Получи документы

Консультация «Сказка, как средство преодоления агрессии детей старшего дошкольного возраста»

Екатерина Шкель
Консультация «Сказка, как средство преодоления агрессии детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

"Сказка как средство преодоления агрессии детей старшего дошкольного возраста""

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессии, остаются открытыми.

Публикация «Консультация „Сказка, как средство преодоления агрессии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства детей старшего дошкольного возраста. Но если усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Одним из наиболее эффективных средств преодоления агрессии у детей дошкольного возраста является сказка. Сказка вводит ребенка в мир добра, помогает понять себя и других людей, пробуждает стремление следовать правилам и нормам нравственного поведения.

Все это позволяет использовать сказку в работе по преодолению агрессии у детей дошкольного возраста.

Об особенностях агрессии детей дошкольного возраста писали Н. М. Платонова, Ю. Б. Можгинский, Е. О. Смирнова, Г. А. Хузеева и другие.

Большое внимание также уделялось разработке средств преодоления агрессии. Данного вопроса касались М. М. Кольцова, Т. А. Комисаренко, М. И. Лисина, В. С. Мухина. Данные авторы говорят о многообразии средств, одним из которых является сказка, а также авторы делают акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, выделяя диагностические критерии.

Сущность понятия «агрессия», «агрессивное поведение»

По многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессии являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело родителям и специалистам. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.

Проблема агрессивного поведения, в основе которого лежит проявление агрессии, рассматривается в трудах различных ученых.

Р. Корсини, А. Ауэрбах рассматривают агрессию как сложное явление, обусловленное множеством причин, которое с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю.

К. Лоренц в фундаментальной работе «Об агрессии» дает определение агрессии как инстинкту борьбы, направленному против собратьев по виду.

Согласно психологическому словарю (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) агрессия представляет собой ответную поведенческую реакцию на внешний или внутренний раздражитель (стимул, являющийся фрустрирующим для данной конкретной личности в данной конкретной ситуации. Наиболее часто агрессию можно отнести к стеническим реакциям личности. Агрессию можно рассматривать как простую реакцию, когда раздражение от переживания не подвергается личной переработке, а обнаруживается в импульсивных действиях, а также как личностную реакцию.

Следует различать понятия агрессии и агрессивности. Агрессия обозначает совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту, агрессивность же понимается как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивность включает в себя и социально-перцептивный компонент, заключающийся в готовности, склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное. В этом отношении можно говорить о потенциальном агрессивном восприятии как об устойчивой для некоторых людей особенности мировосприятия и миропонимания.

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. д.

Агрессивные действия выступают в качестве:

средства достижения какой-либо цели;

• способа психологической разрядки;

• способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Некоторые агрессивные проявления могут быть признаком развивающихся психопатологических изменений личности. В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживания агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

Психологи Р. Бэрон, К. Лоренц выделили несколько видов агрессии :

- Физическая и вербальная:

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

- Прямая и косвенная:

Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.).

- Внешняя агрессия и аутоагрессия :

Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

- Защитная или провоцирующая:

Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, «первая атака».

- Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная) :

Границы агрессии бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.

- Враждебная и инструментальная:

Источником враждебной агрессии является гнев, и её конечная цель – причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то это «инструментальная» агрессия.

Исследователями предложено много определений и классификаций проявлений агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными. Анализ литературы позволил установить, что понятие «агрессия», в большинстве случаях рассматривается как действие, направленное на другое существо с целью нанесения вреда. Тем не менее, в каждой из этих трактовок нами отмечены отличительные особенности. Так в психологическом словаре она представляется как действие человека, характеризующееся демонстрацией превосходства в силе или применение силы.

К. Лоренц считал, что «агрессия человека имеет предпосылки и обусловлена генетически; при этом её смысл заключается не в разрушении, а в адаптации к условиям жизнедеятельности» при этом он разделяет это понятие на положительное проявление и на отрицательное.

Сравнивая представленные определения можно сделать выводы о том, что агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей, она носит осознанный характер и характеризуется действиями, направленными на причинение ущерба или вреда другому человеку, группе людей или животному.

Анализируя агрессию как свойство личности, американские психологи, работающие с детьми, выделили диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии раннего свойства у ребё нка в той или иной степени:

- часто теряют контроль над собой;

- часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми;

- намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых;

- часто винят других в своём «неправильном» поведении; завистливы и мнительны;

- часто сердятся и прибегают к дракам.

Агрессию рассматривают с двух сторон. Одни учёные считают, что без агрессии ни один человек не сможет выжить, другие же, наоборот, определяют её как негативную форму поведения, направленную на причинение вреда кому-либо. Также мы выявили, что агрессивное поведение - это периодично повторяющиеся агрессивные действия. Нами были отмечены характерные особенности проявления детской агрессии и частично рассмотрены её виды.

Публикации по теме:

Консультация «Сказка, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли,.

Консультация для родителей «Дидактический синквейн» как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Дидактический синквейн», как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое синквейн? Слово синквейн (англ. Cinquain).

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» «]Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русская народная сказка, являясь доступной пониманию.

Консультация «Причины агрессии детей дошкольного возраста» "Как справиться с агрессией ребенка"В детской психологии агрессия - это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический.

Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, в последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают,.

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДО. Читайте детям сказки господа. В них спрятана людская доброта, Которая, чем больше разбирается, Тем шире и быстрее разрастается. Заложат.

Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Мы открываем книжку и уже представляем, что нового,.

Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Знакомство ребенка с природой начинается с самого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сказка, как средство преодоления агрессии детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 марта 2018 в 07:48
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сказка, как средство преодоления агрессии детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шкель (УИ 228168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД