Ольга Григорьевна Жучкова
Сохранение духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждено решением педсовета
Протокол № от ___ 2014 г.
Председатель педсовета
___ Кутепова О. П.
Модифицированная (авторизованная) программа
«Сохранение духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, верящего в возможность совершенствования мира и людей, честного, трудолюбивого, скромного, уважительного, а значит и ответственного.
Публикация «Сохранение духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Это важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение духовно-нравственных ценностей, знакомство с историко-культурными национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания.
Настоящая программа является авторизованной по духовно-нравственному развитию дошкольников, она подготовлена с учетом новейших достижений науки и практики дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Данная программа не предусматривает жестких требований к содержанию и объему знаний детей, на основе которых может осуществляться в дальнейшем духовно-нравственное воспитание, но при этом опирается на возрастные характеристики детей при усвоении социальных норм.
На основе опыта работы и учитывая все факторы развития детей, я подошла к разрешению данной проблемы через:
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
- Изучение истории, культуры, природо-экологического своеобразия Краснодарского края, России.
- Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Концепция программы основывается на следующих принципах:
- Принципы духовно-нравственного воспитания.
1. Принцип культуросообразности
предполагает, что развитие должно строиться на культурных ценностях, традициях родного края, страны.
2. Принцип гуманистической направленности
предполагает формирование традиций бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру.
3. Принцип этно-педагогической целесообразности
предполагает воспитание ребенка в соответствии с этнической культурой семьи, места проживания, а также приобщения к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но прежде всего – знающего свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык
4. Принцип природосообразности предполагает, что воспитание основывается на научном понимании природы ребенка, его индивидуальных особенностей.
- Принципы отбора содержания образования.
1. Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
2. Учет требований типовых программ, ФГОС.
3. Многоуровневость (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
- Принципы организации занятий.
1. Наглядность,
2. Сознательность и активность,
3. Доступность и мера,
4. Научность,
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
6. Систематичность и последовательность,
7. Прочность усвоения знаний,
8. Связь теории с практикой обучения и жизнью,
9. Воспитание в процессе обучения,
10. Вариативный подход.
Задачи духовно-нравственного воспитания :
1. Приобщение к традиционным духовно-нравственным ценностям (милосердие, сострадание, человеколюбие, правдолюбие, духовно-нравственное здоровье детей и др.)
2. Приобщение к ценностям православной культуры: ощущение причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, христианским духовным традициям, подвигам народных героев, святости, благоговейному отношению к святыням, бережному отношению к миру.
3. Воспитание общей культуры через ознакомление с произведениями искусства (иконопись, живопись, графика, архитектура, духовная и народная музыка, литература).
4. Формирование представлений об особенностях и традициях семейного уклада.
Основные характеристики деятельности
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на два года. В старшей группе необходимо дать первоначальные представления о православной культуре, а в подготовительной – обобщить и закрепить имеющие знания и представления о православной культуре, дать более глубокое понимание и осмысление духовности и нравственности.
3. Программа рассчитана на две возрастные группы : с 5 до 6 и с 6 до 7 лет, она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
Программа предполагает два режима работы с детьми:
1. Бытовой режим
Организация:
-непосредственной образовательной деятельности с детьми;
- экскурсий, целевых прогулок, походов;
- различных форм трудовой деятельности;
- продуктивных видов деятельности ( в том числе: творческие задания и рукоделие).
2. Праздничный режим
- проведение тематической НОД (содержание, традиции и духовный смысл праздника).
- подготовка и проведение праздников, развлечений, досугов.
- организация и проведение дней ангела (осенние, зимние, весенние и летние именинники).
- организация выставок творческих работ детей и родителей.
- изготовление подарков для родных и близких людей.
Методы работы с детьми:
1. Наглядные:
Показ наглядно- демонстрационного материала, экскурсии, наблюдения, проведение дидактических игр, просмотр видео и слайд материалов.
2. Словесные:
Сообщение материала педагогом, чтение литературных произведений, беседы с элементами диалога, загадывание загадок, слушание аудиозаписей, разучивание стихов, инсценировок, песен, составление рассказов детей по опорным схемам.
3. Практические:
Организация продуктивной деятельности, игр различной направленности, праздников и развлечений, трудовой деятельности, изготовление с детьми наглядных пособий для НОД, подарков к праздникам.
Формы работы с родителями:
Диагностического характера:
1. Анкетирование.
2. Вечера вопросов и ответов.
Информационно-методического характера:
1. Информационные стенды, странички на сайтах.
2. Тематические родительские собрания.
3. Индивидуальные консультации и беседы.
4. Открытые показы.
Культурно-массового характера:
1. Праздники и развлечения.
2. Музыкально-театрализованная деятельность.
3. Экскурсии (целевые прогулки).
Воспитатель 1 категории Жучкова Ольга Григорьевна
ст. Казанская, 2014 г.