Наталья Ивановна Суханова
Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста
Знакомство ребенка с природой начинается с самого раннего возраста. Сказки тоже дети слушают с раннего детства. Ведь сказка издавна была и есть способом передачи знаний о мире и духовном пути человека, являлась и является своеобразной воспитательной системой. Сказки о природе развивают эмоциональную, чувственную сферу детей, что немаловажно в наши дни. Дети сопереживают героям, у них развивается потребность в общении с природой, способность испытывать от этого радость, удовольствие.
Публикация «Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Во многих сказках внимание детей привлекается к особенностям внешнего вида птиц, зверей, насекомых (В. Зотов «Лесная мозаика», В. Бианки «Сказки» и др.). Такие произведения приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Среди этих сказок наибольшей популярностью пользуются те, которые рассказывают сами звери и рассказывают их людям (Б. Заходер «Русачок», «Звездочка» и др. из серии «Сказки для людей»). Звери очень уважают людей, считают их сильнее, умнее всех на свете и хотят, чтобы люди относились к ним хорошо, были добрее к ним; подчеркивают, что человек - самое разумное существо.
Сказки помогают и в установлении причинно – следственных связей в природе, особенно ярким примером может служить произведение Ю. Дмитриева «Что такое лес». Работая над одноименное темой, я прочитала эту сказку детям, так же произведения Н. Павловой «Зимняя пирушка», «Хороший доктор», М. Скребцовой «Кого осень больше любит» и др. В последующих беседах с детьми, через разные виды деятельности было видно, что дети поняли, что такое лес, хотя ни разу в нем не были. Запомнили они и названия деревьев, и поняли взаимосвязь и полезность всего живущего в лесу друг для друга.
Очень дети любят сказки о временах года, где отмечаются красочные сочетания в природе (Г. Скребицкий «Четыре художника», С. Маршак «12 Месяцев», А. Лопатина «Кто землю украшает» и др.). В данных сказках воспевается красота, эстетические свойства природы; отмечаются цветовые созвучия и изящество форм. Например, «Осина дарит красочные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками» - это отрывок из произведения Н. Сладкова «Осенний день рождения». Такие произведения не только закрепляют в сознании детей эмоциональную окраску слова, расширяют и активизируют словарь, но и развивают у них доброту сердца, чуткость души, творческое воображение, воспитывают бережное отношение и любовь ко всему прекрасному. В сказках часто изображены проблемные ситуации, я вместе с детьми нахожу наиболее оптимальные решения (Н. Павлова «Крылатка- неудачница», М. Скребцова «Звездная елочка» и др.). Часто с детьми решаем словесно- логические задачи (придумывание конца сказки, например по сказке В. Бианки «Приключение муравьишки». Дети продолжили путешествие муравья и познакомили его с другими насекомыми.
Читая сказки, наблюдая природу я вместе с детьми познаю, что в природе нет ничего лишнего, все умное, полезное, нужное, что сама природа проявляет заботу о всех нас, о каждой травинке, о каждой букашке. Прикоснувшись к сердцу ребенка, сказка оживляет в нем запас сходных, его собственных переживаний и по - новому осветит их, помогает найти свое в произведении и глубже проникнуть в него, осмыслить. И тогда любовь к природе, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребенка.
Литература для чтения детям.
ВРЕМЕНА ГОДА.
*Абрамцева Н. «Дождик»
«Сказка об осеннем ветре»
*Бианки В. «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз»
«Заяц, Косач, Медведь и Весна»
*Барков А. «Весна-волшебница»
«Как Медведя будили»
*Беспалов В. «Мороз и Зима»
*Вовк Б. «Подснежник»
*Железнова Е. «Необыкновенный подарок»
*Иванов С. «Каким бывает снег»*
*.Козлов С. «Как поймать облако»
«Как Медвежонок и Ежик осень ловили»
«Зимняя сказка»
*Ливеровский А. «Март»
*Маковский К. «Весенние голоса»
*Маршак С. «Двенадцать месяцев»
*Михайлов М. «Два Мороза»
*Павлова Н. «Бабочки осени»
«Бывает и холодное согревает»
«Кому улыбнется весна»
*Подлесова Н. «Морковка»
*Сергуненков Б. «Куда лето прячется»
*Соколов-Микитов И. «Листопадничек»
*Скребицкий Г. «Четыре художника»
*Скребцова М. «Золотое дерево»
«Как деревья друг друга наряжали»
*Сладков Н. «Осень на пороге»
«Почему ноябрь пегий»
«Чья проталина»
«Медведь и солнце»
*А. Лопатина «Сказка о временах года»
*Лукашевич К. «Проказы старухи-зимы»
*Турчина Г., Иванов Ф. «Первая осень»
«Снежинка»
*Чарская Л. «Зимняя сказка»
*Шим Э. «Отчего осень грустна»
«Снег и кисличка»
«Весна»
«Камень, ручей, сосулька и солнце»
«Кто был рад снегу»
РАСТЕНИЯ (деревья, кустарники, цветы, травы, грибы)
*Абрамцева Н. «Сказка о старой вазе»
*Андерсен Г. «Подснежник»
*Барков А. «Почему ель зимы не боится»
*Беспалов В. «Крапива»
*Вовк Б. «Подснежник»
*Вершинина Т. «Одуванчики»
*Дмитриев Ю. «Что такое лес»
«Зеленое и желтое»
*Зотов В. «И листочки и колючки»
«Что в лесу растет»
«Царство грибов»
*Кайгородов Д. «Красавица - елка»
*Лопатина А. «Жизнь дерева»
«Как деревья к зиме готовятся»
«Почему весенние морозы страшнее зимних»
«Зимы, ветра да солнышка детки»
«Чем лечить мышонка»
«Художник и клен»
«Волшебная рябинка»
«В тесноте да не в обиде»
«Любимица березка»
*Немецкое предание «Любимый цветок весны»
*Николаева Т. «Замечательный зонтик»
*Павлова Н. «Ветер, птичка и муравей»
«Разговор ручейка с ветерком»
«Когда их цветет больше»
«Любимцы солнца»
«В сумраке леса»
«Назови меня по имени»
«Зимняя пирушка»
«Неудачная затея»
«Разными глазами»
«Хороший доктор»
«Сестры шишки»
«Крылатка – неудачница»
«Белые шубки»
«На козьей иве»
«В ожидании весны»
«В две смены»
«Под кустом»
«Цветок, который зимой не спал»
«Обиды мышонка»
«Спор дубравы с сосновым бором
«Куда спряталась белая звездочка»
«Секрет»
«Хитрый одуванчик»
* Сергуненков Б. «Одуванчик»
*Скребцова М. «Как кустарники с деревьями поссорились»
«Могучая травинка»
«Недовольный лес»
«Как распускается лес»
«Кого осень больше любит»
«Разговор сосенок»
«История сосновой шишечки»
«Две сестры»
«Почему у елочек белые лапки»
«Солнечное дерево»
«Странное дерево»
«Пихтовая шишка»
«Как деревья друг друга наряжали»
«Как молния с дубом познакомилась»
«Разговорчивая березка»
«Золотое дерево»
«Маленькая березка»
«Лесная хлопотунья»
«Рябинка»
«Рассказ бабушки»
«Сиреневый Снег»
«Гусиный лук»
«Заячьи уши»
«Сказки о комнатных растениях»
*Степанов В. «Бабочка-капустница»
*Пермяк Е. «Некрасивая елка»
«Дикая яблонька»
*Пришвин М. «Золотой луг»
*Турчина Г, Иванов Ф. «Трава и дуб»
«Первая осень»
«Одуванчик»
«Лесная сказка»
* Шим Э. «Орешник»
«Мать - и – мачеха, ветреница, голубая перелеска и медуница»
ПТИЦЫ
* Андерсен Г. -Х. «Гадкий утенок» Г-Х
* Берестов В. «Аист и соловей»
«Лесные домишки
*Беспалов В. «Сова в роще»
*Бианки В. «Лесные домишки»
«Чей нос лучше»
«Кто чем поет»
«Хвосты»
«Сова»
«Мастера без топора»
«Красная горка»
«Кукушонок»
«Отчего у сороки такой хвост»
«Почему чайки белые»
«Терентий - тетерев»
«Оранжевое горлышко»
*Дмитриев Ю. «Как птиц обманули»
*Зотов В. «О пернатых» рассказы и сказки из книги «Лесная мозаика»
*Истомин И. «Снегирь и мышонок»
*Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
*Каралийчев А. «Маленький утенок»
*Казаков Ю. «Жадный Чик и кот Васька»
*Мамин – Сибиряк Д. «Сказка про Воронушку-черную головушку и желтую птичку Канарейку
«Серая шейка»
*Павлова Н. «Разными глазами»
* Пермяк Е. «Мать-мачеха»
*Ремизоа А. «Гуси-лебеди» (сказка)
*Скребцова М. «Ворчливая березка»
*Сладков Н. «Кто что умеет»
«Кто такой?»
«Зимние долги»
*Сухомлинский В. «Девочка и синичка»
* хак. н. с. «Почему у ласточки хвост раздвоен»
«Как птицы царя выбирали»
НАСЕКОМЫЕ
*Берестов В. «Честное гусеничное»
*Беспалов В. «Червячок-чудачок»
«Муравьишка в рыжих штанишках»
*Биссет Д. «Кузнечик и улитка»
*Бианки В. «Кто, чем поет»
«Хвосты»
«Сова»
«Приключения муравьишки»
*Бобев П. «Друзья леса»
*Горбачева И. «Сказка о бабочках»
*Драгунский В. «Он живой и светится»
*Зотов В. «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»
*Крылов И. «Стрекоза и муравей»
*Козлов С. «Три муравья»
*Мамин – Сибиряк Д. «Сказка про козявочку»
*Михайлов М. «Лесные хоромы»
*Павлова Н. «На козьей иве»
«Большое чудо»
*Пермяк Е. «Толковая Муха»
*Романова Н. «Пусть будут и соловей и жук»
*Скребицкий Г. «Счастливый жучок»
*Сухомлинский В. «Как муравей перелез через ручеек»
*Степанов В. «Бабочка-капустница»
*Толстой А. «Муравей»
ЖИВОТНЫЕ
*Бианки В. «Хвосты»
«Сова»
«Как лис ежа перехитрил»
*Бурятская сказка «Снег и заяц»
* Бирюков В. «Где ежик зимовал»
«Чудесные ноги»
*Барков А. «Барсучья кладовая»
*Заходер Б. «Русачок»
«Серая звездочка»
*Зотов В. «О страшных, храбрых и не очень»
«Кто ползает, кто прыгает» (рассказы и сказки из книги «Лесная мозаика»)
* Кильчичаков Н. «Сказка о том, как спина бурундука полосатой стала»
*Нивхская нар. сказка «Бурундук, кедровка и медведь»
*Малышев М. «Находчивый зайчишка»
* Мамин-Сибиряк Д. «Сказка про храброго зайца»
*Милева Л. «Быстроножка и Серая Одежка»
*Милн А. «Три лисички»
*Павлова Н. «Белые шубки»
*Ржевский Б. «Приключения барсучонка Тепы»
*Ремизов А. «Морщинка» (сказка)
*Соколов – Микитов И. «Листопадничек»
* Сладков Н. «Зверята»
«Бежал ежик по дорожке»
«Загадочный зверь»
*Толстой Л. «Лиса-леса краса»
«Лиса»
*Хакасская нар. сказка «Лисица и колонки»
О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ
*.Абрамцева Н. «Дождик»
*Вагнер Г. «Разговор ветра с березой»
*Верина Г. «Сказка о радуге»
*Кудрявцева Г. «Волшебник»
*Сладков Н. «Круглый год»
*Лопатина А. «Летнее солнышко
«Страна длинных дождей»
«Радужные дни»
*Турчина Г., Иванов Ф. «Два ветра»
«О чем рассказал ветер»
«Добрая туча»
«Радуга»
*Шим Э. «Лесной ручей»
«Слепой дождик»
«Камень, ручей и сосулька»
*Подлесова Н. «Морковка»
И много-много других сказок.