МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»

Наталья Иванова
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»

Приветствие коллегам.

1. Синквейн-технология :

В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование дидактического синквейна в логопедической практике“» размещена в разделах

•Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование : технос – искусство, мастерство, логос – учение.

2. Почему именно синквейн?

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного с ОНР значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

- Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

- Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

- Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Так же для детей с ОНР характерны:

- низкая активность познавательной деятельности,

-быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях,

-неустойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности,

-ограниченные возможности распределения внимания,

-при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

3. Что же такое синквейн?

Синквейн представляет из себя стихотворную форму из пяти строк. Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века и сформировалась под влиянием популярной в то время японской поэзии. Впервые эта форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновившейся японскими слоговыми миниатюрами танка и хайку. Синквейны были включены в 1914 году в её посмертный сборник стихов. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, её стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.

Существует два вида синквейна : традиционный и дидактический. Традиционный синквейн основывается на слоговой зависимости, имеет ряд вариаций:

• Обратный

• Зеркальный синквейн

Синквейн-бабочка

• Корона синквейнов

• Гирлянда синквейнов (Garlandcinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. В России синквейн начал применяться с 1993 года.

4. Правила составления дидактического синквейна :

В первой строке – должна находиться сама тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже 3 слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке — автор пишет уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов, но это не так принципиально 3-5 слов считается также отлично, но встречаются и более длинные варианты для объяснения своей позиции по теме.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что? (Синоним, антоним, чувство, эмоция). И часто являет неплохой темой для составления нового синквейна.

При этом правила составления синквейна считаются больше рекомендацией, автор, если считает нужным может иногда и немного от них отступать, если это нужно для более красивого и содержательного стихотворения. Иногда целью развития речи у детей в 5-той строке синквейна можно встретить 2-3 и даже 4 слова связанных с темой синквейна и сутью стихотворения, это также не является отступлением от правил.

5. Достоинства синквейна.

• Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

• Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

• Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу.

• Задействованы при написании все личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

• Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

6. Практическая часть : предлагается составить синквейн.

Предлагается схема:

(практика : дать синквейн, по нему составить рассказ; дать рассказ, по нему составить синквейн)

7. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Чтобы правильно составить синквейн, важно:

-иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

-владеть:анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак;

-уметь подбирать синонимы;

-научиться правильно понимать и задавать вопросы;

- согласовывать слова в предложении;

- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Что нужно для точного и полного выражения мысли?

Работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя, то логопед может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Логопед требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, работу можно построить по определенному плану:

• предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее - называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;

логопед добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);

• дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит);

• называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение;

логопед называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец;

• нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий).

После того, как у детей сформировалось представление о словах,обозначающих предмет и его действия (грамматическое значение слова, их подводим к понятию о предложении и начинаем работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах, их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна – мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на ту или иное событие, предмет.

Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов.

8. Варианты работы :

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребё нка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

- составление краткого рассказа по готовому синквейну использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

- полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

9. Итог:

Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования полученной информации и позволяет решать множество важнейших задач:

- синквейн передает эмоции и чувства, что способствует более глубокому усвоению материала, темы;

- отрабатываются знания о частях речи;

- знания о предложении;

- умение соблюдать интонацию;

- значительно активизируется словарный запас ребёнка;

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

- активизируется и развивается высшие психические функции (мышление, память, внимание);

- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Эффективность и значимость синквейна :

- Простота. Синквейн могут составить все.

- Каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

- Синквейн как игровой приемом.

- Заключительное задание по пройденному материалу.

- Формирует анализ и синтез полученной информации.

- Пополняет словарный запас.

- Синквейн учит краткому пересказу.

- Синквейн помогает развить речь и мышление.

- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

10. Составить синквейн к словосочетанию мастер-класс.

Мурасаки Сикибу

Первый снег…

Смотрю, как засыпает он заброшенный сад,

И думаю:

Чем больше живу на этом свете,

Тем больше познаю его печаль…

Неизвестный автор

Зима.

Покрылась льдом

Небесная река.

Не слышен рёв вод,

Бьющихся в скалы.

Идзуми Сикибу

Холод осенний

Ещё не проник в моё сердце,

Но посмотришь вокруг-

И, право, каждая малость

Подвергает в такую тоску…

Неизвестный автор

Весенний дождик

На воде

Узоры ткёт,

А горы

Красит в зелень.

Использованная литература и интернет ресурсы:

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии : Учебно-метод. пособие. Ростов –на -Дону, 2008.

2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов –на-Дону., 2011.

3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на Дону, 2008.

4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М., 2007.

5. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL : https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 ( Дата обращения: 03.08.2012).

6. Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.

7. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005)

8. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).

9. Электронные ресурсы:

Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

https://festival.1september.ru/articles/518752/

Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).

https://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293

Педагогический словарь

https://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html

Публикации по теме:

Активизация речи детей с ОНР посредством дидактического синквейна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11, муниципального образования Успенский.

Использование «Азбуки в стихах» в логопедической практике В детской поэзии десятки различных азбук, которые написаны прекрасными поэтами - С. Маршаком, С. Михалковым, Б. Заходером, В. Берестовым и многими.

Использование компьютерных технологий в логопедической практике Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые.

Использование элементов литотерапии в логопедической практике Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мотивационных приемов в песочной терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мотивационных приемов в песочной терапии» Цель: освоение новых педагогических приемов работы с детьми в практической деятельности, сплочение педагогического коллектива. Задачи: Познакомить.

Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Цель мастер-класса: - развитие.

Мастер-класс для педагогов «Использование социоигровых технологий» Цель: Обучение использованию социоигровой технологии для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Оборудование:.

Мастер-класс для педагогов «Использование занимательной математики в образовательной деятельности ДОУ» Математика – наука, Хороша, и всем нужна Без нее прожить нам трудно Без нее нам жизнь сложна. Математику недаром называют «царицей наук!».

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 00:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Иванова (УИ 1073860) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД