Лучший педагог года

Сочетание традиционных материалов в декоративно-прикладном искусстве народов севера

Елена Исянова
Сочетание традиционных материалов в декоративно-прикладном искусстве народов севера

«Сочетание традиционных материалов в декоративно- прикладном искусстве народов севера».

Номинация: Традиции и современность

2019 г.

Оглавление

Введение 1-4

Глава 1. Исследование и развитие идеи.

1.1. Технологии, техники и способы создания предметов декоративно-прикладного творчества.

1.2. Цветовые сочетания.

1.3. Замысел. Поиск композиционного решения.

1.4. Орнаменты Ханты и Манси.

1.5 Происхождение орнамента. Мотивы.

Публикация «Сочетание традиционных материалов в декоративно-прикладном искусстве народов севера» размещена в разделах

Глава 2. Технология работы над изделием.

2.1. Выбор подготовка и определение расхода материала.

2.2. Выполнение рабочего чертежа.

2.3. Расчет полной себестоимости изделия.

2.4 Инструменты и материалы.

2.5. Технологическая карта изготовления

2.6. Эколого-экономическое обоснование.

Заключение.

Список используемой литературы и источников

Приложения.

Приложение №1

Приложение №2

\

Введение

В настоящее время мы не перестаем удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей.

Существуют техники, связанные с использованием бумаги, техники, связанные с плетением, росписью, различными видами живописи и создания изображений, техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей, техники, связанные с вязанием, обработкой дерева и древоподобных материалов. Другие самодостаточные техники: аппликация, вырезание,

декупаж, коллаж, лепка.

При выполнении работы использовались следующие методы:

1. практический;

2. частично – поисковый;

3. получение результатов;

4. исследование.

Глава1. Исследование и развитие идеи.

Важное значение в жизни манси занимают ремесла. Как правило, все, что сделано руками местных мастеров, сделано из натуральных материалов. Из того же кедра, используя его корень, мастера плетут корзины (корневатики, бытовые предметы, вырезают посуду, различные ящики, короба. Из березовой коры изготовляют туеса, посуду, ложки, короба и даже кое-что из мебели. Очень много изделий для себя и своего хозяйства манси делают из меха и кожи.

Декоративно – прикладные изделия призваны украшать жизнь человека, т. е. быть полезными и одновременно красивыми. Сочетание различных материалов (разновидности кожи, меха. бисера т. п.) обогащает фактуру лоскутного полотна в целом, делает его более выразительным в художественном отношении. Мода и интерьер определяются многообразием стилей, их смешение придает дизайну новизну и нестандартность. Но для создания атмосферы, наполненной уютом и собственной внутренней жизнью, сочетания эмоций и ощущений не менее важны.

Сейчас в материалах, тканях нет недостатка. Напротив, человек, который хочет выбрать подходящую к интерьеру ткань, материал для оформления интерьера, изготовление аксессуаров зачастую оказывается перед сложной проблемой выбора. Ведь, выбирая, вы смотрите не только на цвет, но и на рисунок, и на фактуру, да еще задумываетесь о том, отвечает ли ткань или материал тем функциям, которые будет выполнять оформленное ею помещение или украшение.

1.1. Технологии, техники и способы создания предметов декоративно-прикладного творчества.

1. Тиснение (другое название «эмбоссинг») — механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см. ниже, а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр. Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.

Виды:

- Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.

- Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)

2. Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозаики, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги. Также есть торцевание на шишках.

3. Техники, связанные с плетением:

Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель, всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы. С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет. Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение, плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов). Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.

4. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Х в. начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы. С появлением в Югре бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок.

На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки.

5. Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д., архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере, произведений пластических искусств (главным образом прикладных, у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

6. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов : бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.

Также существуют:

- Аппликация из пластилина - пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.

- Аппликация из «ладошек».

- Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов, инструмент — клей и ваши руки.

7. Вырезание — термин очень широкого понимания.

Вырезают из кожи, меха, бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание, из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.

Виды:

- Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д., со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении.

- Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.

1.2. Цветовые сочетания

У большинства исследователей было стремление установить красивые и некрасивые цветовые сочетания безотносительно к конкретным условиям.

Закономерности гармонии цветов в орнаментальном искусстве уже иные. Здесь также играет роль смысловая и композиционная оправданность каждого цвета и конкретности между цветами. Но смысловая оправданность цвета элементов орнамента определяется ролью каждого из них в общей орнаментальной композиции. Если цвет какого-то элемента орнамента будет особенно выделяться, то в тех случаях, когда выделяемый элемент орнамента по своему смысловому и композиционному значению занимает особое место в орнаменте, выделяющийся цвет не нарушит колористической целостности орнаментальной композиции, а в тех случаях, когда такой элемент является второстепенным, дополнительным, выделяющийся цвет будет мешать восприятию главного в композиции, нарушит ее стройность, будет «выпадать» из нее.

1.3. Замысел. Поиск композиционного решения.

Создание произведения декоративно-прикладного искусства - сложный творческий процесс: художник воплощает свой замысел, свою художественную идею средствами данного вида искусства. Основа этого творческого процесса - поиски гармонии композиции,

орнаментального ритма, цвета и материала. Композиция декоративного произведения - это ритмически организованное членение его плоскости, когда все орнаментальные или изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены общему художественно-декоративному замыслу.

В народном творчестве важной частью является орнаментное искусство. Как и у хантов, в большинстве своем в орнаментах манси преобладают геометрические мотивы, переплетения волнистых и зигзагообразных линий, а также стилизованные изображения животных. Такими узоры манси украшают одежду и ее элемента, кухонную и домашнюю утварь. Сходство некоторых элементов, присущих этим двум народам, явилось итогом их общей территории обитания, а также экономических взаимосвязей, имеющихся между ними.

Приемы композиции во всех художественных произведениях стоят в тесной связи с основным идейным замыслом художника, эмоциональным складом его натуры. Работа над композицией заключается в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельном случае в зависимости от поставленных задач, от всего творческого отношения к миру. В значительной степени характер композиции определяется ритмом - одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно-прикладного искусства. Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается различными приемами:

1) раппортным повторением узора;

2) расположение элементов рисунка по убывающему или нарастающему ритм;

3) симметричным построением рисунка.

1.4 Орнаменты Ханты и Манси.

Мансийские и хантыйские орнаменты до настоящего времени в таком объеме и научной систематизации в нашей стране не издавались, лишь отдельные единицы орнаментов упоминались в трудах ученых и исследователей мансийской культуры.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.

Орнаментальное искусство манси обычно рассматривалось в комплексе с орнаментальным искусством ханты как декоративное искусство обских угров, так как различия между хантыйским и мансийским орнаментом незначительны.

Наличие общих черт в орнаменте ханты и манси явилось результатом общности территории, которую заселяли эти народы, и тесных экономических связей, существовавших между ними.

Так, верхне-сосьвинские, сыгвинские, верхне-лозьвинские манси издавна вели обмен с обскими ханты, с ненцами, меняли меховые изделия на берестяные, что приводило к обмену мотивами орнаментов, их осмыслению этими народами. В недавнем прошлом хозяйство манси было натуральным. Все необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами. Издавна существовало разделение труда по производству и отделке одежды, обуви, утвари и других бытовых предметов. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла, женщины обрабатывали шкуры и бересту, выделывали ровдугу, шили вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая мансийская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. С гордостью показывали свои изделия мастерицы С. В. Пеликова (Няксимволь, А. М. Хромова (Сосьва, любовно приглаживали руками мех, стараясь выразительнее показать тот или иной орнамент. Чувство достоинства и поклонения мастерству предков звучало с особой силой тогда, когда показывали вещи, изготовленные мамой, бабушкой или отцом.

На изготовление вещи мастерица затрачивали много времени. Например, для того чтобы вышить рубаху или платье, требовался один или два года. На сахи мастерица выполняла орнамент в течение 5-6 и более лет. Работа обычно велась в зимнее время, при скудном освещении. Материалы для изготовления орнаментов используются самые разные. От выбора материала зависит и выбор орнаментальных мотивов, их композиция. Мужские рубахи и женские платья часто, кроме аппликации, украшали вышивкой. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку», подол. В прошлое ушла красивая тончайшая вышивка шерстью. Разновидностью вышивки является бисерное шитье по тканям и коже. Цветным бисером (пальсаком) украшали свадебные головные повязки, нагрудные и нашейные украшения, детали одежды, воротники, края разреза, часть плеча, обшлага. Известны два способа плетения бисером: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. Вышивали бисером верх женской короткой обуви из кожи. Предпочитали яркие, сочные цвета бисера (черный, синий, красный). Белый цвет чаще употребляли для фона. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, украшения.

1.5 Происхождение орнамента. Мотивы.

По поводу происхождения орнамента, его связей имеются различные высказывания и теории. Так С. К. Патканов в1897 году в исследовании, посвященном устному творчеству иртышских хантов, высоко оценивал изделия из бересты и вышивку, указав на сходство последней с вышивками русских, мордвы, зырян, пермяков и татар.

Традиции орнаментики включают в себя символические изображения представителей флоры и фауны местного региона. Композиции из этих изображений, как и сами изображения, в течение последних нескольких столетий не претерпевали изменений и были жестко зафиксированы традицией. Цветовая палитра изделий относится к среднеазиатскому институту декора, который характеризуется яркостью и контрастностью цветов. Первые публикации мотивов обскоугорского орнамента отмечены в 1872 г. в альбоме В. В. Стасова и в 1879 г. у венгерского ученого А. Регули. Это были цветные образцы хантыйских вышитых узоров, где развитие получили три категории мотивов: изображения птиц: изображения деревьев, геометрические мотивы. Птицы и деревья, вследствие процессов стилизации, имеют различные сочертания, условные формы. Встречаются парные птицы, с различными элементами между ними.

Вопрос о происхождении мотива парных птиц, привлекал к себе исследователей. Считается, что подобного рода изображения проникали к чувашам, а затем к уграм из стран Востока, но есть основания полагать, что взаимоотношения между Востоком и народами Поволжья и Приуралья развивались как в булгарское время, так и в более ранний период, когда роль посредников играли сарматские и аланские племена.

Глава 2. Технология работы над изделием.

Выполнение декоративно прикладного изделия, как правило, представляет собой последовательный, поэтапный процесс. Такой подход обеспечивает технологичность на протяжении всей работы, а в итоге — высокое качество изделий из текстильного лоскута. Рассмотрим эти этапы.

2.1 Выбор, подготовка и определение расхода материала.

На этом этапе в выбранной цветовой гамме для изделия подбирают материал для аппликации : мех и кожу и для основы. Это могут быть мехковина, хлопчатобумажная и льняная ткани и т. п.

2.2 Выполнение рабочего чертежа.

На этом этапе выполняют чертеж в натуральную величину:

С рабочего чертежа снимают выкройки деталей рисунка и изготавливают шаблоны на детали всех размеров и форм. Для этого разрезают чертеж на отдельные детали рисунка и фона. Затем выкроенные детали накладывают на плотный картон и обводят их контуры остро наточенным карандашом.

2.3 Расчет полной себестоимости изделия.

Производственные затраты Стоимость

Расход материала 0 руб. 00 коп.

Расход клея 86 руб. 00 коп.

Расход электроэнергии 0 руб. 00 коп.

Расходы на оплату труда 3300руб. 00 коп.

ИТОГО: 3386 руб. 00 копеек.

2.4 Инструменты и материалы

• ножницы;

• графитный карандаш;

• клей ПВА;

• картон или фольга;

• шаблоны;

• выкройки;

• кожа;

• ткань для основы;

• мех;

• ДВП.

2.5 Технологическая карта изготовления.

Инструменты и принадлежности: ткань, кожа, мех, клей.

п/п

Последовательность

изготовления

Инструменты, материалы,

оборудование

1.

2.

3.

4.

5.

Изготовление шаблонов.

- детали панно (орнаменты ханты и манси) перевести на картон и аккуратно вырезать заготовки

Наклеивание орнамента на кожаные заготовки деталей панно:

- уложить выкроенные детали на кожу;

- шаблон плотно прижимать к коже левой рукой, а правой обвести по контуру.

- аккуратно вырезать орнаменты.

Сборка комплексного панно

- все детали собрать в единый рисунок; - закрепить несколькими точками, для получения окончательного изображения;

- закончив один орнамент приступить, к следующему;

- собрать все детали, обработка края орнамента мехом.

Закрепление деталей на основе:

- готовые орнаменты распределить по основе.

-приклеить заготовки начиная с середины панно.

- изготовить кожаные бусинки и приклеить с изнаночной стороны заготовок.

Работу оформить в раму

ножницы, карандаш, калька, картон

шаблоны орнаментов; ткань – льняная.

детали –орнаменты из кожи

мех

ткань, рисунок на картоне, клей

готовая рама

2.6 Эколого-экономическое обоснование.

Наше производство должно быть таким, чтобы экологические и экономические задачи не разделялись, а решались как единое целое.

Чем экономичнее будут использоваться материальные ресурсы, тем меньше потребуется добывать природного сырья и соответственно меньше разрушать природную среду.

Изделия из традиционных материалов не приносит никакого вреда экологии, так как это:

• Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.

• Рациональное использование природных ресурсов.

• При работе нет запаха вредного для организма человека.

Расчет себестоимости изделия:

1. Расчет материальных затрат :

Затраты на материал мы не учитываем, так как в работе были использованы остатки и лоскутки. Стоимость клея за 1 шт. - 86 р.

2. Расчет затрат на электроэнергию:

Так как работа велась в дневное время суток, то не будем учитывать

затраты на электроэнергию.

3. Расходы на оплату труда:

Отчисления на зарплату производятся из расчета, что оплата неквалифицированного работника составляет 110 руб. в час. На изготовление панно ушло 10 дней (по 3 часа в день).

110х 30 = 3300руб.

4. Общая себестоимость панно составляет:

3300+ 86 = 3386руб.

Стоимость моего панно невелика, отсюда следует, что этот вид рукоделия не требует больших материальных затрат.

Заключение

В заключение следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно, а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т. е сочетают несколько видов техник.

Анализируя всю проделанную работу, хочется отметить: декоративно-прикладное творчество тем хорошо, что чем глубже его познаешь, тем больше радости оно доставляет.

Овладев основными навыками аппликации, можно с уверенностью сказать, что это увлекательная и захватывающая работа. Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, надо только поверить в свои силы, иметь большое желание и запастись терпением. Изготовляя панно, учишься работать не только и не для себя, но и на общее благо. Стараешься не только выполнить изделие, но и сделать его качественно, ведь мой труд будет оцениваться другими.

Выводы:

1. в результате кропотливой работы, цель и задачи, поставленные мной, были выполнены. Я не только узнал много интересного об аппликации, о сочетании традиционных материалов в декоративно-прикладном искусстве. Изготовил выставочные панно в этой технике, составил описание ее изготовления, а также рассчитал себестоимость готового изделия;

2. на практике убедился, что без физических усилий, клей ПВА легко соединяет кожу и мех, технологически сочетаются;

3. традиционный материал кожа с различной фактурой успешно сочетаются с тканями;

4. в дальнейшем я планирую развивать технику аппликацию, макраме и создавать новые проекты, которые послужат основой для реализации программы прикладного творчества.

Список используемой литературы и источников

1. Индев А. Оптический орнамент. Рига, 1995.

2. Кузнецова Ю., Банакина Л. Чудо – лоскут//Мир женщины, 1987, №1,3,5,9,11 с. 64-65

3. Литова З. А. «Творческие проекты в школе», «Школа», 1/34, 2012, стр. 12 – 18.

4. Мульги А. Я. «Рукоделие в школе», 1998.

5. Муханова И. Ю. Лоскутное шитье. Мозаика и аппликация, традиционные и современные узоры. М. ,1998

6. Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники. Чебоксары 2004г. Симоненко. В. Д. Технология учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. М. Издательство «Вентата – Граф», 2015.

7. Терещенко А. В. История культуры Ханты-Манси. Москва. «ЭКСМО».2006г

8. Энциклопедия рукоделия: Пер. с англ. — Москва Ниола-Пресс, 1997

9. Интернет источники:

https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1626

https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1705

https://stranamasterov.ru/node/91429

https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/302

https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1355

https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/438

https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1222

Предложения по использованию результатов работы.

Собранный материал позволит использование традиционного материала для изготовления декоративных изделий в сочетании с традиционными материалами (хлопок, лен, шерсть).

Автор использовал в работе материал такие как : мех, кожа, подготовил эскизы панно и, применил технику аппликацию. Получила декоративные панно, где удачно сочетаются объем ворса меха, его цветовое разнообразие с традиционными материалами. Изготовленные панно отличаются оригинальной композицией, цветовым сочетанием и могут быть использованы для украшения интерьеров как деловых офисов, холлов, библиотек, театральных гостиных, так и жилых помещений.

Работа автора является примером того, как можно загрузить производительной деятельностью жителей города с ограниченными возможностями, где уровень безработицы достаточно высок. Изготовление декоративных панно, изделий и аксессуаров из отходов, не используемых в декоративном производстве может быть организовано на дому неработающими женщинами. Отходы могут быть доставлены из промышленных центров предпринимателями города.

Представленная работа имеет определенную перспективу применения на практике, особенно для людей с ограниченными возможностями, как массового производства, так и индивидуального изготовления.

Приложение 1

Приложение 2

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с традициями народов Севера» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Знакомство с традициями народов севера». Цели: • Систематизировать.

Декоративно-прикладное творчество северных народов, проживающих на Ямале Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Ямальская школа – интернат имени Василия Давыдова» Декоративно – прикладное.

Фотоотчёт о дипломных работах учащихся на декоративно-прикладном отделении «Народные росписи»Фотоотчёт о дипломных работах учащихся на декоративно-прикладном отделении «Народные росписи» Здравствуйте гости моей страницы!Хотелось показать вам фотоотчёт о дипломных работах моих учеников,которые в этом учебном году окончили.

Проект «Изготовление куклы в национальном стиле коренных народов Севера» Тема: «Изготовление куклы в национальном стиле» Винокурова Е. Н. Воспитатель второй группы раннего возраста «Тиинчээн» Цель: - Познакомить.

НОД «Знакомство с жизнью народов Севера» Конспект занятия по развитию речи на тему: «Знакомство с жизнью народов севера» Цель: Формировать чувство патриотизма, путем осмысления.

Организация образовательной деятельности дошкольника посредством приобщения к культуре народов Севера Организация образовательной деятельности дошкольника через приобщение к культуре народов Севера. Мирон А. А воспитатель МБДОУ «Варьеганский.

Подвижные игры народов Севера «ГОНКИ НА ОЛЕНЯХ» В тундре нет дорог, но оленеводы всегда знают, как добраться до стойбища. Вот и мы с вами поедем на быстроногих оленях.

«Здравствуй, Солнце!» Сценарий праздника, посвященного общенародному празднику народов Севера Цель проведения сценария спортивного праздника: организация активного отдыха детей, повышать интерес к здоровому образу жизни Задачи: -закрепить.

Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве ХМАО-Югра г. Сургут МБДОУ №40 д/с «Снегурочка» Автор статьи – воспитатель среднего дошкольного возраста Волохова Елена Андреевна Есть такой.

Декоративно-прикладное искусство как средство развития у дошкольников интереса к культуре коренных народов Севера Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сочетание традиционных материалов в декоративно-прикладном искусстве народов севера
Опубликовано: 10 марта 2019 в 09:38
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД