МААМ-картинки

НОД по ФЭМП «Собираем урожай. Признаки сходства и различия между предметами» для детей старшего дошкольного возраста

надежда махно
НОД по ФЭМП «Собираем урожай. Признаки сходства и различия между предметами» для детей старшего дошкольного возраста

НОД по ФЭМП

на тему:

«Собираем урожай»

для детей старшего дошкольного возраста

Составила:

Махно Надежда Васильевна

воспитатель первой квалификационной категории

Волгоград 2023 г.

Цель:

• Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.

• Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким – либо признаком.

Публикация «НОД по ФЭМП „Собираем урожай, Признаки сходства и различия между предметами“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• Продолжать учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма, выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление.

Предварительная работа : работа с блоками.

Материалы к занятию:

Демонстрационный – игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, корзинка, шапочки зайчиков (на всех) и лисы (одна, картинки с изображением ягод и грибов, макет дерева – ель, иллюстрации к задачам, конверты с картинками, плакат с изображением яблони.

Раздаточный – кубики: пять красных и один жёлтый; мешочки или коробочки для кубиков, индивидуальные схемы, блоки Дьенеша, яблоки (красные и зелёные по кол-ву детей).

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: – Ребята, кто бы это мог к нам прийти? Хотите узнать? (Да.)

Тогда слушайте загадку:

«Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку»

- Кто это? (Зайчик.)

- Правильно ребята — это Зайчишка. Он очень рад, что вы его узнали и хотел бы с вами отправиться в путешествие и поиграть.

- Вы согласны? (Ответы детей.)

Игра «Соберём урожай».

Дети сидят на ковре вокруг воспитателя. Рядом с ним – корзина, игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы.

Воспитатель: - Кто знает какое сейчас время года? (Осень.)

- Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов.)

- Наш Зайка тоже решил собрать урожай на своём огороде. Что он положил в свою корзинку?

Дети по желанию кладут в корзинку муляжи овощей. По ходу действия воспитатель задаёт детям вопросы.

- Какая по цвету морковка? (Ответы детей.)

- Какой по форме огурец? (Ответы детей.)

- Какая по размеру редиска? (Ответы детей.)

- Что растёт на земле (под землёй, над землёй? (Ответы детей.)

- А почему вы не положили ромашку? Она ведь тоже может расти в огороде? (Ромашка – цветок, а Зайка собирал овощи.)

- А почему осталось яблоко? (Яблоко – фрукт, а не овощ.)

- Какие же предметы вы выбирали и по какому признаку?

Зайчонок: - Наверное потому, что они сочные, крупные, вкусные и их используют в пищу. (Ответы детей. Нет. Всё это – овощи, они растут в огороде.)

Ну что же ребята вы прекрасно справились с этим заданием.

А сейчас Зайчишка вас приглашает сесть за стол.

(На столах у детей пять кубиков красного цвета и один жёлтый и по «волшебному мешочку».)

Воспитатель: - Что у вас на столах? (Кубики.)

- Чем они похожи? (Они одинаковые по форме, по размеру, пластмассовые.)

- Какое свойство их отличает друг от друга? (Они отличаются только по цвету.)

- Положите в свой «волшебный мешочек» кубики с одинаковыми свойствами

- Какие кубики вы положили? (Ответы детей.)

- Какие остались? – Почему? (Положили 5 красных кубиков – у них одинаковый цвет, форма, размер, материал. Остался жёлтый кубик – он не подходит по цвету.)

Динамическая пауза:

Стой, зайчонок, не беги

По тропинке узенькой,

Лучше ты побереги

Хвостик свой кургузенький.

Лис крадётся вдоль тропы

Вряд ли ищет он грибы.

Один ребёнок изображает крадущегося лиса, а остальные – бегущих зайчиков. Зайчики замирают. А потом разбегаются от лисы по местам – «домикам».

- Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. А сейчас продолжим вместе с нашим Зайчонком путешествие: отправимся в лес. Я загадаю вам несколько загадок. И. думаю, вы сразу догадаетесь, о чём они.

Под кустами, под листами

Мы попрятались в траву.

Нас в лесу ищите сами

Мы не крикнем вам: «Ау!» (Грибы, ягоды)

Воспитатель: - Назовите ягоды, изображённые на первой картинке. (Малина, рябина, клубника.)

- Какие ягоды вы ещё знаете? (Ответы детей.)

- Какие из них растут в лесу, в саду? (Ответы детей.)

- Какие растут только в лесу?

- Кто в шляпке родится? (Грибы.)

- Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Лисичка, белый, мухомор.)

- Что между ними общего? (У каждого гриба есть шляпка и ножка. Все они растут в лесу.)

- А какой гриб здесь лишний и почему? (Мухомор – ядовитый гриб, несъедобный, а остальные – съедобные.)

- Да, действительно, о мухоморе даже стихотворение есть:

Стоит на дорожке

На тоненькой ножке,

Пёстрой шляпкою покрыт,

Несъедобен, ядовит.

- А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Ответы детей.)

Воспитатель дополняет ответы детей. (Мухомор могут есть лоси. В народной медицине используют мухомор как лекарство – для приготовления растирки.)

Зайчишка: - Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с этим заданием! А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились.

(Ребята вместе с Зайчонком выполняют движения.)

Дети оглядываются по сторонам и понимают, что они заблудились. Из леса доносится вой волка (звучит аудиозапись).

Дети: - Но где же Зайчишка? Куда он делся? (Дети ищут Зайчишку на лесной полянке.)

Воспитатель: - Ребята, кажется, кто-то спрятался под ёлочкой.

- Кто же это? (Зайчик)

(Дети берут Зайчишку на руки.)

- Да он весь дрожит, толи от страха, толи от холода.

- Ребята, а кого в лесу боится Зайчишка? (волка)

Волка все в лесу боятся,

Очень любит он кусаться.

Воспитатель - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте поскорее найдём дорогу.

Игра «Найди дорожку в детский сад». (С блоками Дьенеша)

(Работа за столами.)

Перед каждым из вас лежат схемы. С помощью карточки вам нужно найти фигуру, которая вас и приведёт в детский сад. А Зайчишка будет внимательно за вами наблюдать.

(Во время игры воспитатель задаёт вопросы)

- Почему ты выбрал эту фигуру? (Ответы детей.)

- Какую фигуру ты ищешь? (Ответы детей.)

- Почему ты выбрал эту дорожку? 9Ответы детей.)

Зайчик: - Какие вы молодцы! Как у вас всё здорово получилось.

Пока вы искали дорогу в детский сад ваши глазки немного устали. Давайте отдохнём.

Гимнастика для глаз

(Дети ещё раз любуются красотой осеннего леса)

Вот стоит осенний лес! Выполняют круговые движения глазами

В нём много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – ели Выполняются движения глазами влево – вправо

Дятел сверху, тук да тук. Выполняются движения глазами вверх – вниз

Глазки ты закрой – открой

И скорей беги домой!

Теперь вы знаете дорогу и нам пора возвращаться.

Но прежде чем мы возвратимся в детский сад я предлагаю вам отгадать весёлые задачки.

Игра «Весёлые задачки».

(Сидя на модулях, дети играют в игру)

- Ребята, я вам буду задавать вопросы, а ответ на них вы будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное – говорить в этой игре нельзя.

- Сколько глаз у светофора? (3)

- Сколько пальцев на правой руке? (5)

- Сколько носов у двух кошек? (2)

- Сколько ушей у двух мышей? (4)

Зайчонок. - Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали!

Шли мы, шли,

Шли мы, шли,

И в детский сад пришли.

Итог занятия:

- Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. Ему очень понравилось, как вы выполняли задания.

- А вам понравилось путешествие с Зайчонком? (Ответы детей.)

- Какая игра на занятии вам больше всего понравилась? (Свободное высказывание детей.)

- Что вызвало трудность?

А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красное яблоко на подносе и наклейте его на яблоню на плакате, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось, и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте зеленое яблоко. (Дети оценивают свою работу.)

Занятие закончилось, спасибо Зайчишке за наше путешествие! Скажем ему до свидания, ведь ему пора отправляться в свои лесные владения!

Публикации по теме:

Дидактическая игра с предметами «Математические крышки» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра с предметами «Математические крышки» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра с предметами "Математические крышки" для детей дошкольного возраста. Цель игры: Развитие математических способностей.

Дидактическая игра для нахождения сходства и различия предметов «Варежки»Дидактическая игра для нахождения сходства и различия предметов «Варежки» Дидактическая игра «Варежки». Эта игра поможет учить детей находить сходства и различия предметов, закреплять понятия правая и левая рука,.

Фотоотчет о беседе «Различия между кроликами и зайцами» к Дню экологического образованияФотоотчет о беседе «Различия между кроликами и зайцами» к Дню экологического образования Фотоотчет беседы "Различия между кроликами и зайцами" к Дню экологического образования. Мы в очередной раз были рады видеть у себя в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ФЭМП «Собираем урожай. Признаки сходства и различия между предметами» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 апреля 2024 в 20:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД