Елена Николаева
«Сказочное представление». Конспект и самоанализ НОД по математике в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по математика в средней группе
Тема: «Сказочное представление»
Образовательные задачи:
Формировать умение детей соотносить количество предметов с числом и цифрой, сравнивать предметы контрастных размеров по ширине и длине;
Развивающие задачи:
Публикация «„Сказочное представление“, Конспект и самоанализ НОД по математике в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Самоанализ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Совершенствовать умение классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма. Упражнять в счёте от 1 до 7;
Воспитательная задача:
Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь другим.
Формы организации детей: подгруппа детей
Оборудование: ноутбук, проектор, авторская презентация Microsoft PowerPoint на тему «Сказочное представление».
Материал для занятия :
Демонстрационный: цифра 7, два обруча, кодовые карточки, обозначающие цвет и форму и карточки, отрицающие эти свойства, «Сказочная книга» с загадками.
Раздаточный:
- «билеты» в театр - карточка – символ с обозначением 2-3 свойств (цвета и формы и цвета, формы и размера);
- полоски синего картона разной ширины;
-дидактическая игра «Палочки Кюизенера»;
- дидактическая игра «Блоки Дьенеша».
Предварительная работа : Рассказывание детям сказок «Три медведя», «Смоляной бычок»; беседа о русских народных сказках.
Ход ЗАНЯТИЙ
1 слайд.
Вводная часть:
-Ребята, встали рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.
Педагог ходит по кругу, хлопая по ладошкам детей с фразой: «Мы знаем много, много названий сказок». Затем дети по очереди называют любую сказку и дотрагиваются до ладошек педагога.
- Молодцы, вы знаете много сказок.
Основная часть:
ИГРА: «Билеты в театр».
Сегодня, я хочу пригласить вас в театр посмотреть и послушать сказку. Каждому я купила билет, занимайте свои места, согласно билету.
(Педагог раздаёт детям по 1 билету, карточка – символ с обозначениями цвета, формы и размера).
- Педагог проверяет, правильно ли дети заняли места.
После проверки билетов, начинается представление.
2 слайд.
Педагог открывает книгу и говорит: «Книга открывается, сказка начинается».
3 слайд.
- В одной волшебной стране жили - поживали русские народные сказки. И любили эти сказки в прятки играть да загадывать загадки. Если отгадайте загадки, узнаете, кто здесь живёт.
Слушайте первую загадку.
-Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Кто отгадал загадку? Как называется сказка? (Три медведя).
4 слайд.
- Медведи любили по лесу гулять, да малину в корзину собирать. Но вот беда, хочется медведям к малине подойти, да речка мешает им на пути.
5 слайд.
Что же делать? Как медведям через речку перебраться да сухими остаться?
- Конечно, надо помочь. Построить через речку мост. (Дети индивидуально выполняют задание за столами.)
ИГРА: «Построим мост» из палочек Кюизенера.
- Ребята, речки бывают по ширине какие? (широкие и узкие).
- Мостик нужно построить из 7 брёвнышек.
На столе карточка с цифрой 7. Перед каждым ребёнком синяя полоска, для которой он подбирает брёвнышки в соответствии с шириной полоски.
- По ходу выполнения задания спросить:
-Какого цвета мостики?
- Ребята, как вы думаете, у кого брёвнышки длиннее? У Максима или Толи?
- Как узнать? (Сравнивают зрительно, а потом способом приложения.)
- Почему Толя строил мостик из длинных брёвнышек? (Потому что у него ручеёк шире.)
- Молодцы, красивые мостики построили, медведям удобно будет ходить, безопасно.
- Мишутка хочет с вами поиграть, вокруг себя повернитесь и в медведей превратитесь.
Физминутка «Три медведя».
Произносится стихотворение, и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)
Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)
Мама с ним поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)
Три медведя в чаще жили,
Головой своей крутили. Вот так, вот так
Головой своей крутили,
(круговые движения головой поочередно в разные стороны)
Всем семейством мед искали,
Дружно дерево качали. Вот так, вот так
Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили, Вот так, вот так
И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
А потом все прямо встали,
И глубоко подышали (вдох – выдох 2-3 раза).
Мишутки, вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь, продолжаем смотреть сказку.
6 слайд.
Медведи по мостику перешли через речку, зашли в избушку и стали чай пить с малиновым вареньем.
ИГРА «Загадки бабы - яги».
Хотите узнать, кто ещё живёт в сказочной стране?
- Тихо- тихо, не шумите, кто-то к нам летит сюда, ну конечно это …
7 слайд. Баба яга.
- Она летела из сказки Гуси - Лебеди на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да загадки сочиняла.
В гости к лешему сходила
Все разгадки позабыла.
Помогите ей, ребятки,
Отгадайте все загадки.
8 слайд.
Загадки.
1. Папа Зай и мама Зая
С ними зайка, их сынок
Хорошенько посмотри:
Сколько вместе зайцев? (три).
9 слайд.
Слушайте следующую загадку.
10 слайд.
2. Чтобы мой кот Васька
Лапы не промочил,
Сколько бы ботиночек он себе купил(4).
11 слайд.
12 слайд.
3. Четыре гуся – лебедя летели над поляной,
И ещё один летел под облаками.
Отвечайте быстро и смело:
Сколько их всего летело(5).
13 слайд.
14 слайд.
4. Отгадайте, как называется сказка.
В этой сказке - он сумел поймать Медведя,
Он поймал и волка и зайчишку,
Но поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок, смоляной бочок.)
15 слайд.
- Кто ещё в этой сказке есть? (Дедушка, бабушка, Танюшка.)
16 слайд.
-Бабушка и дедушка решили посадить цветы на клумбу, чтобы красиво было, но очень устали, решили отдохнуть.
- Ребята, давайте, пока дедушка и бабушка отдыхают, мы им поможем.
ИГРА С БЛОКАМИ «Посадим цветы».
На полу 2 обруча «клумбы» лежат так, что образуются как бы 3 клумбы.
- Внутри одной клумбы нужно посадить красные цветы, внутри другой – круглые.
Дети должны сообразить, что в области пересечения двух обручей нужно посадить цветы, обладающие общими признаками: цветом – красные и формой - круглые.
- Какие цветы остались возле клумб? (все не красные, не круглые, синие, жёлтые, треугольные, и т. п.)
Молодцы ребята, правильно цветы рассадили.
В добрых сказках, как всегда,
Что ни пожелается,
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
-Бабушка с дедушкой вышли во двор любуются цветами, бычок на лугу пасётся, травку жуёт.
- Стали герои сказок жить поживать, добра наживать да ребят в гости поджидать.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
17 слайд.
ИТОГ: Ребята, понравилось вам представление?
- С кем вы встретились?
-Кому вы помогли в начале?
-Кому вы ещё помогли?
- Что больше всего понравилось?
Самоанализ НОД образовательная область «Познание»
Тема: «Сказочное представление»
Непосредственно образовательная деятельность составлена в соответствии с Программой «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой. Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- принцип непрерывности (непосредственно – образовательная деятельность была построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей);
-принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
- принцип психологической комфортности.
Применялись следующие методы и приемы:
словесные,наглядные,практические,игровые.
Материал к непосредственно образовательной деятельности был подобран в соответствии с поставленными целями и задачами.
Непосредственно – образовательная деятельность по содержанию является интегрированной, так как части деятельности объединены знаниями из нескольких образовательных областей (познание, коммуникация, художественная литература, социализация, физическая культура).
Образовательная область «Познание» направлена на развитие у детей умения анализировать, сравнивать и обобщать предметы по их свойствам через конструктивно-продуктивную деятельность.
Интеграция с образовательной областью «Коммуникация» способствовала развитию связной речи и всех компонентов устной речи детей. Развитию элементарных форм объяснительной речи, умению обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение, свободно общаться с взрослыми и детьми.
Интеграция с образовательной областью «Чтение художественной литературы» способствовала формированию интереса и потребности в чтении книг, приобщение к словесному искусству, расширению представлений детей о русском народном творчестве.
Интеграция с образовательной областью «Социализация» способствовала воспитанию дружеских взаимоотношений, готовности прийти на помощь другим.
Интеграция с образовательной областью «Физическая культура» способствовала снятию напряжения с мышц спины и шеи, сохранению интереса и активности детей на протяжении всего занятия.
Непосредственно – образовательная деятельность построена в доступной для детей данного возраста игровой форме – посещение детьми театра. Все этапы связаны между собой одним сюжетом – оказание помощи героям сказочного представления.
Достаточно рационально использовалось всё пространство группы. Наглядный и раздаточный материал был расположен удобно и доступно детям. Для предупреждения усталости, сохранения интереса и активности детей на протяжении всего занятия, происходило чередование разных видов детской деятельности.
На разных этапах занятия мною применялись разнообразные методы и приё мы: словесные, наглядные, частично – поисковые, проблемные, игровые, практические. Занятие строилось на основе проблемного диалога с детьми и подведения итогов после каждой части занятия.
В вводной части занятия для создания эмоционального настроя и введения детей в тему НОД было использовано игровое упражнение «Мы знаем много названий сказок».
В основной части я использовала решение проблемных ситуаций:
- построение моста через речку с применением палочек Кюизенера;
- решение арифметических загадок Бабы Яги, на развитие внимания и логического мышления;
- посадка цветов на клумбы, используя карточки – символы, обозначающие цвет и форму, и отрицающие эти свойства и блоки Дьенеша.
В процессе занятия мною осуществлялся дифференцированный подход к детям с разным уровнем усвоения материала : идентификация билетов – карточек по двум и по трём признакам, оказание индивидуальной помощи при построении мостов через речку, так как эта задача была достаточно новой для детей; при посадке цветов в клумбы, с помощью наводящих вопросов, подвела детей к выводу, что в пересечении обручей необходимо посадить цветы, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые).
На заключительном этапе осуществляла подведение итогов в форме поощрения детей и указания значимости их труда для сказочных героев. Положительная оценка деятельности детей, послужила стимулом для качественного выполнения задания.
Дети в процессе работы были активны, внимательны, работоспособны.
Считаю, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «воспитатель – ребенок».