальнейшем получатся новые экологические сказки.

(Слайд 13) Вывод: Умелое использование экологических сказок в воспитательной работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет педагогам дать ребенку представление о взаимоотношениях человека с животным и растительным миром, расширить экологический кругозор, активизировать познавательное и умственное развитие ребенка, внимание к русскому народному творчеству – экологическим сказкам, помогает привить воспитаннику любовь к природе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ посредством использования здоровьесберегающих технологий МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий».

Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельностиФормирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности «Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности в контексте ФГОС.

Формирование основ экологических знаний у детей третьего года жизни в процессе ознакомления с явлениями неживой природы Прежде чем давать ребёнку знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Актуальность проблем экологии в системе.

Формирование экологических представлений о птицах, посредством совместной творческой деятельности «Птицы наши друзья» Полное название проекта: Формирование экологических представлений о птицах, посредством совместной творческой деятельности. «Птицы наши.

Формирование экологических представлений посредством проектной деятельности «Как винегрет на грядке вырос» Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный.

Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирование «Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирование Природа - это один из определенный неиссякаемый источник.

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности Проект "Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности" Выполнила:.

Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» Воспитатель Неизвестных Татьяна.

Семинар «Формирование элементарных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста» 2017 год объявлен годом экологии в России. В связи с этим хочу представить Семинар для педагогов на тему: "Формирование элементарных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок
Опубликовано: 29 апреля 2017 в 18:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Степанова (УИ 953368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД