МААМ-картинки

Формирование основ экологических знаний у детей третьего года жизни в процессе ознакомления с явлениями неживой природы

Алёна Погребная
Формирование основ экологических знаний у детей третьего года жизни в процессе ознакомления с явлениями неживой природы

Прежде чем давать ребёнку знания,

надо научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский

Актуальность проблем экологии в системе дошкольного образования и воспитания детей.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценности природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.

Публикация «Формирование основ экологических знаний у детей третьего года жизни в процессе ознакомления с явлениями неживой природы» размещена в разделах

В этих условиях экологическое воспитание во всех звеньях непрерывного образования приобретает приоритетное значение.

Сущность его заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее ничем не заменимую ценность и красоту, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получат возможность критически осмыслить полученную информацию.

Таким образом, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Работа с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы.

Задачи работы с детьми.

Проработав теоретические основы по «Формированию основ экологических знаний у детей раннего возраста в процессе ознакомления детей с явлениями неживой природы», я приступила к практическому этапу работы по данной теме.

Образовательные задачи:

• расширение представления детей о явлениях неживой природы,

формирование элементарных представлений о сезонных изменениях в природе,

• обучение основам взаимодействия с природой (одеваться по погоде и т. д.).

• обучение основам элементарного экспериментирования в процессе ознакомления детей со свойствами воды и песка,

• обогащение словаря детей,

• развитие мышления и речи.

Воспитательные задачи:

• воспитание бережного отношения к неживой природе,

• помощь детям в познании красоты природы в разное время года,

Оздоровительные задачи:

• приобщение с раннего возраста к здоровому образу жизни в процессе ознакомления детей с явлениями неживой природы.

Чтобы понять суть предмета по ознакомлению с неживой природой, я проработала много литературы:

• Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми»;

• Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;

• Поддъяков Н. Н. «Сенсация: открытие новой ведущей деятельности»;

• Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком»;

• Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной»;

• Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических

представлений в первой младшей группе детского сада».

Первое направление работы:

Предметно-пространственная среда как условие, способствующее процессу познания детьми явлений неживой природы.

Зная о том, что богатая, разнообразная предметно-пространственная среда, побуждает малыша к активным действиям и является важнейшим условием развития его познавательной сферы, я уделила внимание построению такой среды в своей группе.

Предметно-развивающую среду в группе проектировала в соответствии с задачами по элементарному экспериментированию, а также с учетом знаний детей и их индивидуальных особенностей. При отборе предметного содержания развивающей среды я ориентировалась на «зону ближайшего развития», т. е. на завтрашние возможности детей.

Так, в уголке мини-лаборатории, под названием «Ручеек», дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, песком, природным материалом. Наш «Ручеек» ассоциируется с пытливой мыслью ребенка, которая, как ручеек, прокладывает путь в неизведанное.

Уголок-лабораторию постепенно пополняю различными материалами: тестом, палочками, стаканчиками, камушками, корабликами, воронками и различными предметами из железа, бумаги, дерева, пластмассы, пенопласта.

Весь набор оборудования в мини-лаборатории не находится в течение года бессменно. Условно оборудование я делю на три категории:

«сегодня» - тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах;

«вчера» - материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для закрепления знаний : тесто, песок и т. д. ;

«завтра» - содержание, материала, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.

Учитывая специфику детей этого возраста, я не перенасыщаю содержание мини-лаборатории сегодняшнего дня оборудованием, но в запасе у меня есть все, что потребуется детям для экспериментирования в течение года.

Кроме того, я не забываю об эмоциональной насыщенности предметно-развивающей среды для детей раннего возраста. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство то и довольно легко запоминается. Поэтому все оборудование я подбираю с учетом этой особенности детской памяти.

Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, изображал, манипулировал. Таким образом, я вношу в мини-лабораторию оборудование в расчете на подгруппу детей, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно действовать с предметами.

Второе направление работы:

Организацию работы с детьми раннего возраста по элементарному экспериментированию

Следующим этапом работы было составление перспективного плана по ознакомлению детей с явлениями неживой природы :

Ознакомление с явлениями природы – небо, солнце, ветер, дождь, снег.

Ознакомление со свойствами воды и песка.

Из различных источников подобрала экологические игры, материал для наблюдения за природой на прогулках и материал для детского экспериментирования. План предусматривает раздел экологическое воспитание с 2-х до 3-х лет. Мы берем детей с 1,6 мес. и ведем их до 3-х лет, поэтому, начальные экологические знания я давала детям еще во второй группе раннего возраста: через наблюдения на прогулке, в уголке природы, дидактические игры и так далее. А в первой младшей группе я уже провожу систематические занятия (одно занятие в месяц) по формированию элементарных экологических представлений.

Основой всех занятий по экологическому воспитанию я считаю наблюдение. Знакомя детей с различными явлениями неживой природы, при этом, не упуская возможности наблюдать за случайными и неожиданными явлениями : радуга после дождя, солнечные зайчики на веранде, красивые облака и т. д. Стараюсь стимулировать детскую любознательность, учу детей видеть изменения в природе самостоятельно делать элементарные выводы. Я всегда помню, что каждый день в природе – неповторим!

Постоянно отмечаю с детьми сезонные изменения в природе и погоде.

И только когда у детей в результате наблюдений появляется свой опыт, перехожу к занятиям с элементами экспериментирования.

Первые эксперименты проводились с водой. Ознакомление со свойствами воды проходят во время специально организованных игр-занятий. В играх с водой заложены большие возможности для развития у малышей познавательной сферы. Дети знакомились с ее свойствами: вода – жидкая, не имеет формы, течет, имеет температуру, бывает теплой, горячей, холодной, прозрачная, не имеет вкуса и запаха, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.

Вода всегда притягательна для детей, благодаря ее подвижности и доступности силам ребенка. Вода возбуждает ребенка, поэтому я учу детей правильному аккуратному отношению с ней: не плескать через край, не делать резких движений и т. д. Вначале предлагаю детям просто опустить ладошки в воду, пошевелить в ней пальчиками, говорю: «Вода прозрачная, ласковая». В следующий раз я показываю детям, как вода окрашивается в разные цвета. На следующих занятиях демонстрирую свойства воды, используя разнообразный игровой материал, предоставляю каждому возможность ощутить ее температуру, попутно развертывая игры: стирка белья, мытье игрушек, занятия с цветными шариками.

Опуская на дно игрушки, дети замечают, что одни остаются на дне, а другие тут же всплывают на поверхность. Почему? Объяснение даю, организуя игру –занятие «Тонет-плавает».

При проливании воды на стол, ставила перед детьми вопрос: «Что нужно сделать, чтобы лужи не было?» Вместе с детьми мы экспериментировали с губкой, тряпкой, бумажной салфеткой и малыши сами делали выводы: тряпка и губка впитывают воду, ими можно вытирать пролившуюся воду, а бумажная салфетка размокает.

Знакомлю детей со свойствами льда и снега. В группе провожу игры-эксперименты со снегом: из снега на глазах детей получается вода, и наоборот, из воды можно получить лед и цветные льдинки (занятие «Бусы для Мишки»).

Особое значение придаю играм детей с водой в летний период. Эти игры несут с собой неиссякаемое творчество, где решаются самые смелые замыслы: плавают кораблики; купаются куклы; вертятся мельницы; воду можно переносить в ведерке, но нельзя – в решете; вода бурлит, пенится, волнуется, образуя большие и маленькие волны.

Эксперименты с песком и мелким природным материалом (камешки, шишки, перышки и прочее) позволяют малышам лучше познать природу, самому изучить свойства универсального строительного материала – песка.

При знакомстве детей со свойствами песка уточняю: песок бывает сухой, мокрый, влажный, впитывает воду, сухой – сыплется, влажный – лепится. Детям предлагаю проблемные ситуации, например, песок перемешался с камушками, как их разделить? Песок сухой, как сделать его влажным?

Третье направление работы

Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению детей с явлениями неживой природы.

Я считаю, что реализация этого направления работы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей.

В работе с семьей, я использовала такие формы работы как : консультации, беседы, практические просмотры, родительские собрания.

Родители, в свою очередь, приняли активное участие в оборудовании уголка экспериментирования, в пополнении его необходимыми материалами, а также способствовали удовлетворению познавательных интересов своих детей экспериментированием в домашних условиях. Так, например, по моему совету родители вместе с детьми проводили эксперименты с водой и льдом в домашних условиях, смешивали краски. Такая работа доставила удовольствие, как детям, так и родителям.

И устно, и через стенд для родителей предлагаем на вечерних прогулках или по пути в детский сад обратить внимание сына или дочери на погоду, явления природы, животных. Особое внимание уделяю родительским собраниям, где постоянно звучит тема нравственности, доброты, отношения детей к окружающему.

Данная работа позволяет мне сделать следующие выводы:

• У детей раннего возраста исследовательская деятельность вызывает огромный интерес: ребёнку предоставляется возможность самому найти ответ на вопросы как? и почему? Дети с помощью вопросов педагога устанавливают причинно-следственные связи; у них формируются элементы наглядно-образного мышления, развивается речевая деятельность, повышается словарный запас детей.

• Игры-экспериментирования помогают сформировать у детей раннего возраста элементарные знания о явлениях неживой природы.

• Детское экспериментирование – не изолированный от других вид деятельности: оно тесно связано и положительно влияет на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление психо-эмоционального состояния за счет влияния природных факторов на здоровье детей.

Работая над этой темой, я заметила, как я изменилась сама, стала более наблюдательной.

Я поняла, что эта тема интересна не только для детей, но и для нас взрослых.

Публикации по теме:

Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями Грисюк Н. А. Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» 1. Введение 1.1.

Наблюдения за явлениями неживой природы Сегодня я хочу поделиться опытом наблюдения за неживой природой с ребятами средней группы. Летом вся жизнь малышей протекает на свежем.

Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.

Особенности развития речи детей третьего года жизни У ребенка на третьем году жизни происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей ребенка.

Ознакомления младших дошкольников с весенними явлениями природы План: 1. Характеристика сезона «весна» -причины смены времен года -сроки наступления весны -изменения в природе (неживой, растительном.

Пед. проект «Формирование у воспитанников третьего года жизни культурно-гигиенических навыков посредством фольклора» 1 слайд Тема моего выступления: «Формирование у воспитанников третьего года жизни культурно-гигиенических навыков посредством фольклора».

Приобщение детей третьего года жизни к художественной литературе Развитие речи у детей третьего года жизни естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто.

Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» Воспитатель Неизвестных Татьяна.

Развитие речи у детей третьего года жизни Развитие речи ребенка третьего года жизни. Речь ребенка на третьем году жизни стремительно приближается к речи взрослого человека. Малыши.

Конспект ОД по развитию экологических представлений «Овладение представлениями о свойствах неживой природы» Конспект образовательной деятельности по развитию экологических представлений Тема: «Овладение представлениями о свойствах неживой природы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологических знаний у детей третьего года жизни в процессе ознакомления с явлениями неживой природы
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 09:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД