Получи документы

Методические рекомендации для педагогов в формировании временных представлений, через художественные образы.

Надежда Поспелова
Методические рекомендации для педагогов в формировании временных представлений, через художественные образы.
▼ Скачать + Заказать документы

Со временем человек сталкивается постоянно: срывая листок календаря, глядя на часы. Во времени живут и дети, поэтому формирование представлений о времени играет важную роль в их жизни. Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторения, ритм должно пониматься дошкольниками. В процессе работы с детьми у дошкольников должно складываться представление о текучести и непрерывности работы. Промежутки календарного времени (сутки, неделя, месяц, год) имеют свою количественную характеристику и служат единицей измерения для следующего промежутка времени. Что бы работа по формированию временных представлений протекала более плодотворно, мы предлагаем :

Публикация «Методические рекомендации для педагогов в формировании временных представлений, через художественные образы,» размещена в разделах

1. Уголок времени или календаря.

В группе нужно создать уголок времени. Уголок должен быть расположен в доступном для детей месте и использоваться не только на занятиях, но и свободное время.

В этот уголок могут входить:

- набор для экспериментирования (лампа, глобус, символ – «человечек»)

- модели (частей суток, дней недели, времен года и т. д.).

- картинки с изображением дня (на картоне голубого цвета делается дугообразный разрез, в него вставляется изображения Солнца, которое легко перемещается по дуге) и ночи (на картоне темного – синего цвета нарисованы звезды, ниткой прикреплено изображения Луны, которое можно перевернуть; с одной стороны показана полная Луна, с другой – Месяц).

- детские календари;

- приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);

- настольно – печатные («Мои первые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т. д.) и дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т. д.);

- репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.);

С. Тутунов «Зима пришла. Детство» 1960

- художественная литература :

«Много сказок есть на свете Сказки очень любят дети, Все хотят в них побывать И немножко поиграть. Перед нами – в сказку дверь, Открывай ее скорей!»

произведения: В. Даль «Старик – годовик»,

С. Маршак «Двенадцать месяцев», Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика», «Кукушка в часах», «Девочка и время», И. Мельников «Про часы и о часах», В. Садовский «Тик-так», стихи: Вольт Суслов «Который час», И. Змай «Часы», С. Жупанин «Лесные часы», «Часы с боем», загадки про часы и т. д. А так же произведения авторов: А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина В. Бирюков, Е. Я. Ильина и др.);

- альбомы «Времена года» и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);

- плакаты (времена года, часы – определяем время и т. д.);

- музыкальные произведения: А. Вивальди «Времена года» (Лето – 3 часть, Зима – 1 часть, Осень – 1 часть, Весна, Лето – Гроза, С. Прокофьев «Детская музыка (Дождь и радуга, П. Чайковский «Времена года» (Декабрь. Святки. Июнь. Июль. Песнь косаря. Октябрь. Осенняя песнь. Май. Белые ночи). «Детский альбом» (Песня жаворонка. Сладкая греза. Утренняя молитва, фрагмент балета «Щелкунчик» (Вальс снежных хлопьев, Р. Шуман «Май, милый май» и т. д.

Математика – царица всех наук, символ мудрости. Не один ученный отмечает, что красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства. Музыка - это искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах. Между математикой и музыкой размещается вся творческая духовная деятельность человека. Музыкальная логика и математика развивают мышление, даже упражнение пальцев при игре на музыкальных инструментах укрепляет мозговые клетки. Не зря отмечают: «Ум человека на кончиках пальцев». По этому, педагоги так много времени отводят пальчиковой гимнастике.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на детей: во-первых, она делает занятие необычным, более интересным и весьма привлекательным для ребенка, во-вторых, как образец художественного творчества музыка насыщена образами, являющимися основой наглядно-образного мышления, доминирующего на данном возрастном этапе; и форма подачи материала во многом способствует непроизвольному и ассоциативному запоминанию, в ходе которого происходит усвоение новой информации, необходимой для своевременного формирования мыслительных процессов. Музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему “интеллектуальному багажу”. Проведения музыкальных “физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания, а так же способствует появлению интереса к учебной деятельности (учебному труду).

2. Время утреннего круга «Календарь».

Важным средством обучения является календарь. Ф. Н. Блехер рекомендовала использовать отрывной календарь, как наглядный прибор для измерения времени. Календарь дает наглядное представление о том, что «события приближаются», «дни уходят», наступил новый день, новая неделя, новый месяц и т. д.

Во время утреннего круга, после того как все поприветствовали друг друга, воспитатель вместе с детьми вспоминает, какое сегодня число, месяц, день недели, время года. Чтобы детям было легче запомнить названия дней недели, месяцев, могут быть использованы специальные календари с подвижными картинками или пальчиковые игры, модель наглядного календаря

Знакомить с календарем рекомендуют в старшей группе с Нового года. Но так как в нашем детском саду нет подготовительной группы, мы предлагаем знакомить детей со средней группы, чтоб дети могли увидеть годовой цикл, а так же увидеть цикличность, непрерывность времени.

Календарь – широкая тема для образовательной практики. Её можно раскрыть с учетом ориентировки во времени, а можно рассмотреть в ракурсе ознакомления с окружающим миром, а также знакомством с историей предметов, особенностями быта людей в разные исторические эпохи.

Целевые ориентиры совместной деятельности детей и взрослых с учетом годовой работы с календарем: познакомить детей с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; дать представление о сезонах, формировать знания о делении сезона на три части - по месяцам; познакомить с понятием «месяц»; учить понимать сменяемость времен года и различать по особенностям присущим каждому времени года; формировать представления о взаимосвязи последовательности времен года и месяцев; обобщать и систематизировать о характерных признаков каждого сезона; формировать знания о делении месяца на четыре части – недели; знакомить детей с названиями дней недели; учить детей называть последовательно дни недели; закреплять представления о времени суток.

При создании модели календаря как наглядного пособия можно использовать ящик (предлагаем такой формат, куда складываем листочки отрывного календаря:

понедельник вторник среда четверг пятница суббота Воскресенье

неделя

неделя неделя неделя

Январь Февраль

Март Апрель Май

Июнь Июль Август

Сентябрь Октябрь Ноябрь

Декабрь

В этой модели видно сезоны (зима, весна, лето, осень).

Каждый листок желательно маркировать своим знаком. Каждый сезон мы помечаем (зима – голубой круг, весна – зеленый овал (можно разных оттенков, например: (март – цвет морской волны, апрель – светло зеленый, май – изумрудный, лето – желтый квадрат; осень – оранжевый треугольник). Также помечаем каждый месяц своим значком: (январь – снеговик, февраль – снежинка, март – подснежник, апрель – птица, май – березка, июнь – бабочка, июль – солнце, август – яблоко, сентябрь – гриб, октябрь – листок, ноябрь – туча, декабрь – елка. Каждый день недели тоже можно выделить знаком, определенного цвета, по цветам радуги понедельник – красный, вторник – оранжевый, среда – желтый, четверг – зеленый, пятница – голубой, суббота – синий, воскресенье – фиолетовый. На примере будет следующее: декабрь – вторник (зима – голубой круг, декабрь – елка, так как вторник, то значек – оранжевая елка и т. д.). Цветовой символ используем как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации.

7 листков — 7 дней в недели в каждом отделении должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца необходимо подсчитать количество недель. Листки, собранные за месяц, сложить стопкой, можно на писать название прошедшего месяца и положить в отделение коробки по месяцам. Так, постепенно будут заполняться отделения по месяцам. Таким образом, первый ряд неделя, видно наглядно. Стопки в верхнем ряду сколько в месяце недель. И сколько в сезоне месяцев. По окончании года, уже в старшей группе, подсчитывается количество месяцев в году, определяется порядок их следования. В любой момент дети могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам определить, сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

По каждому месяцу вокруг календаря – чтоб показать смену суток, частей суток – желательно подобрать репродукции 4 – 6 картин по сезону. Наример - зима: утро - И. Шишкин «Зима» или В. Рамазов «Утро»; день – Б. Кустодеев «Зима», Р. Дисан «Зимние забавы»; вечер – С. Кашин «Снегири»; Васнецов «Снегурочка», В. Гредасов «Зимняя ночь».

Или например:

Кустодиев «Масленица»

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

Арсений Мерщерский «Лунная ночь»

Кремер Марк «Зимний вечер. Снегири».

Во время утреннего круга зимой используют музыкальное произведение, например: фрагмент балета «Щелкунчик» (Вальс снежных хлопьев).

3. Использование картинок с изображением дня (на картоне голубого цвета делается дугообразный разрез, в него вставляется изображения Солнца, которое легко перемещается по дуге) и ночи (на картоне темного – синего цвета нарисованы звезды, ниткой прикреплено изображения Луны, которое можно перевернуть; с одной стороны показана полная Луна, с другой – Месяц).

Использование «живых» картинок «день» и «ночь» в работе с детьми:

Что происходит с Солнцем? (передвигаем Солнце по дуге).

Загадка:

«Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Солнышко встречать зовет»

(Утро).

Красная девица

С утра в зеркало

Озёрное глядится. (Заря)

Т. Яблонская «Утро».

Время суток, когда солнце показывается над горизонтом, называется утро, которое наступает с рассветом. Солнце восходит на Востоке. Солнце только поднимается над горизонтом все выше и выше, дарит нам свои яркие лучи и солнечную улыбку. Зимой утро начинается позже, а летом раньше. Что же мы делаем утром? (Ответы детей). Правильно. Утром надо встать с постели, аккуратно застелить ее (Н. Кошелев «Утро в деревне»). Затем пойти умыться, почистить зубы, сделать зарядку и собраться в детский сад или школу (Ю. Кугач «В субботу»; Т. Яблонская «Утро»). А тем временем на кухне утром нас уже ждет завтрак, который приготовила мама (Б. Кустадеев «На террасе»; З. Серебрикова «За завтраком»). Утро начинается с пробуждения. Просыпаются растения, раскрывая свои бутоны, просыпаются животные и птицы, вылезая из своих норок и вылетая из своих гнезд. (И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»).

Загадка:

«С зарей родился,

Чем больше рос,

Тем меньше становился»

(День).

«К вечеру умирает,

по утру оживает»

(День).

Илларион Прянишников «В засаде»

Что люди делают днем? Что в это время суток мы вами делаем? (Ответы детей). Днем человек бодрствует. Дети играют во дворе дома или детского сада. Школьники учатся и после уроков возвращаются домой, а взрослые тем временем работают. Маленьким детям днем положено немного поспать после обеда, а школьникам постарше сделать уроки, чтобы до вечера можно было заняться любимыми делами и пойти погулять. (Ф. П. Решетников «Опять двойка»; Юрий Кропоткин серия картин «Сказка о лете»). Днем солнце поднимается высоко в небо и совершает движение с востока на запад по небосклону, постепенно опускаясь после обеда к горизонту. Летом солнце высоко поднимается над горизонтом, а зимой невысоко и быстро садится.

Загадка:

«Когда это бывает,

Что солнышко совсем садится,

Гвоздика лепестки свои свернет,

А деткам спать уже пора ложиться» (Вечер). Николай Пимоненко «Вечереет».

Расскажите ребята, что мы с вами делаем вечером? (Ответы детей). Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер. А когда солнце исчезает за горизонтом можно наблюдать красивый закат. Он может быть ярким в желто-красных лучах. (Н. Пимонов «Вечереет») Зимой вечер наступает рано, и солнце садится быстро, а летом вечереет долго и солнце садится медленно. Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, муравейник в лесу закрывается, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд.

Загадка:

«Звезды на небе зажглись,

Спать ребята улеглись.

Вечер, день умчались прочь.

Им пришла на смену»… (Ночь). Альбер Анкер «Юная мать у постели спящего ребенка».

Вот и ночь наступила. Что происходит ночью? (Ответы детей). Ночью все люди, животные и растения отдыхают, чтобы набрать сил на следующий день. Люди спят в своих кроватях под теплым одеялом (Альбер Анкер «Юная мать у постели спящего ребенка», собачки и кошки сворачиваются калачиком на своих уютных местах, птицы прячутся в ветвях деревьев (Б. Ольшанский «День уходящий», а у растений закрыты бутоны. Некоторые животные, такие, как совы, которые спят днем, ночью бодрствуют, но большинство животных ночью спят в своих гнездах и норках. Ночь это время тишины, отдыха и сладких снов.

Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды и на какое-то время выходит месяц. Днем звезды и луну невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе.

Ночью на небе появляется месяц. Это луна - наша спутница планеты Земля. Месяц бывает полным - называют полнолуние. Бывает в форме растущего или убывающего полумесяца. А может и совсем не быть - называется новолуние. В то время пока у нас длится ночь, на другой части земного шара светит солнце и вовсю идет день.

А ночью на небосклоне мы видим звезды и Луну. Какую Луну мы видим? Чем от нее отличается Месяц? (Рассматриваем картинку ночь, переворачивая изображения Луны).

Загадка:

«Друг за другом чередой

Мимо ходят брат с сестрой,

Братец будит весь народ,

А сестра наоборот,

Спать немедленно зовет» (День и ночь).

«День и ночь – сутки прочь». Вместе день и ночь называются сутки.

4. Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания помогают развивать самостоятельное мышление, через овладения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение доказывать правильность суждения.

Разгадывания загадок – это увлекательная игра. Игра для ребенка одно из самых привлекательных занятий, вызывающее у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное настроение. Отгадывание загадок это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.

Отбирая загадки для работы с детьми, прежде всего надо опираться на доступность сложности художественного образа, содержания, полноты, точности характеристик, а так же опыта ребенка.

Загадки располагать в последовательности – от простых к более сложным, где свойства и признаки прямо указаны в тексте (описательные, к таким, где свойства и признаки завуалированные (метафорические). Например:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям одарила

И на санках прокатила». (Зима).

«Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как взмахнула рукавом –

Все покрылось серебром». (Зима). Федот Васильевич Сычков «Катание с горы.

От загадок с положительным сравнением, например:

«Этот год живет всех дольше:

И часов, и дней в нем больше» (Высокосный год).

или «Вчера было, сегодня есть и завтра будет» (Время).

Педагог предлагает детям загадки с отрицательным сравнением, например:

«Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья». (Осень).

«Осенью рождаюсь, весной умираю.

Зимой своим телом землю согреваю». (Снег).

«Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идет». (Снег).

Снег, как один из признаков явления природы, не только зимы, но и поздней осени, ранней весны. Дети пяти – шести лет уже имеют правильные временные представления о предметах и явлениях природы. («Зимой идет снег. Дни зимой короткие, едешь в садик темно, вечером идем из садика, тоже темно, на улице не погуляешь. Зимой сильные морозы»). Отгадывание загадок – это «мыслительный процесс перевода символической структуры загадки в образ – отгадку». Каждая загадка – это логическая задача, решая которую ребенок совершает сложные мыслительные операции. Ребенок учится не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно – дедуктивных умозаключений.

Пример 1:

«Худеет с каждым днем толстяк

И не поправится не как» (Календарь).

О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Какие виды календарей ты знаешь? Для чего нам нужен календарь? Чем похожи календари? Чем отличаются календари? и т. д. Про какой же календарь эта загадка?

Делается вывод: отгадкой может быть только отрывной календарь.

Пример 2:

«Есть в квартире молодец –

Математик и мудрец.

Постоянно круглый год

Точный счет он дням ведет».

(Календарь).

О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Это может быть отрывной календарь? Может ли это быть настенный или перекидной календарь?

Ответ: любой календарь, потому что любой календарь показывает число, месяц, день недели. Ребенок приходит к индуктивно – дедуктивному умозаключению на основе рассмотрения множества конкретных примеров (карманный, перекидной, настенный, отрывной и т. д.). Обобщение загадки становится важным способом обоснования ответа.

Пример 3:

«Стоит сад, в саду двенадцать гряд, на грядках по четыре бороздки, на бороздке – по семь коней». (Год, месяцы, недели, дни).

В тексте загадки много отгадок. Загадка делится на несколько частей. Дети высказывают различные предположения. Воспитатель предлагает свою «отгадку» : показывает картинку с семи цветами на гряде. Некоторые дети соглашаются со взрослым, другие дети вспоминают условия загадки: не только «семь коней на грядке, но и на каждой грядке четыре бороздки, а в саду двенадцать гряд». Дети должны заметить недостающие признаки, опровергнуть «ложную» отгадку, с обоснованием правильной отгадки.

«Без ног, но я хожу,

Без языка, но я скажу,

Когда придет зарница,

Когда в постель ложиться» (Часы).

В тексте загадки нет данных, подтверждающих, что отгадкой являются часы. При разгадывании загадок с отрицанием, как правило, доказательство проводят путем исключения перечисленных признаков или отгадок.

В процессе обучения детям задают схему, ориентировочную базу исследования явления или предмета, показывая разные действия с ними, чтобы он мог самостоятельно изучать окружающий мир, выделять и устанавливать связь между явлениями. В процессе обучения дети составляют логические цепочки, сериационные ряды. Можно детям в алфавитном порядке предложить загадки о днях недели, чтобы дети составили логическую цепочку последовательности дней недели.

Например:

«День сегодня выходной,

А по счету он седьмой.

Ну – ка дети не зевайте –

Как зовется? Отвечайте!» (Воскресенье).

«День по счету он второй

И стоит перед средой» (Вторник).

«Ходят братья друг за другом.

Братьев этих ровно семь

Вам они известны всем» (Дни недели).

«Дни недели пошалили:

Свой черед установили.

Календарь же их поправил.

Первым он кого поставил» (Понедельник).

«Рабочую неделю закончит этот день,

И снова в понедельник трудится нам не лень» (Пятница).

«Прошел понедельник,

И вторник промчался.

Недели день третий

Уже к нам примчался» (Среда).

«Три дня уж пролетели,

И надо вам назвать

Четвертый день недели,

Чтоб к нам пришел опять» (Четверг).

5. «Прошлое, настоящее, будущее».

Ребята, как вы знаете, дни недели повторяются через 7 дней. Мы с вами каждый день растем. И у нас есть прошлое – что было, настоящее – что с нами сейчас происходит, и будущее.

Посмотрите ребята, какая речка нарисована на картине. Эта река необычная и называется она «река времени». Начало «реки» зеленого цвет - это прошлое, середина голубого - это настоящее, а продолжение белого - наше будущее, каким будет оно, мы не знаем. Реки всегда текут в одном направлении. И эта река не исключение, она никогда не повернет назад. Так и время идет вперед, никогда назад не вернется.

«Прошлое - все то, что было. Никакая в мире сила Все обратно не вернет.

Время лишь вперед идет. То, что видим мы сейчас, - Настоящее для нас. Будущее – то, что будет. И его не знают люди».

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Прошлое, настоящее, будущее».

- Какими вы были, когда родились? Какие предметы нужны малышам? - Сейчас вы уже подросли. С какими игрушками вы играете? «Сейчас» - это ваше прошлое или настоящее?

- Куда вы все пойдете, когда вам исполнится 7 лет? Это настоящее или ваше будущее? Что вам нужно для занятий в школе?

Задание: найти на доске картинки с волшебными липучками, которые показывают прошлое, настоящее, будущее и приклеить их на «реке времени», соблюдая порядок (картинки с изображением погремушки, пустышки, коляски; машины, куклы, велосипед; портфеля, пенала, книги).

Ребята мы с вами сегодня отлично потрудились. Что вам понравилось? Что бы вы хотели еще узнать?

Публикации по теме:

«Использование технологий моделирования при формировании у детей временных представлений». Конспект НОД «Использование технологий моделирования при формировании у детей временных представлений». Подготовила : воспитатель Долдонова.

Формирование миропонимания детей через близкие им образы народной культуры. Сценарий праздника «Весна-красна» Сценарий праздника «Весна-красна» для детей младшего дошкольного возраста. Цель: развитие музыкально-творческих способностей ребёнка, нравственное,.

«Развитие логического мышления через аппликативные образы». Конспект выступления на первом этапе конкурса «Педагог года» Конспект для выступления на первом этапе конкурса «Педагог года». МДОУ детский сад №5 «Звёздочка» городского округа Власиха М. О. Тема:.

Методические рекомендации для педагогов «Утренний совет, или Дружно в садике живем» Методические рекомендации для педагогов «Утренний совет или дружно в садике живем» как один из способов организации свободного общения воспитанников.

Методические рекомендации для педагогов и родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить.

Методические рекомендации для педагогов «Основные задачи и методы работы с детьми по эмоциональному развитию» Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь.

Методические рекомендации для педагогов «Развитие творческой активности детей» «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста средствами музыки». Программа «Детство». (Методические рекомендации для педагогов.

Методические рекомендации для педагогов. «Семейная гостиная-эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи» Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин: 1. Тесная эмоциональная связь ребенка.

Методические рекомендации «Социализация ребёнка через работу с родителями» Социализация ребёнка через работу с родителями. «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь.

Развитие временных представлений у дошкольников Содержание Введение 3 1. Понятие и сущность времени 5 2. Плоскостные модели как средство воспроизведения временных отрезков 6 3. Объемные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов в формировании временных представлений, через художественные образы.
Опубликовано: 4 марта 2017 в 15:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов в формировании временных представлений, через художественные образы.» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Поспелова (УИ 242566) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД