Наталья Политова
Проект для детей подготовительной к школе группы «Школа толерантности»
Вид проекта: Социально - значимый
Сроки реализации проекта: октябрь 2019 г. – декабрь 2019 г.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги ОО, родители воспитанников.
Цель проекта: Сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры.
Задачи:
- Формирование уважительного отношения, дружелюбия, терпения к родителям воспитанников группы, педагогам и сверстникам.
Публикация «Проект для детей подготовительной к школе группы „Школа толерантности“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
- Знакомство воспитанников группы с культурой и национальными традициями
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей (терпимее относиться к людям независимо от их национальности и вероисповедания, а так же любви и уважения к родине и своей нации
- Развитие коммуникативных качеств, познавательной активности; развитие фантазии и творчества.
- Создание в группе педагогами развивающей предметно-пространственной среды, которая будет способствовать приобщению детей к культуре разных народов.
Актуальность проекта:
Международный день толерантности отмечают 16 ноября. Понятие толерантности детям дошкольного возраста совсем не знакомо. Но следует понимать, что смысл, который оно несёт крайне важен для развития человеческого общества и его существования.
В повседневной жизнедеятельности каждый человек сталкивается с представителями разных национальностей, культур, различных социальных слоёв и религий. В результате этого необходимо научиться относиться с уважением, как к своим национальным ценностям, так и уважать ценности других народностей, религий и культур.
В наши дни среди детей очень часто встречается неуважительное отношение друг к другу, злоба, агрессия и выставление своей культуры выше других (проявление эгоизма). Причин данных проявлений множество – интернет, телевидение, социальное окружение. В результате разных ценностей, культур, языка возникает недопонимание друг друга.
Проведя анализ работы в области формирования детских навыков социальной ответственности, независимо от национальности, физического развития, религиозного вероисповедания, я сделала вывод о том, что навыки дошкольников очень скудны.
Регулярное проведение диагностики личностных качеств детей подготовительной к школе группы, выявляет, что от 50% до 70% дошкольников видят в себе больше достоинств, нежели недостатков, чувство сострадания у детей практически отсутствует; в своих неудачах они привыкли винить окружающих, обижаться и проявлять агрессию.
Стоит заметить, что у детей отсутствует интерес к познанию культуры, как своей страны, так и культур разных стран и народов. Указанные в данном проекте проблемы и побудили меня к его созданию.
План реализации проекта:
Подготовительный этап.
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2. Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.
3. Анкетирование родителей
4. Оформление перспективно-тематического плана, паспорта проекта
5. Развивающая предметно-пространственная среда: подборка дидактических игр на развитие у детей толерантности; музыкальные произведения композиторов мира; альбомы, фотографии, видеоматериал; демонстрационный и раздаточный материал по темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»; карты (России, мира, глобус).
Основной этап.
Темы творческих недель:
«Наша национальная культура» - передвижная выставка «Широка страна моя родная», информационная презентация
«Национальная кухня»: (фотовыставка и дидактический материал)
1. Неделя: «Русская народная кухня»
2. Неделя: «Адыгейская кухня»
«Национальный костюм» : (фотовыставка и дидактический материал)
1. Неделя: «Русский народный костюм»
2. Неделя: «Элементы армянского костюма»
3. Неделя: «Украинская вышиванка»
«Художественное слово - народов мира»: (фотовыставка и дидактический материал)
1. Неделя: «Русские народные сказки и сказания»
2. Неделя: «Мудрость восточной сказки»
3. Неделя: «Украинская молва»
«Национальные игры»: (фотовыставка и дидактический материал)
Совместное театрализованное развлечение воспитанников и родителей: «Дружат дети на планете».
Изготовление совместно с детьми листовок и буклетов для родителей и воспитанников среднего и старшего возраста «Школа толерантности для детей и взрослых».
Сочинение сказок, рассказов и историй детьми, создание книг с иллюстрированием и инсценировка.
Развивающие игры: «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что…», «Дружить- это значит», «Приветствие других стран», «Добрые пожелания», «Добрые новости», «Волшебная палочка добрых дел», «Подарок для друзей», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Я- хороший, ты- хороший», «Я хочу подружиться с…».
Психологические этюды: «Цветок дружбы», «Каким я буду, когда вырасту», «Паровозик имён, или в страну Дружбы», «Дракон ловит свой хвост», «Заячья семья», «Если нравится тебе», «Не прослушай имя своего друга», «Зеркало». Д/и «Путешествуем по сказкам», «Чей это орнамент?», «Вещи перепутались», «Чей это дом!» «Встречаем гостей», «В гостях у друзей» Беседы «Моя семья», «Зачем нужны традиции?» Рассказы детей о членах своей семьи, оформление странички альбома «Я и моя семья».
Образовательная деятельность с использованием ИКТ: «Мы -жители планеты Земля», «Моя страна», «Мой город», «Все мы разные, но все мы вместе». Рисование по мотивам (азербайджанских, армянских, украинских) узоров.
Заключительный этап.
• Изготовление информационных листовок и буклетов для родителей и воспитанников среднего и старшего возраста «Школа толерантности для детей и взрослых».
• Проведение совместного театрализованного развлечения для воспитанников и родителей: «Дружат дети на планете».
• Обновление развивающей предметно пространственной среды в группе.
• Оформление тематических альбомов, дидактического материала, подготовка презентации по теме проекта.
Ожидаемый результат:
• Дети обогатят опыт доброжелательного отношения друг к другу, отзывчивости и справедливости.
• В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.
• У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.
• Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.
Продукт проектной деятельности:
• Информационные листовки и буклеты для родителей и воспитанников среднего и старшего возраста «Школа толерантности для детей и взрослых».
• Книга сказок, рассказов по теме проекта с иллюстрированием «Традиции разных народов»
• Оформлены тематические альбомы:
- «Национальная кухня»;
- «Национальный костюм»;
- «Национальные игры»;
- «Художественное слово разных народов».