МААМ-картинки

Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ

Татьяна Белова
Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

"Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ"

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Аленка» Белова Т. В.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования (область «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»).

Публикация «Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Задачи познавательно-исследовательской деятельности :

- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям;

- расширение опыта ориентировки в окружающем;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, причинах и следствиях и др.)

Методические рекомендации по организация познавательно- практической (экспериментальной) деятельности в учреждении дошкольного образования.

В учреждении дошкольного образования познавательно-практическая деятельность (экспериментирование) может быть организовано в трё х основных формах: занятие, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по математике, по развитию речи, по конструированию и пр., ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в познавательно-практическом центре).

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования.

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования

• развитие первичных естественнонаучных представлений,

• наблюдательности,

• любознательности,

• активности,

• мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

• формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. (экспонаты, редкие предметы: раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты

• Компонент дидактический

• Компонент оборудования

• Компонент стимулирующий

Дидактический компонент

Познавательные книги

• Атласы

• Тематические альбомы

• Серии картин с изображением природных сообществ

• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

• Алгоритмы выполнения опытов

• карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

• Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент оборудования

• микроскоп, лупы, увеличительные стекла

• весы, безмен

• песочные, механические часы,

• компас,

• магниты;

• портновский метр, линейки, треугольник т. д.

Компонент стимулирующий

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

• сита, воронки разного размера и материала;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

• шишки, перья, мох, листья и др. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

• меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

Содержание уголка экспериментальной деятельности

в младшей группе

Книги познавательного характера для младшего возраста;

Тематические альбомы;

Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;

Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги, разного цвета;

Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;

Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;

Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами;

Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;

Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);

Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);

Вертушки для игр с ветром;

Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;

Природный материал (все крупное, семена, гербарий осенних листьев);

Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).

Содержание уголка экспериментальной деятельности

в средней группе

Книги познавательного характера для среднего возраста;

Тематические альбомы;

Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

Мини – музеи («Камни», «Чудеса из стекла» и др.);

Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;

Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);

Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги, разного цвета;

Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;

Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;

Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами, фонарик для игр со светом;

Приборы для измерений (термометр для воды, весы со стрелочкой и чашами);

Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;

Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);

Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);

Вертушки для игр с ветром;

Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;

Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев);

Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).

Содержание уголка познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе

Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;

Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;

Серии картин с изображением природных сообществ;

Тематические альбомы;

Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

Мини – музеи («Изделия из камня» и др.);

Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- ступки, пестики для растирания веществ;

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;

Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);

Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, разного цвета;

Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;

Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;

Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;

Различные часы (песочные, механические);

Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы - безмен);

Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;

Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);

Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);

Вертушки для игр с ветром;

Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;

Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);

Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;

Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

Содержание уголка познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе

Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;

Картотека опытов;

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

Блокноты для фиксации результатов опытов;

Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;

Серии картин с изображением природных сообществ;

Тематические альбомы;

Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

Мини – музеи («Изделия из камня», «Часы бывают разные», «Магниты» и др.);

Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- ступки, пестики для растирания веществ;

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;

Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);

Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, копировальная бумага, разного цвета;

Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;

Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;

Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;

Различные часы (песочные, механические);

Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы – безмен, бинокль, компас, микроскоп, горелка);

Различные часы (песочные, механические);

Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;

Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);

Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);

Вертушки для игр с ветром;

Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;

Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);

Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).

Печатки из пробок, поролона, свечи;

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;

Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

Публикации по теме:

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по программе «Миры детства» Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по программе «Миры детства» Прохорова Екатерина.

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Фрукты» Тема: «Организация совместной деятельности детей и педагога в первой половине дня» (интеграция содержания образовательной области «Развитие.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по организации прогулок-событий» Тематическая прогулка-событие с дошкольниками В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Основная.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности. Методические рекомендации.

Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Г. Н. Пантелеев На сегодняшний день активно обращается.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Шлыкова Людмила Евгеньевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка 1. Организации образовательного процесса, соответствующего календарно.

Методические рекомендации по организации театрально речевой зоны на группах в МБДОУ .

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный лимон» 1 неделя Тема недели «Полезные фрукты» НОД Тема: «Волшебный лимон» (с использованием методики И. Л. Паршуковой) Задачи: 1. Формировать знания.

Примерный план организации познавательно-исследовательской деятельности «Проращивание овса в разных условиях» Старшая группа Цель: формирование представлений об условиях роста и развития овса Задачи: - продолжать знакомить с особенностями внешнего.

Сказка как средство организации детской познавательно-исследовательской деятельностиСказка как средство организации детской познавательно-исследовательской деятельности Сказки прекрасно сочетаются с практической деятельностью. Вызывают интерес у детей. В доступной понятной форме знакомят детей с окружающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ
Опубликовано: 11 мая 2017 в 07:56
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Белова (УИ 180727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД