МААМ-картинки

Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Девлишова Юлия
Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Что же такое сенсорное развитие?

Сенсорное развитие - это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков.

Публикация «Консультация „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах

Говоря проще: «Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно»

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

А в процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир через ощущения, посредством различных анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т. к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития само Работа в данном направлении помогает:

научить детей различать основные цвета;

познакомить детей с величиной и формой предметов;

сформировать навыки самостоятельной деятельности;

повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

развить творческие способности, любознательность;

наблюдательность;

сплотить детский коллектив.

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

произвольное внимание;

логическое мышление;

зрительное и слуховое восприятие;

память;

речь детей.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечёт внимание крохи. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.

1. Развивающие игрушки.

Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте одного года до трех лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру.

Рамки-вкладыши развивают мелкую моторику, формируют умение зрительного соотнесения формы, закрепляю навыка соотносящего действия прикладывания.

Матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Матрешка – это дидактическая игрушка. Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

Мозаика. Очень хорошо для сенсорного развития помогают игры с мозаикой. Мозаика способствует решению коррекционных задач, так как фишки могут быть разного цвета, формы, величины, а для ориентировки существуют поля разнообразного размера. Мозаика замечательно развивает моторику рук у ребёнка. При создании различных изображений у ребёнка формируется образное мышление и воображение. Располагая фишки в определённой последовательности, у ребёнка формируется логическое мышление. И, несомненно, при собирании мозаики у ребёнка вырабатывается усидчивость, что благоприятно скажется на дальнейшем обучении.

Пирамидки собирали еще наши родители, деды и бабушки. Эта игрушка никогда не надоедает, дети любят возиться с колечками, нанизывая их на палочку. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, конечно, невозможно без наличия логических игр. Пирамидка способствует развитию абстрактного мышления, умения мыслить аналитически, сравнивать предметы между собой. Как правило, колечки у игрушки окрашены в разные цвета, чтобы вызвать у малыша существенный интерес. И как приятно ему наблюдать за сложением пластмассовых кружочков, особенно, когда все получается с первого раза! Но иногда приходится и потрудиться, что называется, попотеть.

Используя развивающие и дидактические игры малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам. Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно.

«Дерево и листочки». Малышу дать задание прикреплять на изображение дерева листья или фрукты.

«Разрезанные картинки» по разным темам (фрукты, овощи, транспорт и т. п.). Найти и соединить половинки моркови, капусты, машины и пр.

«Выложи фигуру из счетных палочек» тренируют способность запоминать задания, память пространственное мышление, умение работать со схемой.

«Развивающие игры на липучка» это плоские картинки, которые крепятся к основе, и малыши могут создавать из них каждый раз новые композиции. В моей книжке имеются картинки, такие как: «Найди пару», «Цвета», сказка «Репка», половинки «Овощи», половинки «Фрукты», «Формы».

Игры с картинками доставляют малышам большое удовольствие и формируют понятие о внешних признаках: форме, величине, цвете.

В этом возрасте у детей проявляется самостоятельность, зарождается самолюбие, они с большим удовольствием демонстрируют приобретенные навыки и нуждаются в похвале. В 2-3 года крохи уже умеют многое: Различают около шести цветов, знают их названия, рассортировывают предметы по этому признаку. Разбирают их по признакам: большой, маленький, средний. Собирают пирамидку из 5-8 колец от большого элемента к маленькому и наоборот. Соединяют части разрезанных элементов (от 4 до 8) в картинку. Указывают на кубик, мячик, кирпичик. Распределяют предметы по одинаковым признакам: размеру, цвету, форме.

Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей: Сортировка однородных предметов, согласно размеру, геометрической форме, цвету.

«Счастье, радость, грусть» Учить детей определять по картинке эмоциональные чувства, называть их. Развивать наблюдательность. Воспитывать желание дарить людям только положительные эмоции.

«В гости к кукле» Формировать знания детей о посуде : чайной, столовой, кухонной. Учить группировать посуду по назначению. Развивать память, мышление. Воспитывать чувство гостеприимства.

Таким образом, сенсорное раннее развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует.

Публикации по теме:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста» Лазаренко Н. А. – воспитатель МАДОУ «Детский сад № 229 «Дельфин» Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Раннее детство – фундамент.

Фотоотчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Фотоотчет. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия И формирования представлений.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие детей раннего возраста С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста В статье раскрывается роль сенсорного развития, которое является одним из главных направлений развития детей раннего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей раннего возраста.Сенсорное развитие детей раннего возраста. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка.

Презентация Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.

Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Раннее детство — это особый период становления всех органов и систем ребенка; это возраст, когда происходит «закладка» основ здоровья и.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка раннего возраста — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Современный детский сад — это место, где ребёнок получает первоначальный опыт, наиболее важные навыки для его развития. В настоящее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 16:09
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД