Получи документы

Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ

Татьяна Белова
Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ

"Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ"

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Аленка» Белова Т. В.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования (область «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»).

Публикация «Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Задачи познавательно-исследовательской деятельности :

- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям;

- расширение опыта ориентировки в окружающем;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, причинах и следствиях и др.)

Методические рекомендации по организация познавательно- практической (экспериментальной) деятельности в учреждении дошкольного образования.

В учреждении дошкольного образования познавательно-практическая деятельность (экспериментирование) может быть организовано в трё х основных формах: занятие, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по математике, по развитию речи, по конструированию и пр., ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в познавательно-практическом центре).

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования.

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования

• развитие первичных естественнонаучных представлений,

• наблюдательности,

• любознательности,

• активности,

• мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

• формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. (экспонаты, редкие предметы: раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты

• Компонент дидактический

• Компонент оборудования

• Компонент стимулирующий

Дидактический компонент

Познавательные книги

• Атласы

• Тематические альбомы

• Серии картин с изображением природных сообществ

• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

• Алгоритмы выполнения опытов

• карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

• Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент оборудования

• микроскоп, лупы, увеличительные стекла

• весы, безмен

• песочные, механические часы,

• компас,

• магниты;

• портновский метр, линейки, треугольник т. д.

Компонент стимулирующий

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

• сита, воронки разного размера и материала;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

• шишки, перья, мох, листья и др. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

• меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

Содержание уголка экспериментальной деятельности

в младшей группе

Книги познавательного характера для младшего возраста;

Тематические альбомы;

Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;

Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги, разного цвета;

Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;

Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;

Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами;

Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;

Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);

Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);

Вертушки для игр с ветром;

Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;

Природный материал (все крупное, семена, гербарий осенних листьев);

Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).

Содержание уголка экспериментальной деятельности

в средней группе

Книги познавательного характера для среднего возраста;

Тематические альбомы;

Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

Мини – музеи («Камни», «Чудеса из стекла» и др.);

Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;

Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);

Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги, разного цвета;

Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;

Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;

Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами, фонарик для игр со светом;

Приборы для измерений (термометр для воды, весы со стрелочкой и чашами);

Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;

Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);

Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);

Вертушки для игр с ветром;

Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;

Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев);

Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).

Содержание уголка познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе

Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;

Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;

Серии картин с изображением природных сообществ;

Тематические альбомы;

Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

Мини – музеи («Изделия из камня» и др.);

Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- ступки, пестики для растирания веществ;

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;

Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);

Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, разного цвета;

Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;

Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;

Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;

Различные часы (песочные, механические);

Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы - безмен);

Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;

Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);

Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);

Вертушки для игр с ветром;

Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;

Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);

Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;

Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

Содержание уголка познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе

Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;

Картотека опытов;

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

Блокноты для фиксации результатов опытов;

Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;

Серии картин с изображением природных сообществ;

Тематические альбомы;

Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

Мини – музеи («Изделия из камня», «Часы бывают разные», «Магниты» и др.);

Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- ступки, пестики для растирания веществ;

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;

Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);

Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, копировальная бумага, разного цвета;

Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;

Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;

Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;

Различные часы (песочные, механические);

Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы – безмен, бинокль, компас, микроскоп, горелка);

Различные часы (песочные, механические);

Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;

Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);

Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);

Вертушки для игр с ветром;

Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;

Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);

Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).

Печатки из пробок, поролона, свечи;

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;

Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

Публикации по теме:

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по программе «Миры детства» Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по программе «Миры детства» Прохорова Екатерина.

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Фрукты» Тема: «Организация совместной деятельности детей и педагога в первой половине дня» (интеграция содержания образовательной области «Развитие.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по организации прогулок-событий» Тематическая прогулка-событие с дошкольниками В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Основная.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности. Методические рекомендации.

Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Г. Н. Пантелеев На сегодняшний день активно обращается.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Шлыкова Людмила Евгеньевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка 1. Организации образовательного процесса, соответствующего календарно.

Методические рекомендации по организации театрально речевой зоны на группах в МБДОУ .

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный лимон» 1 неделя Тема недели «Полезные фрукты» НОД Тема: «Волшебный лимон» (с использованием методики И. Л. Паршуковой) Задачи: 1. Формировать знания.

Примерный план организации познавательно-исследовательской деятельности «Проращивание овса в разных условиях» Старшая группа Цель: формирование представлений об условиях роста и развития овса Задачи: - продолжать знакомить с особенностями внешнего.

Сказка как средство организации детской познавательно-исследовательской деятельностиСказка как средство организации детской познавательно-исследовательской деятельности Сказки прекрасно сочетаются с практической деятельностью. Вызывают интерес у детей. В доступной понятной форме знакомят детей с окружающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ
Опубликовано: 11 мая 2017 в 07:56
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД