Наталья Никитенкова
«Русский самовар и чаепитие на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с устройством самовара и показать роль и значение чаепитие для русского народа.
Задачи:
• учить детей чтить и уважать традиции своего народа;
• ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
Интеграция областей: художественно - эстетическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие;
Раздаточный материал: марля, нитки, заварка, чайные ложки.
Публикация «„Русский самовар и чаепитие на Руси“» размещена в разделах
Словарная работа: самовар, разнос, конфорка, лучина, чаепитие.
Материал и оборудование:
• самовар, ноутбук, проектор, презентация, разные виды чая, угощения, бокалы, Ю. Тухманова «Самовар».
Ход НОД:
1. Орг. момент
Воспитатель: Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки!
Очень часто за событиями и сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.
Сегодня у нас будет необычное занятие, я предлагаю Вам устроить - чаепитие. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей)
Воспитатель: Чаепитие – это народная традиция (слайд №1).
Воспитатель: Когда все дети вместе, и душа на месте. Сядем рядком и поговорим ладком. Но давайте мы сначала рассмотрим, что находится на столе. Какого главного предмета не хватает? Я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы узнаете о каком предмете идет речь.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться. (Самовар) (Ответы детей)
Воспитатель: Да. Это самовар (слайд №2).
Пока наш самовар закипает, мы узнаем историю появления русского самовара.
2. Основная часть
Воспитатель: Много лето тому назад наши прабабушки и прадедушки очень любили пить чай, но сначала пили чай из чайников. В то время семьи были большими по 10-15 человек, поэтому одного чайника не хватало на всю семью.
Воспитатель: В чайник воды входило мало и его приходилось кипятить много раз. Это было неудобно и долго. Вот тогда-то люди и придумали самовар.
Самовар – это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды и приготовления чая.
Воспитатель: Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение.
В богатых семьях было по два самовара : один – повседневный, а другой – праздничный (слайд №7). Гостей угощали только из праздничного самовара. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Воспитатель: В каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стал город Тула.
Воспитатель: Какие только самовары они не делали : круглые, цилиндрические и конусообразные, квадратные, простые и расписные. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.
Воспитатель: Не одно чаепитие не обходилось без игр-забав. А теперь, мои дорогие, нам пора немного размяться.
Физкультминутка «Самовар»
Дети становятся в круг, выполняют упражнения
Самовар похож на чайник Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево
Очень важный, как начальник. Поднимают плечи, «пыхтят».
Вот фарфоровые чашки, Приседают, руки на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца Кружатся, рисуя круг руками.
Только стукни – разобьются. Кулачками стучат над головой
Вот серебряные ложки, Потянуться, руки над головой
Голова на тонкой ножке. Голову наклоняют вправо-влево
Вот пластмассовый поднос. Сделать широкий общий круг
(После физкультминутки дети садятся на свои места, самовар стоит перед детьми на столе).
Воспитатель: Вот уже и самовар поспел (вносим самовар).
Самовар пыхтит, собираться всем велит.
Давайте внимательно рассмотрим его и узнаем, из чего он состоит:
1. Сам самовар стоит на ножках.
2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.
3. Кран поворачивается влево и вправо, чтобы налить воду в чашку.
4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.
5. Снаружи он гладкий и блестящий.
6. У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной.
Лучина - тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для добывания огня.
Когда закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем.
Воспитатель: В наше время, если кто и пользуется самоваром, то только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза (приём пищи, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором). Традиционно к чаю подают баранки, сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья.
Воспитатель: Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.
Воспитатель: Ребята дайте поиграем в игру: «Какой чай у нас получится?» :
-Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем?
-Если с листьями жасмина?
-С веточками малины?
-С листьями клубники?
-С веточками вишни?
-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?
-Если в чай добавить кусочки яблока?
-Цедру лимона?
-Кусочки персика?
-Если вы заболели, с какой травой, и какими ягодами вы пьете чай?
Воспитатель: Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что ещё делают на праздниках?
Воспитатель: Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру – хоровод «Бабушка Маланья».
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так.
Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего) даю ему платочек
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Играем 3 раза.
Продуктивная деятельность
Воспитатель: А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас.
Предлагаю детям пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находится марля, заварка чая, нитки. Аккуратно берем марлю и раскладываем её на столе, берем чайную ложку заварки, кладем в середину марли, затем марлю складываем и завязываем её сверху, чтоб получился узелок (предлагаю детям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем.
Звучит песня Ю. Тухманова «Самовар».
Воспитатель: А, сейчас мы проверим, заваривается он или нет (в стакан с горячей водой отпускаю самодельный пакетик). Ребята заварился он или нет?
Итог занятия
Воспитатель:
- О чем мы сегодня с вами говорили? Что делали?
- Из чего любили пить чай? Какой чай пили?
- Что нового Вы узнали?
- Что делали люди в праздники?
- Понравилось ли вам наше занятие?