Получи документы

«Система работы по осознанию нравственных норм и развитию социальной чуткости у детей старшего возраста» (10 фото)

наталья одинцова
«Система работы по осознанию нравственных норм и развитию социальной чуткости у детей старшего возраста»

Методическая разработка Одинцовой Натальи Михайловны

МБДОУ комбинированного вида «Теремок»

Пос. Шаранга, Нижегородской области.

«Система работы по осознанию нравственных норм и развитию социальной чуткости у детей старшего возраста

Актуальность проблемы.

Жестокость общества, детская жестокость шокируют. Показатели детской, подростковой преступности растут год от года. Болезнь общества, семьи травмирует психику детей. Тревожность детей выражается в повышенной агрессивности или зажатости. Назрела необходимость разработки программ, методических пособий по нравственному воспитанию дошкольника, коррекции искалеченных детско-родительских отношений, хотелось давно собрать наработанный материал в одну систему.

Публикация «„Система работы по осознанию нравственных норм и развитию социальной чуткости у детей старшего возраста“» размещена в разделах

Цель: Знакомство детей с нормами нравственного поведения. Знакомство семьи с методами воспитания социальной чуткости и саморегуляции поведения у дошкольников старшего возраста. Формирование у детей «нравственной шкалы отношений»,с помощью которой ребенок может измерить свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, создание условий перехода знаний в поведение детей.

Этапы.

1. Понятия о нравственной норме - нет, ребенок выбирает нравственно неодобряемый способ поведения.

2. По каждому нравственному понятию норма в поведении ребенка проявляется -как внешний фактор :по подражанию или под контролем взрослого. («лена так сделала» или «я поделилась, потому, что накажут»).

3. Ребенок осознает норму, его поведение обусловлено мотивами, независящими от оценки взрослого.

Перспективный план.

1.На 1-м этапе -Социализация-присвоение общественного опыта, помощь детям в осознании нравственной нормы, ее целесообразности и необходимости.

На 1-м этапе проводятся комплексные игровые занятия -путешествия, где дети знакомятся с основными полярными нравственными понятиями. Для ожидания чего-то интересного использую прием «завтрашней радости»-авторское пособие «золотое крылечко»,на которое приходят сказочные герои.

Темы путешествий.

А). Лень- трудолюбие.

«Система работы по осознанию нравственных норм и развитию социальной чуткости у детей старшего возраста»
Фото №1 Методическая разработка Одинцовой Натальи Михайловны МБДОУ комбинированного вида Теремок Пос

«Как живется в стране бездельников?»(В группе заранее навожу беспорядок: на полу бумажки, игрушки раскиданы, стулья опрокинуты. Приходят куклы, сшитые своими руками -рукодельница и ленивица.)

На крылечко золотое рукодельница пришла,

И в страну «Трудолюбивых» нас с собою позвала,

Ну а вот, за нею следом, и ленивица идет.

А она нас с вами, дети, в страну «Бездельников» зовет.

Дети группируют иллюстрации по2-м коробочкам :а).-Страна Бездельников б).-Страна Рукодельниц. (Иллюстрации -сломанный забор, на столе -грязная посуда, стулья без ножек, рваные брюки, платья, девочки. грязными лицами, мусор на полу и т. д. —И то же самое, но все отремонтированное, чистое, зашитое). Читаю стих.

Все пропадает у девочки Вали, утром у Вали перчатки пропали.

Их дедушка ищет на кухне, в чулане, а бабушка ищет у Вали в кармане.

Их нет под плитою, где варится ужин. зато под плитою башмак обнаружен.

Быть может, упали они за буфет? Там Валины туфли,перчаток там нет.

Сестра говорит: «Загляну под кровать я». -Там Валина кукла и Валино платье.

Вдруг мама воскликнула: «Вот они, Валенька!»И вынула обе перчатки из валенка.

Подвожу к выводу : Кто бросает вещи в беспорядке, с тем они потом играют в прятки.

Читаю стих. «Мама приходит с работы».

Предлагаю помочь маме, навести порядок. Дети прибираются, подметают. Подвижная игра: «Мы –пылесосы».

Б). Жадность-щедрость.

Фото №2 Шаранга Нижегородской области Фото №3 Система работы по осознанию нравственных норм и

На крылечке золотом тут Глиняшка сидит, исподлобья он глядит, ничего не говорит.

Много у него игрушек -никому не даст играть, только смотрит-

Где бы что бы у кого бы отобрать.

Идем в страну «Жадных». Встречаем мальчика, сидящего и обнимающего свои игрушки.

-Есть у Вити новый мячик, конь, лопата и ружье,

Держит он свои игрушки и кричит «Мое! Мое!»

Говорит ему Наташа «Есть матрешка у меня.

Разреши моей матрешке сесть на твоего коня.

Поиграй с моей посудой. Хочешь, с мишкой поиграй.»

Витя ей сказал «Не буду, отойди, не приставай,

Ничего тебе не дам, я во все играю сам!»

«У меня»,-сказал Сережа, есть автобус голубой,

А давай мы ненадолго поменяемся с тобой.

Я возьму ружье и мячик, ты автобус покатай.»

Но ответил хмурый мальчик: «Отойди, не приставай.

Ничего тебе не дам, я во все играю сам!»

Есть у Вити балалайка, хитрый клоун, серый слон,-

У него игрушек много, отчего же скучен он?

Все, что только захотите, вы найдете у него,

Отчего ж друзей у Вити не найти ни одного?

Разучивание сценки: «Пес шагал по переулку».

Предлагаю показать, как обидно было тем, кого он не угостил.

А почему так весело тем 2-м зайцам? Читаю потешку.

Заяц Прошка с другом Тимошкой,

Выйди на дорожку в поле -за морошкой!

Побежали братцы-зайки через пни, через лужайки.

Выйдут на дорожку, наберут морошки.

И поделятся со всеми-всем понемножку!

(Дети собирают ягоды и раздают всем без объяснений.)

В).Лживость- правдивость.

Фото №4 Развитие ребенка Фото №5 Материалы для педагогов развитию социальной чуткости у детей

На крыльце у нас сегодня хитрая лиса сидит.

Виновато наклонилась, ничего не говорит.

Врать, конечно, очень плохо, кого обманула лиса -пройдоха?

Он зубами щелк да щелк, ну,конечно, это волк!

Вспоминаем сказку «Лиса и волк»,дети жалеют волка, подвожу к правилу: «Сделал плохо -извинись!» Чем вам нравится эта девочка на картинке?

Читаю стих---Вот те на! Разбила чашку. На кого бы мне соврать,

На Валерку иль не Машку или просто убежать?

Врать, хитрить и отпираться -это плохо, говорят.

Нет уж лучше мне признаться, пусть немного побранят!

Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа подумал, взглянул им в глаза. И робко и тихо «Простите!»-сказал.

И мама молчит, улыбается даже, -мы купим другую, есть лучше в продаже!

«Простите»,-что в этом слове такого? А вот ведь какое чудесное слово!

Пословица: «Повинную голову и меч не сечет.»

Читаем рассказ Носова «Огурцы»(Без разбора).

4).Милосердие-жестокость.

Фото №6 Старшая группа старшего возраста Фото №7 Актуальность проблемы

На крылечко золотое к нам Аленушка пришла.

Поискать своего братца нас с собою позвала.

На крылечке сидит Аленушка, плачет, потеряла братца, просит поискать. Идем в лес. В лесу кто-то плачет. А! Это же березка из сказки Толстого «Топор».Поможем березке?

Рисуют много березок -агрессивные дети -по точкам фломастером, а застенчивые -краской -ствол снизу вверх, как они растут из земли. Получился березнячок. Идем по нему, из-за камушка выскакивает лягушонок, он сидел и ждал там (гиперактивный ребенок, тормозя желание выскочить игровой задачей)

Лягушонок прыгал по дорожке и о камушек поранил ножку.

Ой, ой, ой! заплакал лягушонок, голосок его был слишком тонок.

Мы подорожник к ранке приложили и его погладить поспешили.

От радости он превращается в Иванушку. Аленушка рада, достает из-под камушка ключ, идут, находят сундук. Он откроется, если мы отгадаем загадки. (замочки с заданиями -проблемными ситуациями,Дети отгадывают. Замок открывается. Милые сердечки ваши умеют жалеть другого. В сундуке -настоящий щенок! Этого щенка злые люди выбросили в контейнер, а милосердный -взял и выкормил его из шприца молоком и теперь он перед нами! Ему негде жить. Я вижу много милых сердечек, но надо посоветоваться с мамой, чтобы взять его к себе. Договорились?

5).Трусость-смелость.

Фото №8 Жестокость общества детская жестокость шокируют Фото №9 Показатели детской подростковой преступности растут год от года

Актуализация страхов. помочь ребенку осознать свои страхи, в игре с ними сделать их привлекательными.

Читаю былины об Илье Муромце и соловье-разбойнике. (заранее).

На крылечко золотое Илья-Муромец пришел.

Нас с тобою он сегодня в сказку страшную повел

Хочет вместе с нами наши страхи победить

Чтобы храбрыми мы стали, было весело нам жить!

Он принес ковер-самолет.

Летим. Свет гаснет. Под ногами -змеи, скорпионы. Что делать, тут опасно!

Вспоминают правила поведения с опасными животными. Идем дальше.

Впереди у нас река Нил, в ней- огромный крокодил. Он лежит, молчит -потому,что крепко спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что же будет…

Подвижная игра «Убежим от крокодила».(на гимн. лестницу.)

Идем дальше. Подходим к столу, на нем –бумага,краски, кисточки карандаши и фломастеры

Илья Муромец просит детей освободить животных, которых поймал Кащей, это можно сделать, если посадить свои страхи в клетку. Сначала рисуем то, чего мы боимся, а потом вокруг этого делаем клетку. Рисуем на фоне тревожной музыки.

Воспитатель читает стихи:

Лунной ночью страх гулял и мышонка напугал.

Напугал он лягушонка и барашка, и цыпленка.

Долго-долго над горой этот страх кричал совой.

Ну а ночью этот страх в темных прятался кустах.

Снова светлый день настал,и куда-то страх пропал.

Дети сажают свои страхи в клетки-то есть-рисуют клетки вокруг того, что они нарисовали.

Выходят освобожденные животные. Дети, вместе с Ильей Муромцем, на ковре-самолете возвращаются назад.

2.На 2-м этапе -индивидуализация -постановка мотивов нравственного поведения, формирование личностно-значимых нравственных ориентиров и навыков их эффективной реализации в общении, в игре, упражнение в способах поведения в разных ситуациях.

Чтение,игры - иммитации, ролевые игры, этюды психогимнастики на выражение чувств вины и стыда, показ кукольного театра, записи и рисунки в «Дневнике моей жизни»,помогающие осознать. отрефлексировать свои чувства (чего я боюсь, каким я буду, что я делал плохого, когда еще не знал. как надо поступить правильно. ,подвижные игры( «спасатели», «пугало», «привидение», «прятки в темноте», «ищем клад», «найди и промолчи», гимнастика «зеркало» и др. ,игровые приемы во время уборки-«пылесосы и пылинки», «подъемные краны» и др., игровые упражнения, просмотр м/ф на нравственные темы, вхождение в картину, проблемные ситуации, ситуативные разговоры, формулировка правил воспитателем во время режимных моментов (каждой вещи -свое место,кто как обзывается, тем и называется, лучше помириться, чем всегда сердиться и т. д. ,демонстрация воспитателем во время игры моделей нравственного поведения. Кроме того можно использовать работу с изобразительными материалами, снимающими агрессивные проявления у детей -рисование по точкам, закрашивание мелких изображений карандашами.

Консультации с родителями.

а). «Жадность и щедрость.»б). «Виды и причины детской лжи».в). «Что должен уметь ребенок 5-7 ми лет» г). «Пальчиковые игры для агрессивных и застенчивых детей». д). «Переживание сладкого ужаса -путь избавления от страхов». Е). «Ссоры детей и их предупреждение».

3.На 3-м этапе -творческое применение навыков нравственного поведения. В сочинении сказок, в повседневной жизни, поощрение инициативности в нравственном поведении, закрепление их во время специальных заданий на утренниках. во время игр, НОД.

Ожидаемые результаты.

Диагностика- «Признаки социальной чуткости».

1. Осознание нравственной нормы, суждения на тему добра, справедливости, милосердия.

2. Умение извиняться и принимать извинения.

3. Умение сочувствовать, пожалеть, утешить.

4. Умение заступиться за обиженного, не промолчать, если видит несправедливость.

5. Любознательность,активность,интерес к миру, вопросы о мире людей.

6. Умение быть занятым, находить себе дело.

7. Умение вести диалог со сверстником, взрослым, слышать другого, договариваться.

8. В меру бережное отношение к вещам (не поклонение и не разрушение,правило-«изломал –почини!».

9. Иннициативность в труде, умение видеть затруднения товарища, приходить на помощь.

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Проект «Река Шаранга» (старшая-подготовительная группа) Месяц. Тема. Задачи Сентябрь. Октябрь. «Знакомство с рекой Шаранга». -Формировать представления о реке Шаранга, как самой крупной и красивой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Система работы по осознанию нравственных норм и развитию социальной чуткости у детей старшего возраста»
Опубликовано: 9 марта 2015 в 18:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД