МААМ-картинки

Методические рекомендации по организации взаимодействия с родителями по развитию математических представлений и способностей

Тюлькина Светлана
Методические рекомендации по организации взаимодействия с родителями по развитию математических представлений и способностей

Методические рекомендации по организации взаимодействия с родителями по развитию математических представлений и способностей

«Сад, семья и я — втроем математику мы познаём» Авторы: воспитатели Тюлькина С. Н, Смирнова Н. С.

Содержание

Пояснительная записка….. 3

Глава 1 Влияние математических способностей на всестороннее

развитие личности ребенка…. 6

Публикация «Методические рекомендации по организации взаимодействия с родителями по развитию математических представлений и способностей» размещена в разделах

Глава 2 Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями

воспитанников в вопросах развития математических представлений

и способностей у дошкольников….…9

Глава 3 Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и

родителей в вопросах развития математических представлений

и способностей у дошкольников…12

3.1 Классификация нетрадиционных форм работы с родителями. 12

3.2 Нетрадиционные формы проведения родительских собраний…. 15

Заключение…. 21

Список литературы …. 22

Приложение

Приложение1….23

Приложение 2…

Приложение 3…

Пояснительная записка

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка

за руку в детские годы, что вошло в его разум и

сердце из окружающего мира – от этого в

решающей степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Методические рекомендации составлены на основании документов РФ, («Концепция дошкольного воспитания», «Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО) и современных требований государства.

Целью данной методической рекомендации является оказание помощи педагогическим работникам ДОУ в обеспечении информирования и вовлечения родителей (законных представителей) в орбиту педагогической деятельности по развитию математических представлений и способностей воспитанников.

К числу основных задач, решающихся в ходе достижения цели, относится:

1. Повышать математическое просвещение семьи и психолого-педагогическую компетентность родителей;

2. Взаимодействовать с родителями для изучения их семейной микросреды в рамках математического развития;

3. Использовать с родителями различные формы сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

4. Оказывать практическую и теоретическую помощь родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формировать умения и навыки практической работы с детьми;

5. Воспитывать уважения к детству и родительству;

Работа организуется с учетом основных принципов

1. открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается (в контексте решаемых задач) его ребенок);

2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании «математикой» детей;

3. создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к математическому развитию личности в семье и детском коллективе;

4. диагностика общих и частных проблем в развитии (в том числе и математическом) и воспитании ребенка.

Новизна представляемого в данных рекомендациях материала заключается в использовании новые формы отношений педагога с родителями: «сотрудничество» и «взаимодействие»

Результатом работы предполагается внедрение новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированного подхода к семьям разного типа.

Глава 1. Влияние математических способностей на всестороннее развитие личности ребенка

Мы живём в современном развивающемся мире. Жизнь, во всех её проявлениях, становится разнообразнее и сложнее. Она требует от нас не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению различных вопросов и задач.

Особую ценность сегодня приобретает умение самостоятельно и творчески мыслить. Поэтому одна из главных задач дошкольного образования – развитие интеллектуальных способностей у детей.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития восприятия, внимания, памяти, логического мышления и воображения.

Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития психических процессов, которые являются важнейшими компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

Развитию этих способностей в большей мере способствует математическое развитие. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «жизненных» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Одна из ключевых идей Концепции развития российского математического образования направлена на то, что в современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой математической компетентностью в математике, включая информатику. Формирование этой компетентности – задача образования, начиная с раннего, дошкольного возраста. «Нет детей, не способных к математике» – обучение должно строиться, не допуская пробелов, на основе определения индивидуальных динамических зон («коридоров») ближайшего развития, поддержания уверенности в своих силах, интереса к математике, приложению ее к реальным задачам. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.

Исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в дошкольном возрасте в начальных классах школы переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решений задач. Одно из условий по реализации данного направления деятельности является грамотное взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Ведь семья для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и развитие. И если мы хотим вырастить поколение способное испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию «математикой» и развитию математических представлений и способностей у дошкольников. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и математического развития ребенка в ДОУ и семье.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Законе «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители (законные представители) обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

Рекомендуемые современные формы работы активного включения родителей в данное направление работы, позволят сообща сделать математику легкой, интересной забавой для ребенка, изящной игрой. И тогда математика войдет в жизнь детей естественно, создавая предпосылки для изучения точных наук в дальнейшем.

Глава2. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в вопросах развития математических представлений и способностей у дошкольников

Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество ДОУ и родителей малышей. Совместная работа детского сада с семьей – важное условие правильного математического развития детей.

Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении математических знаний можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений. Необходимо в работе использовать новые формы отношений педагога с родителями. Это сотрудничество и взаимодействие.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его математического развития.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы.

• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается (в контексте решаемых задач) его ребенок);

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании «математикой» детей;

• создание активной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей единые подходы к математическому развитию личности в семье и детском коллективе;

• диагностика общих и частных проблем в развитии (в том числе и математическом) и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании «математикой» детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

• развитие интересов и потребностей ребенка;

• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций (популяризация математики, понимание ее важности);

• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Необходимо выделить основные условия для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей:

• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;

• открытость детского сада семье;

• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ в рамках математического развития. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

4. Совместное с взрослыми исследование и развитие математических потребностей и способностей ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Глава 3. Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах развития математических представлений и способностей у дошкольников.

3.1 Классификация нетрадиционных форм работы с родителями

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие направления взаимодействия: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. (Таблица 1)

Опираясь на этапы и классификацию взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников разработаны нетрадиционные формы работы с семьей по вопросу развития математических представлений и способностей у дошкольников.

Нетрадиционные формы взаимодействия

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности в вопросе математического развития детей Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», анкетирование

Совместное изучение познавательного интереса к математике у воспитанников и их семьей

(составление портрета «Я и моя семья»)

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания «математикой» детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с математическим содержанием, развивающая библиотека для родителей,шоу- викторины, размышлялки.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями математического развития и воспитания «математикой» детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, проектная деятельность, организация дней (недель) открытых дверей «На старт смекалистые!», открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет «Страна математики», (Приложение 1)

организация мини-библиотек, ведение рубрики «Юные математики» на официальном сайте ДОУ.

Информационно-аналитические формы

направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми по вопросу математического развития (потребностей, способностей). К ним относятся опрос, тесты, анкетирование, составление портрета семьи(«Какие мы математики», «Моя семья и математика»); «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы

совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: «Праздник числа», «В гостях у логики», «Путешествие в страну математики», телевикторина «Что? Где?Когда?», «Уроки смекалки и фантазии», «Вечер математических загадок», Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись», «Математика-королева осени!»,Математика-королева зимы!»,Математика- королева весны!», Математика-королева лета!», Конкурс «Считалка», турнир шашечников, шахматистов, «Знайки и умейки!» и др (Приложение 3)

Познавательные формы.

Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями по формированию у дошкольников элементарных математических представлений (далее ЭМП, формирование практических навыков воспитания детей «математикой», повышение психолого-педагогической культуры родителей. (Приложение 4)

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытая НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов НОД с детьми, организацию режимных моментов, прогулок в ДОУ, осуществлять совместную проектную деятельность и таким образом сочетать разные формы взаимодействия, направленные развитие ЭМП.

Заключение

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения в вопросах развития математических представлений и способностей у дошкольников. Без родительского участия процесс воспитания «математикой» невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированного подхода к семьям разного типа.

Данные методические рекомендации ориентируют и родителей, и педагогов на то, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное сообща с родителями привить ребенку интерес к познанию. Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Использование нетрадиционных форм работы с семьей по вопросу развития математических представлений и способностей у дошкольников позволит понятию «ребенок, не способный к математике» потерять смысл и исчезнуть из лексикона педагогов, родителей и общества.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 2002.

2. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. - М., 1987.

3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2005.

4. Бочек Е. А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. ISBN: 5-7155-0358-2

6. Зверева О. Л., Кротова Т. В Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 80с. ISBN: 978-5-89144-864-3

7. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 128 с. ISBN: 978-5-8112-3505-6

8. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997.

9. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000ISBN: 5-09-002716-1

10. Математика от трех до семи / Учебное метадическое пособие для воспитателей детских садов. - М., 2001.

11. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. - М., 1999.

12. Пантина Н. С. Исходные элементы психических структур в раннем детстве. /Вопросы психологии, №3, 1993.

13. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.

14. Попова В. И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1997, №5.

15. Радугин А. А. Психология и педагогика - Москва, 2000 г.

16. Сорокина А. И Дидактические игры в детском саду. - М. ,2003.

17. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1985.

18. Тихоморова Л. Ф Развитие логического мышления детей. - СП., 2004.

19. Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. Играя, учимся математике. - М., 2005.

20. Щедровицкий Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под. ред. Запорожца - М. ,2003

Публикации по теме:

Методические рекомендации «Дидактическая игр в формировании элементарных математических представлений у детей 4–5 лет» Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению,.

Методические рекомендации для педагогов в формировании временных представлений, через художественные образы. Со временем человек сталкивается постоянно: срывая листок календаря, глядя на часы. Во времени живут и дети, поэтому формирование представлений.

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.

Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр вне ОД с целью развития музыкальных способностей Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание.

Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Г. Н. Пантелеев На сегодняшний день активно обращается.

Методические рекомендации по организации театрально речевой зоны на группах в МБДОУ .

Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ "Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ" Подготовила: старший воспитатель.

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в первой половине дня Введение Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации.

Рекомендации по развитию математических способностей у детейРекомендации по развитию математических способностей у детей Для развития познавательных способностей используем разнообразные развивающие игры и упражнения,содержащие чрезвычайно широкий спектр задач,.

Статья «Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО» 1. Вся предметно - развивающая среда в группах должна быть представлена в виде развивающих полочек - «миров». Этот элемент среды является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации взаимодействия с родителями по развитию математических представлений и способностей
Опубликовано: 2 сентября 2017 в 14:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД