МААМ-картинки

Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Ивановна Суханова
Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста

Сказка как средство воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста

Знакомство ребенка с природой начинается с самого раннего возраста. Сказки тоже дети слушают с раннего детства. Ведь сказка издавна была и есть способом передачи знаний о мире и духовном пути человека, являлась и является своеобразной воспитательной системой. Сказки о природе развивают эмоциональную, чувственную сферу детей, что немаловажно в наши дни. Дети сопереживают героям, у них развивается потребность в общении с природой, способность испытывать от этого радость, удовольствие.

Публикация «Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Во многих сказках внимание детей привлекается к особенностям внешнего вида птиц, зверей, насекомых (В. Зотов «Лесная мозаика», В. Бианки «Сказки» и др.). Такие произведения приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Среди этих сказок наибольшей популярностью пользуются те, которые рассказывают сами звери и рассказывают их людям (Б. Заходер «Русачок», «Звездочка» и др. из серии «Сказки для людей»). Звери очень уважают людей, считают их сильнее, умнее всех на свете и хотят, чтобы люди относились к ним хорошо, были добрее к ним; подчеркивают, что человек - самое разумное существо.

Сказки помогают и в установлении причинно – следственных связей в природе, особенно ярким примером может служить произведение Ю. Дмитриева «Что такое лес». Работая над одноименное темой, я прочитала эту сказку детям, так же произведения Н. Павловой «Зимняя пирушка», «Хороший доктор», М. Скребцовой «Кого осень больше любит» и др. В последующих беседах с детьми, через разные виды деятельности было видно, что дети поняли, что такое лес, хотя ни разу в нем не были. Запомнили они и названия деревьев, и поняли взаимосвязь и полезность всего живущего в лесу друг для друга.

Очень дети любят сказки о временах года, где отмечаются красочные сочетания в природе (Г. Скребицкий «Четыре художника», С. Маршак «12 Месяцев», А. Лопатина «Кто землю украшает» и др.). В данных сказках воспевается красота, эстетические свойства природы; отмечаются цветовые созвучия и изящество форм. Например, «Осина дарит красочные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками» - это отрывок из произведения Н. Сладкова «Осенний день рождения». Такие произведения не только закрепляют в сознании детей эмоциональную окраску слова, расширяют и активизируют словарь, но и развивают у них доброту сердца, чуткость души, творческое воображение, воспитывают бережное отношение и любовь ко всему прекрасному. В сказках часто изображены проблемные ситуации, я вместе с детьми нахожу наиболее оптимальные решения (Н. Павлова «Крылатка- неудачница», М. Скребцова «Звездная елочка» и др.). Часто с детьми решаем словесно- логические задачи (придумывание конца сказки, например по сказке В. Бианки «Приключение муравьишки». Дети продолжили путешествие муравья и познакомили его с другими насекомыми.

Читая сказки, наблюдая природу я вместе с детьми познаю, что в природе нет ничего лишнего, все умное, полезное, нужное, что сама природа проявляет заботу о всех нас, о каждой травинке, о каждой букашке. Прикоснувшись к сердцу ребенка, сказка оживляет в нем запас сходных, его собственных переживаний и по - новому осветит их, помогает найти свое в произведении и глубже проникнуть в него, осмыслить. И тогда любовь к природе, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребенка.

Литература для чтения детям.

ВРЕМЕНА ГОДА.

*Абрамцева Н. «Дождик»

«Сказка об осеннем ветре»

*Бианки В. «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз»

«Заяц, Косач, Медведь и Весна»

*Барков А. «Весна-волшебница»

«Как Медведя будили»

*Беспалов В. «Мороз и Зима»

*Вовк Б. «Подснежник»

*Железнова Е. «Необыкновенный подарок»

*Иванов С. «Каким бывает снег»*

*.Козлов С. «Как поймать облако»

«Как Медвежонок и Ежик осень ловили»

«Зимняя сказка»

*Ливеровский А. «Март»

*Маковский К. «Весенние голоса»

*Маршак С. «Двенадцать месяцев»

*Михайлов М. «Два Мороза»

*Павлова Н. «Бабочки осени»

«Бывает и холодное согревает»

«Кому улыбнется весна»

*Подлесова Н. «Морковка»

*Сергуненков Б. «Куда лето прячется»

*Соколов-Микитов И. «Листопадничек»

*Скребицкий Г. «Четыре художника»

*Скребцова М. «Золотое дерево»

«Как деревья друг друга наряжали»

*Сладков Н. «Осень на пороге»

«Почему ноябрь пегий»

«Чья проталина»

«Медведь и солнце»

*А. Лопатина «Сказка о временах года»

*Лукашевич К. «Проказы старухи-зимы»

*Турчина Г., Иванов Ф. «Первая осень»

«Снежинка»

*Чарская Л. «Зимняя сказка»

*Шим Э. «Отчего осень грустна»

«Снег и кисличка»

«Весна»

«Камень, ручей, сосулька и солнце»

«Кто был рад снегу»

РАСТЕНИЯ (деревья, кустарники, цветы, травы, грибы)

*Абрамцева Н. «Сказка о старой вазе»

*Андерсен Г. «Подснежник»

*Барков А. «Почему ель зимы не боится»

*Беспалов В. «Крапива»

*Вовк Б. «Подснежник»

*Вершинина Т. «Одуванчики»

*Дмитриев Ю. «Что такое лес»

«Зеленое и желтое»

*Зотов В. «И листочки и колючки»

«Что в лесу растет»

«Царство грибов»

*Кайгородов Д. «Красавица - елка»

*Лопатина А. «Жизнь дерева»

«Как деревья к зиме готовятся»

«Почему весенние морозы страшнее зимних»

«Зимы, ветра да солнышка детки»

«Чем лечить мышонка»

«Художник и клен»

«Волшебная рябинка»

«В тесноте да не в обиде»

«Любимица березка»

*Немецкое предание «Любимый цветок весны»

*Николаева Т. «Замечательный зонтик»

*Павлова Н. «Ветер, птичка и муравей»

«Разговор ручейка с ветерком»

«Когда их цветет больше»

«Любимцы солнца»

«В сумраке леса»

«Назови меня по имени»

«Зимняя пирушка»

«Неудачная затея»

«Разными глазами»

«Хороший доктор»

«Сестры шишки»

«Крылатка – неудачница»

«Белые шубки»

«На козьей иве»

«В ожидании весны»

«В две смены»

«Под кустом»

«Цветок, который зимой не спал»

«Обиды мышонка»

«Спор дубравы с сосновым бором

«Куда спряталась белая звездочка»

«Секрет»

«Хитрый одуванчик»

* Сергуненков Б. «Одуванчик»

*Скребцова М. «Как кустарники с деревьями поссорились»

«Могучая травинка»

«Недовольный лес»

«Как распускается лес»

«Кого осень больше любит»

«Разговор сосенок»

«История сосновой шишечки»

«Две сестры»

«Почему у елочек белые лапки»

«Солнечное дерево»

«Странное дерево»

«Пихтовая шишка»

«Как деревья друг друга наряжали»

«Как молния с дубом познакомилась»

«Разговорчивая березка»

«Золотое дерево»

«Маленькая березка»

«Лесная хлопотунья»

«Рябинка»

«Рассказ бабушки»

«Сиреневый Снег»

«Гусиный лук»

«Заячьи уши»

«Сказки о комнатных растениях»

*Степанов В. «Бабочка-капустница»

*Пермяк Е. «Некрасивая елка»

«Дикая яблонька»

*Пришвин М. «Золотой луг»

*Турчина Г, Иванов Ф. «Трава и дуб»

«Первая осень»

«Одуванчик»

«Лесная сказка»

* Шим Э. «Орешник»

«Мать - и – мачеха, ветреница, голубая перелеска и медуница»

ПТИЦЫ

* Андерсен Г. -Х. «Гадкий утенок» Г-Х

* Берестов В. «Аист и соловей»

«Лесные домишки

*Беспалов В. «Сова в роще»

*Бианки В. «Лесные домишки»

«Чей нос лучше»

«Кто чем поет»

«Хвосты»

«Сова»

«Мастера без топора»

«Красная горка»

«Кукушонок»

«Отчего у сороки такой хвост»

«Почему чайки белые»

«Терентий - тетерев»

«Оранжевое горлышко»

*Дмитриев Ю. «Как птиц обманули»

*Зотов В. «О пернатых» рассказы и сказки из книги «Лесная мозаика»

*Истомин И. «Снегирь и мышонок»

*Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

*Каралийчев А. «Маленький утенок»

*Казаков Ю. «Жадный Чик и кот Васька»

*Мамин – Сибиряк Д. «Сказка про Воронушку-черную головушку и желтую птичку Канарейку

«Серая шейка»

*Павлова Н. «Разными глазами»

* Пермяк Е. «Мать-мачеха»

*Ремизоа А. «Гуси-лебеди» (сказка)

*Скребцова М. «Ворчливая березка»

*Сладков Н. «Кто что умеет»

«Кто такой?»

«Зимние долги»

*Сухомлинский В. «Девочка и синичка»

* хак. н. с. «Почему у ласточки хвост раздвоен»

«Как птицы царя выбирали»

НАСЕКОМЫЕ

*Берестов В. «Честное гусеничное»

*Беспалов В. «Червячок-чудачок»

«Муравьишка в рыжих штанишках»

*Биссет Д. «Кузнечик и улитка»

*Бианки В. «Кто, чем поет»

«Хвосты»

«Сова»

«Приключения муравьишки»

*Бобев П. «Друзья леса»

*Горбачева И. «Сказка о бабочках»

*Драгунский В. «Он живой и светится»

*Зотов В. «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»

*Крылов И. «Стрекоза и муравей»

*Козлов С. «Три муравья»

*Мамин – Сибиряк Д. «Сказка про козявочку»

*Михайлов М. «Лесные хоромы»

*Павлова Н. «На козьей иве»

«Большое чудо»

*Пермяк Е. «Толковая Муха»

*Романова Н. «Пусть будут и соловей и жук»

*Скребицкий Г. «Счастливый жучок»

*Сухомлинский В. «Как муравей перелез через ручеек»

*Степанов В. «Бабочка-капустница»

*Толстой А. «Муравей»

ЖИВОТНЫЕ

*Бианки В. «Хвосты»

«Сова»

«Как лис ежа перехитрил»

*Бурятская сказка «Снег и заяц»

* Бирюков В. «Где ежик зимовал»

«Чудесные ноги»

*Барков А. «Барсучья кладовая»

*Заходер Б. «Русачок»

«Серая звездочка»

*Зотов В. «О страшных, храбрых и не очень»

«Кто ползает, кто прыгает» (рассказы и сказки из книги «Лесная мозаика»)

* Кильчичаков Н. «Сказка о том, как спина бурундука полосатой стала»

*Нивхская нар. сказка «Бурундук, кедровка и медведь»

*Малышев М. «Находчивый зайчишка»

* Мамин-Сибиряк Д. «Сказка про храброго зайца»

*Милева Л. «Быстроножка и Серая Одежка»

*Милн А. «Три лисички»

*Павлова Н. «Белые шубки»

*Ржевский Б. «Приключения барсучонка Тепы»

*Ремизов А. «Морщинка» (сказка)

*Соколов – Микитов И. «Листопадничек»

* Сладков Н. «Зверята»

«Бежал ежик по дорожке»

«Загадочный зверь»

*Толстой Л. «Лиса-леса краса»

«Лиса»

*Хакасская нар. сказка «Лисица и колонки»

О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ

*.Абрамцева Н. «Дождик»

*Вагнер Г. «Разговор ветра с березой»

*Верина Г. «Сказка о радуге»

*Кудрявцева Г. «Волшебник»

*Сладков Н. «Круглый год»

*Лопатина А. «Летнее солнышко

«Страна длинных дождей»

«Радужные дни»

*Турчина Г., Иванов Ф. «Два ветра»

«О чем рассказал ветер»

«Добрая туча»

«Радуга»

*Шим Э. «Лесной ручей»

«Слепой дождик»

«Камень, ручей и сосулька»

*Подлесова Н. «Морковка»

И много-много других сказок.

Публикации по теме:

Авторская сказка как средство воспитания гуманных чувств к природе, к людям, к животным Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Её составляют.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Основы хореографии как средство воспитания детей дошкольного возрастаОсновы хореографии как средство воспитания детей дошкольного возраста ПДО по хореографии МБДОУ детский сад № 95 «Зоренька» Иванова Лилия Ефимовна. Танец – один из древнейших видом искусства, выделившийся из.

Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым, необходимо с раннего детства уделять большое внимание физическому воспитанию, потому что.

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДО. Читайте детям сказки господа. В них спрятана людская доброта, Которая, чем больше разбирается, Тем шире и быстрее разрастается. Заложат.

Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Мы открываем книжку и уже представляем, что нового,.

Мини музей в ДОУ как средство воспитания и Образования детей дошкольного возраста Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 13:16
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД