Лучший педагог года

Использование элементов литотерапии в логопедической практике

Валерия Фокина
Использование элементов литотерапии в логопедической практике

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

Публикация «Использование элементов литотерапии в логопедической практике» размещена в разделах

Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и коррекционной педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.

На занятиях учитель – логопед не только развивает речь, но и ведет работу по коррекции личностных нарушений, преодолению моторного недоразвития. Современный учитель – логопед должен овладевать новыми компетенциями, нетрадиционными методиками работы и применять их на практике.

Цель: стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения при коррекции речевых нарушений, используя положительное терапевтическое воздействие природных минеральных веществ (камней, песка, глины и пр.) на организм человека.

Задачи:

1. Создать на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-психического развития детей.

2. Коррекция речевых нарушений.

3. Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

4. Развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.

5. Развивать произвольное внимание; зрительную, слуховую, тактильную чувствительность, цветовосприятие.

6. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику рук

7. Развивать фантазию и творческое воображение.

Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания, легенды, суеверия, связанные с камнями.

Многие ученые подтверждают мысль о том, что окружающая нас «неживая» природа в действительности живет, развивается, изменяется по определенным законам, и невозможно провести грань между минералами и всем остальным окружающим нас миром.

Вот например СЕРДОЛИК – благотворно влияет на нервную систему, снижая повышенную раздражительность, утомляемость, укрепляет память, а так же способствует красноречию, дарит ораторскую силу.

«КОШАЧИЙ ГЛАЗ» - эмоционально уравновешивает, повышает волю, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию. Рассмотрим некоторые примеры использования элементов литотерапии на логопедических занятиях :

перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру,

выкладывание узоров из камней по образцу и самостоятельно;

в сочетании с песочной терапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);

Коврики из камней. Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни. Такой своеобразный лозунг выдвинул в конце прошлого века известный гигиенист Себастьян Кнейпп. Сенека и Сократ считали ходьбу босиком еще и отличным средством обострения умственных способностей. Физиологи доказали, что подошва – одна из наиболее мощных рефлексогенных зон. На одном кв. сантиметре подошвы в 1,5 раза больше механо- и терморецепторов, чем на 1 кв. см. других участков кожи. А кроме того происходит спонтанное пробуждение положительных эмоций. Теплые гладкие камни и горячий песок действуют успокаивающе. А шершавые или прохладные действуют, как сильные раздражители. Мы можем использовать это во время индивидуальных занятий (ребенок ставит ноги на теплые камни, либо опускает в емкость с мелкими камушками). В первом случае будет эффект расслабления, в другом стимулирует активность. В работе подгруппами лучше использовать хождение по дорожкам.

Стоун – массаж, т. е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце, в горячей воде). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т. к. тепло камней улучшит кровообращение.

• Массаж лица, рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)

• пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии

Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу» элементами стоун – массажа)

Очень любим мы гулять,

Все на улице считать: (перекатывание камня в ладонях)

«Сити – молл» – это раз! (камень в правой руке, массировать большой палец левой руки снизу вверх)

Цирк, и парк – это два! (массировать указательный палец левой руки)

Три – театр и музей

Проходите поскорей! (массировать средний палец)

На четыре – в зоопарк

Вместе мы идем гулять! (массировать безымянный палец)

Пять – вернемся в детский сад! (массировать мизинец)

Каждый будет встречи рад!

Затем меняем руки (берем камень в левую руку, массируем правую) и повторяем гимнастику.

Логопедические игры с использованием камней.

Игра «Звуковая мозаика»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков

Оборудование: карточки, поделенные на 9 квадратов, натуральные камни черного и белого цветов

Ход игры: логопед предлагает ребенку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:

-Если услышишь звук «Р», черный камешек клади, услышишь другой звук – клади белый камешек.

- А теперь камешки убирай: на черный камешек звук «Р» произноси, на белый камешек – любой.

Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук.

Игра «Веселые камешки»

Цель: автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики. Развивать связную речь, фантазию, воображение.

Оборудование: натуральные камни разного размера с наклеенными (нарисованными) картинками с изображением различных предметов.

Ход игры: логопед предлагает ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано, определять место звука в слове и выкладывать на определенную полоску.

У этой игры может быть множество вариантов. Например, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы и т. п.

Игра «Разноцветные сигналы»

Цель: развитие речевого слуха, совершенствование навыка звукового анализа слов, развитие тонкой моторики рук.

«Определи место звука в слове»

Цель: развитие фонематического слуха, закрепление навыков звукового анализа слов, развитие памяти, мышления, мелкой моторики рук. Воспитание произвольного внимания.

«Знакомые буквы», «Выложи слово»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, мелкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. Создание эмоционального фона.

«То - что нужно!»

Цель: автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков в словах, развитие фонематического слуха и мелкой моторики. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Применяя на практике различные природные минеральные вещества, я отметила, что у детей стабилизируются психические процессы, снижается тревожность, эмоциональное и телесное напряжение, развивается произвольное внимание, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот. Возник интерес к творческо-речевой деятельности, значительно повысилась самооценка. Более успешно проходит коррекция речевых нарушений с использованием элементов литотерапии.

Полезно камни наблюдать,

Над ними можно размышлять

Ценней же прочего - желанье

Законы жизни их понять.

Прочесть сокрытые в них тайны,

Что им присуще, что – случайно.

И поделиться, рассказать,

О том, что удалось узнать.

В. Слетов.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практикеЗдоровьесберегающие технологии в логопедической практике Введение О здоровьесберегающих технологиях хочется сказать более подробно, так как эта тема мною любима и изучена довольно хорошо. С 2012.

Использование «Азбуки в стихах» в логопедической практике В детской поэзии десятки различных азбук, которые написаны прекрасными поэтами - С. Маршаком, С. Михалковым, Б. Заходером, В. Берестовым и многими.

Использование логопедических приёмов на уроках по речевой практике в 1 классе для детей с интеллектуальной недостаточностью Специальная коррекционная общеобразовательная школа №4 обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием.

Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагогаИспользование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога Использование технологии «лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога Наталья Владимировна Пучкова, Ольга Валерьевна Тихонова,.

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая.

Мастер-класс «Опыт использования проектного метода в логопедической практике» Слайд 1. Мастер-класс: «Опыт использования проектного метода в логопедической практике». Слайд 2. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне.

Представление педагогического опыта «Инновационные технологии в современной логопедической практике с введением ФГОС» Видео Индивидуальное логопедическое занятие на постановку звука [Ш] Представление педагогического опыта. Тема: «Инновационные технологии в современной.

Применение вязаного шара-головоломки в логопедической практике «Волшебный мячик — пазл»Применение вязаного шара-головоломки в логопедической практике «Волшебный мячик — пазл» Вязаный шар-головоломка Матерчатый мячик из 12 сегментов — это традиционная детская игрушка известная под названием «Amish Puzzle Ball».

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов литотерапии в логопедической практике
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 18:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД