Тюлькина Светлана
Методические рекомендации по организации взаимодействия с родителями по развитию математических представлений и способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации взаимодействия с родителями по развитию математических представлений и способностей
«Сад, семья и я — втроем математику мы познаём» Авторы: воспитатели Тюлькина С. Н, Смирнова Н. С.
Содержание
Пояснительная записка….. 3
Глава 1 Влияние математических способностей на всестороннее
развитие личности ребенка…. 6
Публикация «Методические рекомендации по организации взаимодействия с родителями по развитию математических представлений и способностей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Глава 2 Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников в вопросах развития математических представлений
и способностей у дошкольников….…9
Глава 3 Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и
родителей в вопросах развития математических представлений
и способностей у дошкольников…12
3.1 Классификация нетрадиционных форм работы с родителями. 12
3.2 Нетрадиционные формы проведения родительских собраний…. 15
Заключение…. 21
Список литературы …. 22
Приложение
Приложение1….23
Приложение 2…
Приложение 3…
Пояснительная записка
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в
решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Методические рекомендации составлены на основании документов РФ, («Концепция дошкольного воспитания», «Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО) и современных требований государства.
Целью данной методической рекомендации является оказание помощи педагогическим работникам ДОУ в обеспечении информирования и вовлечения родителей (законных представителей) в орбиту педагогической деятельности по развитию математических представлений и способностей воспитанников.
К числу основных задач, решающихся в ходе достижения цели, относится:
1. Повышать математическое просвещение семьи и психолого-педагогическую компетентность родителей;
2. Взаимодействовать с родителями для изучения их семейной микросреды в рамках математического развития;
3. Использовать с родителями различные формы сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
4. Оказывать практическую и теоретическую помощь родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формировать умения и навыки практической работы с детьми;
5. Воспитывать уважения к детству и родительству;
Работа организуется с учетом основных принципов
1. открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается (в контексте решаемых задач) его ребенок);
2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании «математикой» детей;
3. создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к математическому развитию личности в семье и детском коллективе;
4. диагностика общих и частных проблем в развитии (в том числе и математическом) и воспитании ребенка.
Новизна представляемого в данных рекомендациях материала заключается в использовании новые формы отношений педагога с родителями: «сотрудничество» и «взаимодействие»
Результатом работы предполагается внедрение новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированного подхода к семьям разного типа.
Глава 1. Влияние математических способностей на всестороннее развитие личности ребенка
Мы живём в современном развивающемся мире. Жизнь, во всех её проявлениях, становится разнообразнее и сложнее. Она требует от нас не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению различных вопросов и задач.
Особую ценность сегодня приобретает умение самостоятельно и творчески мыслить. Поэтому одна из главных задач дошкольного образования – развитие интеллектуальных способностей у детей.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития восприятия, внимания, памяти, логического мышления и воображения.
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития психических процессов, которые являются важнейшими компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Развитию этих способностей в большей мере способствует математическое развитие. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «жизненных» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Одна из ключевых идей Концепции развития российского математического образования направлена на то, что в современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой математической компетентностью в математике, включая информатику. Формирование этой компетентности – задача образования, начиная с раннего, дошкольного возраста. «Нет детей, не способных к математике» – обучение должно строиться, не допуская пробелов, на основе определения индивидуальных динамических зон («коридоров») ближайшего развития, поддержания уверенности в своих силах, интереса к математике, приложению ее к реальным задачам. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.
Исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в дошкольном возрасте в начальных классах школы переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решений задач. Одно из условий по реализации данного направления деятельности является грамотное взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Ведь семья для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и развитие. И если мы хотим вырастить поколение способное испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию «математикой» и развитию математических представлений и способностей у дошкольников. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и математического развития ребенка в ДОУ и семье.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Законе «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители (законные представители) обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.
Рекомендуемые современные формы работы активного включения родителей в данное направление работы, позволят сообща сделать математику легкой, интересной забавой для ребенка, изящной игрой. И тогда математика войдет в жизнь детей естественно, создавая предпосылки для изучения точных наук в дальнейшем.
Глава2. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в вопросах развития математических представлений и способностей у дошкольников
Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество ДОУ и родителей малышей. Совместная работа детского сада с семьей – важное условие правильного математического развития детей.
Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении математических знаний можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений. Необходимо в работе использовать новые формы отношений педагога с родителями. Это сотрудничество и взаимодействие.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его математического развития.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы.
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается (в контексте решаемых задач) его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании «математикой» детей;
• создание активной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей единые подходы к математическому развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии (в том числе и математическом) и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании «математикой» детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций (популяризация математики, понимание ее важности);
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Необходимо выделить основные условия для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей:
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ в рамках математического развития. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
4. Совместное с взрослыми исследование и развитие математических потребностей и способностей ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Глава 3. Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах развития математических представлений и способностей у дошкольников.
3.1 Классификация нетрадиционных форм работы с родителями
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие направления взаимодействия: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. (Таблица 1)
Опираясь на этапы и классификацию взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников разработаны нетрадиционные формы работы с семьей по вопросу развития математических представлений и способностей у дошкольников.
Нетрадиционные формы взаимодействия
Информационно-аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности в вопросе математического развития детей Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», анкетирование
Совместное изучение познавательного интереса к математике у воспитанников и их семьей
(составление портрета «Я и моя семья»)
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания «математикой» детей
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с математическим содержанием, развивающая библиотека для родителей,шоу- викторины, размышлялки.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями математического развития и воспитания «математикой» детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, проектная деятельность, организация дней (недель) открытых дверей «На старт смекалистые!», открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет «Страна математики», (Приложение 1)
организация мини-библиотек, ведение рубрики «Юные математики» на официальном сайте ДОУ.
Информационно-аналитические формы
направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми по вопросу математического развития (потребностей, способностей). К ним относятся опрос, тесты, анкетирование, составление портрета семьи(«Какие мы математики», «Моя семья и математика»); «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговые формы –
совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: «Праздник числа», «В гостях у логики», «Путешествие в страну математики», телевикторина «Что? Где?Когда?», «Уроки смекалки и фантазии», «Вечер математических загадок», Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись», «Математика-королева осени!»,Математика-королева зимы!»,Математика- королева весны!», Математика-королева лета!», Конкурс «Считалка», турнир шашечников, шахматистов, «Знайки и умейки!» и др (Приложение 3)
Познавательные формы.
Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями по формированию у дошкольников элементарных математических представлений (далее ЭМП, формирование практических навыков воспитания детей «математикой», повышение психолого-педагогической культуры родителей. (Приложение 4)
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытая НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов НОД с детьми, организацию режимных моментов, прогулок в ДОУ, осуществлять совместную проектную деятельность и таким образом сочетать разные формы взаимодействия, направленные развитие ЭМП.
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения в вопросах развития математических представлений и способностей у дошкольников. Без родительского участия процесс воспитания «математикой» невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированного подхода к семьям разного типа.
Данные методические рекомендации ориентируют и родителей, и педагогов на то, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное сообща с родителями привить ребенку интерес к познанию. Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».
Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Использование нетрадиционных форм работы с семьей по вопросу развития математических представлений и способностей у дошкольников позволит понятию «ребенок, не способный к математике» потерять смысл и исчезнуть из лексикона педагогов, родителей и общества.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 2002.
2. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. - М., 1987.
3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2005.
4. Бочек Е. А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. ISBN: 5-7155-0358-2
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 80с. ISBN: 978-5-89144-864-3
7. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 128 с. ISBN: 978-5-8112-3505-6
8. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997.
9. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000ISBN: 5-09-002716-1
10. Математика от трех до семи / Учебное метадическое пособие для воспитателей детских садов. - М., 2001.
11. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. - М., 1999.
12. Пантина Н. С. Исходные элементы психических структур в раннем детстве. /Вопросы психологии, №3, 1993.
13. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.
14. Попова В. И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1997, №5.
15. Радугин А. А. Психология и педагогика - Москва, 2000 г.
16. Сорокина А. И Дидактические игры в детском саду. - М. ,2003.
17. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1985.
18. Тихоморова Л. Ф Развитие логического мышления детей. - СП., 2004.
19. Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
20. Щедровицкий Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под. ред. Запорожца - М. ,2003