Получи документы

«Русский самовар и чаепитие на Руси»

Наталья Никитенкова
«Русский самовар и чаепитие на Руси»

Цель: познакомить детей с устройством самовара и показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Задачи:

• учить детей чтить и уважать традиции своего народа;

• ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

Интеграция областей: художественно - эстетическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие;

Раздаточный материал: марля, нитки, заварка, чайные ложки.

Публикация «„Русский самовар и чаепитие на Руси“» размещена в разделах

Словарная работа: самовар, разнос, конфорка, лучина, чаепитие.

Материал и оборудование:

самовар, ноутбук, проектор, презентация, разные виды чая, угощения, бокалы, Ю. Тухманова «Самовар».

Ход НОД:

1. Орг. момент

Воспитатель: Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки!

Очень часто за событиями и сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Сегодня у нас будет необычное занятие, я предлагаю Вам устроить - чаепитие. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей)

Воспитатель: Чаепитие – это народная традиция (слайд №1).

Воспитатель: Когда все дети вместе, и душа на месте. Сядем рядком и поговорим ладком. Но давайте мы сначала рассмотрим, что находится на столе. Какого главного предмета не хватает? Я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы узнаете о каком предмете идет речь.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться. (Самовар) (Ответы детей)

Воспитатель: Да. Это самовар (слайд №2).

Пока наш самовар закипает, мы узнаем историю появления русского самовара.

2. Основная часть

Воспитатель: Много лето тому назад наши прабабушки и прадедушки очень любили пить чай, но сначала пили чай из чайников. В то время семьи были большими по 10-15 человек, поэтому одного чайника не хватало на всю семью.

Воспитатель: В чайник воды входило мало и его приходилось кипятить много раз. Это было неудобно и долго. Вот тогда-то люди и придумали самовар.

Самовар – это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды и приготовления чая.

Воспитатель: Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение.

В богатых семьях было по два самовара : один – повседневный, а другой – праздничный (слайд №7). Гостей угощали только из праздничного самовара. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Воспитатель: В каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стал город Тула.

Воспитатель: Какие только самовары они не делали : круглые, цилиндрические и конусообразные, квадратные, простые и расписные. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.

Воспитатель: Не одно чаепитие не обходилось без игр-забав. А теперь, мои дорогие, нам пора немного размяться.

Физкультминутка «Самовар»

Дети становятся в круг, выполняют упражнения

Самовар похож на чайник Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево

Очень важный, как начальник. Поднимают плечи, «пыхтят».

Вот фарфоровые чашки, Приседают, руки на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца Кружатся, рисуя круг руками.

Только стукни – разобьются. Кулачками стучат над головой

Вот серебряные ложки, Потянуться, руки над головой

Голова на тонкой ножке. Голову наклоняют вправо-влево

Вот пластмассовый поднос. Сделать широкий общий круг

Он посуду нам принес.

(После физкультминутки дети садятся на свои места, самовар стоит перед детьми на столе).

Воспитатель: Вот уже и самовар поспел (вносим самовар).

Самовар пыхтит, собираться всем велит.

Давайте внимательно рассмотрим его и узнаем, из чего он состоит:

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

5. Снаружи он гладкий и блестящий.

6. У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной.

Лучина - тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для добывания огня.

Когда закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем.

Воспитатель: В наше время, если кто и пользуется самоваром, то только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза (приём пищи, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором). Традиционно к чаю подают баранки, сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья.

Воспитатель: Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

Воспитатель: Ребята дайте поиграем в игру: «Какой чай у нас получится?» :

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем?

-Если с листьями жасмина?

-С веточками малины?

-С листьями клубники?

-С веточками вишни?

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?

-Если в чай добавить кусочки яблока?

-Цедру лимона?

-Кусочки персика?

-Если вы заболели, с какой травой, и какими ягодами вы пьете чай?

Воспитатель: Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что ещё делают на праздниках?

Воспитатель: Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру – хоровод «Бабушка Маланья».

«У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего) даю ему платочек

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Играем 3 раза.

Продуктивная деятельность

Воспитатель: А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас.

Предлагаю детям пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находится марля, заварка чая, нитки. Аккуратно берем марлю и раскладываем её на столе, берем чайную ложку заварки, кладем в середину марли, затем марлю складываем и завязываем её сверху, чтоб получился узелок (предлагаю детям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем.

Звучит песня Ю. Тухманова «Самовар».

Воспитатель: А, сейчас мы проверим, заваривается он или нет (в стакан с горячей водой отпускаю самодельный пакетик). Ребята заварился он или нет?

Итог занятия

Воспитатель:

- О чем мы сегодня с вами говорили? Что делали?

- Из чего любили пить чай? Какой чай пили?

- Что нового Вы узнали?

- Что делали люди в праздники?

- Понравилось ли вам наше занятие?

Публикации по теме:

Музыкальное занятие с использованием ИКТ «Сверху пар, снизу пар — шипит наш русский самовар» (подготовительная группа) Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционной культуре русского народа. Дидактические задачи: Образовательные: закреплять.

Фотоотчёт о досуге «Самовар кипит, скучать не велит!»Фотоотчёт о досуге «Самовар кипит, скучать не велит!» Доброго времени суток,уважаемые коллеги! Сегодня мы с ребятами нашей группы "Казачата " приглашаем вас на наш тематический досуг " Самовар.

Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возрастаКонспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возраста Цель: создание условий для приобщения детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси. Образовательные задачи:.

Лэпбук «Русский самовар»Лэпбук «Русский самовар» Чаепитие за самоваром — отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой.

Русский танец «Самовар» исполняется под песню Д. Тухманова «Русский самовар» Исполняют 6-8 девочек и 1 мальчик-"самовар".Девочки в русских сарафанах, "самовар"-объемный.

Самовар из бросового материала. Мастер-классСамовар из бросового материала. Мастер-класс В день Окружающей среды, предлагаем вторично с пользой использовать бросовый материал. Вам понадобится: -Клеевой пистолет -Ножницы -Плоскогубцы.

Самовар. Поделка на конкурсСамовар. Поделка на конкурс В этом году мы с ребятами участвовали в конкурсе поделок из бросового материала. Ознакомившись с положением конкурса, мы задумались,.

Самовар с конфетами своими руками «Заходите на чай». ФотоотчётСамовар с конфетами своими руками «Заходите на чай». Фотоотчёт Предлагаю вашему вниманию, вот такой самовар с конфетами внутри. Идея мне пришла сразу, так как этот самовар я сделала в подарок своей.

Сценарий досуга «Чаепитие у самовара»Сценарий досуга «Чаепитие у самовара» Сценарий и фотоотчёт досуга «Чаепитие у самовара!». «Праздник чая!» (старший дошкольный возраст) Цели: - знакомство детей с истоками русской.

Занятие «Чудо-самовар»Занятие «Чудо-самовар» Чудо-самовар Цель: Познакомить детей с предметами старинного русского быта. Задачи: Образовательные: 1) Раскрыть значение самоварной традиции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Русский самовар и чаепитие на Руси»
Опубликовано: 24 октября 2021 в 21:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД