Папки-передвижки

Консультация «Система работы с родителями детей раннего возраста»

юлия кудряшова
Консультация «Система работы с родителями детей раннего возраста»

В данном пособии приводятся методические рекомендации на то, что бы педагоги, работающие с детьми раннего возраста познакомились, с методами работы по взаимодействию детского сада с семьей. А так же направлена на оказание им помощи раскрыть активные формы работы активизации родителей детей раннего возраста в педагогической деятельности.

Эта разработка может быть использована в работе с родителями, дети которых посещают группы раннего возраста.

Содержание

Содержание…3

Введение …4

Публикация «Консультация „Система работы с родителями детей раннего возраста“» размещена в разделах

ГЛАВА I.Основные направления по работе с родителями детей раннего возраста

1.1 Взаимодействие с родителями детей раннего возраста…6

1.2. Формы работы с родителями детей раннего возраста …. …7

ГЛАВА II Изучение опыта работы с родителями первой группы раннего возраста ….11

Заключение …13

Список литературы…15

Приложение 1….16

Приложение 2….17

Приложение 3….18

Приложение 4….18

Введение

Проблема по взаимодействию детского сада с семьей всегда была актуальна, а в настоящее время приобрела еще и глубокий смысл. Детство-это уникальный период в жизни человека. Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс вхождения ребенка в социальную среду. Период раннего развития - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Перед нами педагогами дошкольного образования, стоит задача по созданию условий взаимодействия детского сада и семьи. Предлагаемая разработка должна поспособствовать повышению педагогической компетентности родителей. Данная разработка поможет сделать образную систему ДОУ открытой для активного участия родителей в процессе совместных мероприятий. Для этого необходимо грамотно спланировать систему совместных мероприятий по работе с родителями.

Цель данной разработки направлена на педагогически грамотного взаимодействия педагогов с родителями в воспитании детей раннего возраста.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Обеспечение комфортных условий пребывания детей раннего возраста к детском саду.

2. Обеспечение психолого- педагогической помощи родителям (законных представителей) и повышения их компетентности в вопросах развития и образования детей.

3. Ознакомление родителей с организацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ.

4. Привлечение родителей (законных представителей) к реализации плана совместных мероприятий.

Для того чтобы реализовать эти задачи, предлагается план совместных мероприятий по работе с родителями. (Приложение1)

ГЛАВА I.Основные направления по работе с родителями детей раннего возраста

1.1Взаимодействие с родителями детей раннего возраста

Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть еще за 3–4 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д.

На основе анализа развития ребенка, в т. ч. внутриутробного, фиксируются его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.

Затем родителей и ребенка знакомят с первой младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.

Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. (Приложение 1)

1.2. Формы и методы работы с родителями.

Формы и методы существуют как традиционные, так и не традиционные.

Рассмотрим активные формы и методы работы с родителями :

• групповые родительские собрания;

консультации;

• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

• Дни добрых дел;

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

• оформление фотомонтажей;

• совместное создание предметно – развивающей среды;

работа с родительским комитетом группы;

В ходе таких методов уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей станет более эффективным, что поспособствует развитию их творческой инициативы.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ можно начать по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое направление

Познавательное направление

Наглядно – информационное направление

Досуговое направление

Информационно – аналитическое направление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка предлагаем начать работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализируйте особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработайте тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Такой анализ позволит выделить три группы родителей.

1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

В связи с этим у вас появится возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. (Приложение 2)

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В группе продумать план для создания условий в организации единого пространства развития и воспитания ребенка.

Наглядно – информационное направление

Наглядно – информационное направление включает в себя:

родительские центры

• папки - передвижки различной тематики

•семейный и групповые альбомы «Наша дружная семья»

«Семья – здоровый образ жизни»

•копилка Добрых дел и др.

Форма работы через родительские центры является традиционной. Для того чтобы она была действенной, и могла активизировать родителей, используйте следующие рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

В работе с родителями для нас является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Хотелось бы уточнить еще один важный момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и ваши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Думается, это актуально всегда и везде. Важно благодарить родителей, вручая им грамоты и благодарности за активное участие в жизни группы.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у вас в группе делайте при помощи пап и мам ваших детей. С помощью родителей группу оформляйте так, что каждый уголок использовался для развития детей : много игрушек, «Больница», «Парикмахерская», «Магазин».

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Чаще организуйте в рамках акции «Дни добрых дел» ремонт игрушек, мебели, группы, прогулочной площадки вместе с родителями, что бы родители оказывали вам помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, тем самым налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между воспитателем и родителями. Мы вместе должны стремиться, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. (Приложение 3)

ГЛАВА II Изучение опыта работы с родителями первой группы раннего возраста.

Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Мы, воспитатели, как организаторы и координаторы деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при взаимодействии, сотрудничестве между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И как показывает практика работы в дошкольном учреждении, многие родители недостаточно обогащены воспитательным опытом, плохо информированы в вопросах развития ребенка

Поставленные задачи мы реализовываем через разные формы работы с родителями. Это как и стандартные формы работы : консультации, беседы, выставки, так и нетрадиционные: мастер-классы, стенгазеты, игровое моделирование, видеосъемка одного дня, видеосъемка открытых занятий.

Традиционно мы проводим родительские собрания, раскрываем важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступеньке, даем родителям информацию, а перед этим заинтересовываем их в её получении. Также мы проводим анкетирование, чтобы понять, какой информации им не хватает. У родителей появляется интерес и желание участвовать в педагогическом процессе, они становятся активными участниками этих мероприятий.

Особенно родителям нравятся мастер - классы, где они получают практическую помощь по вопросам развития ребенка. Мы провели родительское собрание по теме «Роль семьи в жизни ребенка» .Нами был представлен мастер- класс «Дидактические игры в домашних условиях. Сделай сам», где мы ознакомили родителей с дидактическими играми для детей в соответствии с возрастом, показали, как изготовить дидактическое пособие своими руками и как играть в ту или иную игру. После этого родители сами побыли в роли ребенка.

В мае мы планируем провести отчетное родительское собрание, на котором не только расскажем о наших достижениях за год, но и впервые использовали такую форму работы как «игровое моделирование». Мы поделили родителей на условные группы. Каждой группе были предложены проблемные ситуации. Их нужно было проиграть с позиции воспитателя и с позиции родителя, приведя свои аргументы. Все позиции совместно обсуждались. Положительной стороной «игрового моделирования» является то, что оно способствует установлению неформального контакта с родителями, исключает навязывание готовой точки зрения, нацеливает на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации и дает возможность лучше узнать и понять друг друга.

На протяжении учебного года мы информируем родителей о жизни их детей в детском саду, как в виде устных бесед, так и в виде стенгазет.

Так же мы используем разные средства наглядной пропаганды: письменные консультации на актуальные для родителей темы : «Дыхательная гимнастика», «Как развивать речь ребенка?», «Игрушки в жизни детей»и др. ; папки-передвижки, картотеки с подробным описанием игр.

В приемной комнате мы оформляем выставки с детскими работами, чтобы родители могли проследить динамику в развитии творческих способностей своих детей.

Родителей активно привлекаем к участию в организации выставок.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, уважение к труду. Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенный результат. Они становятся активными участниками всех дел группы и детского сада. (Приложение 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья и ДОУ – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показывает опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы). Сегодня родителей в особенности волнуют проблемы неусидчивости, невнимательности, непослушания детей, а также повышенная нервозность.

Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно стараться чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы, организовать клуб по интересам. Бабушки и дедушки также станут частыми гостями в группе. Ведь добротой и лаской они смогли заполнить нишу пустоты и одиночества, которая иногда окружает их внуков рядом с родителями.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого мы стараемся, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными задачами у нас являются создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практическое пособие / Авт. – сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2006.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М: Педагогика, 2001.

3. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями : пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика-Синтез, 2007.

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ : метод. пособие. М. : Айрис-пресс, 2008.

5. Родительские собрания в детском саду: младшая группа / Авт. -сост. Чиркова С. В. – М. : ВАКО, 2012.

Приложение 1

В нашу первую встречу с родителями, мы предлагаем им заполнить анкету о своих детях, чтобы мы могли бы лучше узнать и понять вашего малыша:

1. Ф. И. О. родителя?

2. Ф. И. О. малыша и обязательно, как ребенка называют дома?

3. Аппетит и вкусовые и вкусовые пристрастия ребенка

4. Какой сон у ребенка, требует ли он к себе повышенного внимания в период засыпания?

5. Может ли сам себя занять (умеет ли самостоятельно играть)

6. Легко ли идет на контакт с взрослыми и детьми

7. Как переносит разлуку с родителями?

8. Особенности и привычки малыша?

9. Какие трудности испытывают сами родители в процессе воспитания ребенка ребёнка дома?

Приложение 2

Перспективный план работы с родителями детей раннего возраста.

Месяц Форма взаимодействия Пути осуществления взаимодействия с родителями

Апрель-май Личное знакомство воспитателя с родителями и детьми Беседа, анкетирование, изучение специфики семьи

Июнь- август «Знакомьтесь: группа Почемучки!» Экскурсия по детскому саду, знакомство с группой

Август 1. Вечер вопросов и ответов

2. Помощь в подготовке группы к новому учебному году 1. Первое родительское собрание с ответами на интересующие вопросы.

2. Коллективная уборка группы: совместный труд – сближение родителей и воспитателей

Сентябрь Устный журнал по адаптации детей в группе раннего возраста Индивидуальные контакты, консультации «Первые дни в ДОУ»

Октябрь За круглым столом

Общение за чаепитием. Разговор о проблемах.

Встреча с педагогом--психологом

Ноябрь 1. День открытых дверей

2. Устный журнал Журнал «Здоровье»

1. Присутствие родителей на занятиях в группе, в физкультурном и музыкальном залах.

2. Консультации «Расти здоровым, малыш!»

Декабрь Совместное чаепитие в группе Праздник новогодней елки в детском саду

Январь Родительское собрание Обсуждение насущных проблем, усвоения программы детьми, обмен опытом

Февраль 1. Спортивный досуг «Вырасту, как папа».

2.«Полезные советы» 1. Игры – развлечения вместе с папами

2. Рекомендации по воспитанию детей раннего -возраста

Март Чаепитие «Мамочку мою я очень люблю»

Совместное чаепитие после праздника, посвященного 8 Марта

Апрель 1. Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду»

2. День открытых дверей 1. Родители готовят фотографии детей в детском саду

2. Присутствие родителей на занятиях в группе, в физ-культурном зале, с музыкальным руководителем

Май 1. День добрых дел

2. Кафе «Лакомка»

3. Семейный клуб – родительское собрание 1. Субботник на территории детского сада и в группе

2. Чаепитие

3. Просмотр видеоархива, обсуждение планов -на будущее

Приложение 3

Устный журнал.

«Расти здоровым, малыш!».

Цель: Заинтересовать и включить родителей в деятельность по приобщению детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды. Участники встречи:

1. Родители.

2. Инструктор по физической культуре.

3. Педагоги ДОУ.

Приложение 4

Темы родительских собраний на учебный год

Месяц Тема Ответственные

Сентябрь Особенности адаптационного периода детей 2 группы раннего возраста, задачи воспитания и обучения детей 2 года жизни. воспитатели

Февраль

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников

Май Чему научились наши дети за год воспитатели

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Конспект НОД детей группы раннего возраста совместно с родителями «Путешествие на паровозике»Конспект НОД детей группы раннего возраста совместно с родителями «Путешествие на паровозике» Цель. Формировать у детей сенсорные представления. Образовательные области: познание, коммуникация. Формы образовательной деятельности:.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

План работы с родителями в группе раннего возраста на 2018–2019 учебный год Сентябрь 1. Уголок для родителей: режим дня, сетка занятий, «целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте» 2. Папка-передвижка.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей второй группы раннего возраста «День защитника Отечества» совместно с родителями Доброго времени суток уважаемые коллеги! Предлагаю только, что составленный сценарий развлечения к 23 февраля для деток 2-3 лет. Описание.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Осеннее развлечение для детей второй группы раннего возраста совместно с родителями. Сказка «Яблонька» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 275 (ДО) КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА[/b][/h3] Подготовила Савельева.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Система работы с родителями детей раннего возраста»
Опубликовано: 30 апреля 2020 в 19:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД