Татьяна Дубс
Роль экологических сказок в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенную в Красную книгу, заражение водных ресурсов- все это беды, которые человек неосознанно наносит природе.
3 слайд
Чтобы сохранить все богатства, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание должно начинаться с раннего детства. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. И поэтому дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования
Публикация «Роль экологических сказок в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4 слайд
Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом будет интересен, понятен, доступен для запоминания и размышления над ним детьми
5 слайд
Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов. В своей работе мы используем метод воспитания экологической сказкой. Ведь экологические сказки несут «экологическую информацию» т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животными и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у ребенка бережного отношения к природе.
6 слайд
Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом
7 слайд
Особенность экологических сказок, заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.
8 слайд
Однако экологические сказки не должны нарушать некоторые условия:
1) По ходу повествования не должны нарушаться экологические правила (съесть волк может бабушку и красную шапочку, но пить никогда не будет чай с вареньем)
2) Действие, свойства сказочного персонажа не должны искажаться (персонажа можно приодеть по-разному-на пчелу можно одеть и шапочку и штанишки и что угодно, но конечностей у ней должно быть шесть)
3) Сказка должна дать достаточно точную научную информацию в противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей
8 слайд
Экологические сказки учат
• Познавать окружающий мир;
• думать о последствиях своих поступках по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты;
• воспитывать чувство причастности к благополучию природы.
9 слайд
При создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувстви, гнев, досаду, нежность и радость. Сказки должны быть доступны детям, а из изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Однако красной нитью, своеобразным лейтмотивом должна проходить тема сохранения природы
10 слайд
Экологические сказки для младших и старших дошкольников различны
11 слайд
Для младших дошкольников можно придумать или обыграть знакомую им сказку «Репка», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и т. д давая малышам элементарные экологические представления, например что репка не будет расти если ее не полить,а колобок может запачкаться, если на его пути будет разбросан мусор
12 слайд
а для детей старшего дошкольного возраста можно предложить авторские сказки такие писателей как : Пришвин, Бианки, Сладков, Ушинский, Пермяк и др.
13 слайд
В своей работе по экологическому воспитанию с детьми младшего возраста мы используем чтение экологической сказки как отдельную форму
14 слайд
на занятиях по опытно- экспериментальной деятельности, конструированию
15 слайд
На занятие по познавательной деятельности
16 слайд
Художественно-эстетическому развитию
17 слайд
Также используем сказки в беседах и наблюдениях
18 слайд
В режимных моментах используем театрализованную деятельность
19 слайд
Пальчиковый, кукольный, настольный театры
20 слайд
Посильную помощь при составление сказок и атрибутов нам оказывают родители
21 слайд
И на сегодняшний день специалисты (будь то ученые, писатели. Педагоги, экологи или воспитатели, по отношению к экологической сказке занимают разные позиции. Одни пишут сказки сами, другие ищут экологическое содержание в уже написанных. Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательно-образовательной деятельности. Четвертые учат сочинять сказки и взрослых и детей. А некоторые используют известные сказочные сюжеты и героев, привнося в них «приметы» сегодняшнего дня.
Но все безоговорочно сходятся в одном-экологическая сказка необходима. Она является эффективным средством воспитания и обучения. Способствующим экологическому развитию.