Светлана Олейникова
Итоговое занятие «Сокровища семи нот»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие «Сокровища семи нот»
Пояснительная записка
Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. Поэтому становление у дошкольников ценностного отношения к родной стране, ее истории, приобщение к культурному наследию, должно встать на первое место в дошкольном образовании.
Актуальность данной темы- приобщение к культурному наследию – заключается в том, что подрастающее поколение подстерегает опасность вырасти «Иванами непомнящими». Подрастающее поколение не получает достаточно нравственно-патриотического воспитания прежде всего в семье. У детей искажены и смещены понятия нравственности, милосердия, сострадания. Современные люди постепенно утрачивают многие традиции, праздники, обычаи своих предков и стараются компенсировать утрату заимствованием из западной культуры: праздники «Хэллоуин», «День Святого Валентина» и др. А ведь в нашей культуре есть праздники не хуже: «Рождественские святки», Колядки, Масленица, Троица, «Иван Купала» и др. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, как представителя своей страны, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. И начинать воспитывать чувство гордости и любви к своей стране надо с познания и изучения культуры, истории, традиций своей малой родины.
Публикация «Итоговое занятие „Сокровища семи нот“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Темочки
Цель данного занятия : нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:
-расширить и углубить знания о родном Калужском крае, его истории, культуре, достопримечательностях, знаменитых и великих людях;
-учить «видеть историю» вокруг себя (в домах, которые нас окружают, предметах быта, названиях улиц);
-развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатства родного края;
-воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через народные праздники, традиции, обряды, песенное и устное народное творчество.
В процессе решения поставленных задач, была проведена подготовительная работа с детьми:
1) изучены народные костюмы Калужской губернии, предметы быта, музыкальные инструменты, прослушаны оригинальные напевы и наигрыши, используемы при народных обрядах;
2) проведены беседы о городах и памятных местах Калужской области;
3) рассмотрены параллель развития родного края и всей страны, их тесная связь.
Ход занятия
СЛАЙД 1
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые взрослые, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное музыкально—познавательное путешествие по родному краю – Калужской Земле. Калужский край – древнейший край, расположенный почти в самом центре нашей необъятной Родины – России. Калуга – главный город, столица Калужского края.
Земля наших предков хранит в себе огромное культурное богатство: традиции, праздники, народные промыслы, памятные места. На нашей земле родились, жили и творили великие и известные люди: ученые, полководцы, педагоги, поэты, художники, музыканты, композиторы, певцы. И сегодня мы с вами можем поближе разглядеть и побольше узнать о сокровищах, которые таит в себе Калужская земля. А помогут нам в этом семь нот.
СЛАЙД 2
Звучит народная мелодия.
Ведущий: Вот и первая нота появилась. И она нам хочет поведать о каком-то народном празднике. Узнали, ребята, что это за праздник?
Дети: Масленица!
Ведущий: Правильно! И этот праздник издревле знают и отмечают не только в нашей области, но и во всей России. «Прощай зима – здравствуй масленица!» - так в народе говорят. А что принято делать на масленой неделе?
Дети отвечают
Ведущий: Правильно! На «Масленицу» принято блины печь, друг к другу в гости ходить, угощаться, забавляться, хороводы водить, да песни веселые распевать.
Дети берут шумовые инструменты и выходят под фоновую народную музыку.
ПЕСНЯ «ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ МОИ….»
СЛАЙД 3
Раздается издалека мелодия «Во поле березка стояла»
Ведущий берет вторую ноту
Ведущий: Ребята, смотрите, я нашла вторую ноту. О чем же она нам хочет поведать? По-моему, она нам хочет рассказать еще о каком-то старинном народном празднике. О каком же?
Дети: Троица!
Ведущий: Верно! Троица. Или «Зеленые святки». Старинный народный праздник земли, воды и леса. Троица – их день рождения, а значит они в этот день – именинники! Принято украшать свои дома березовыми ветками, цветами. С древних времен люди прославляли и оберегали лес. И больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Мы тоже с вами знаем и очень любим этот праздник.
Дети выходят под фоновую музыку и образуют хоровод вокруг березки.
1 ребенок: Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
2 ребенок: Светлый праздник Троица
Постучится в дом.
Выйдем за околицу –
Веток наберем!
3 ребенок: Дай, береза стройна,
Из твоей косы
Веточку зеленую –
Праздник на Руси!
4 ребенок: Светлый праздник Троица
К дому приведет.
Все родное вспомнится:
Кто и где живет.
ХОРОВОД Р. Н. П. «ЗЕМЕЛЮШКА-ЧЕРНОЗЁМ»
СЛАЙД 4
Звучит военная фанфара или труба.
Ведущий: Ребята, смотрите какая бравая нота к нам пожаловала. Она к нам пришла, чтобы рассказать о непростых временах не только для нашего калужского края, но и для всей страны. Времена были неспокойные: войны, набеги, борьба за территории.
Более пятисот лет назад, на берегу реки Угры Калужского края, благодаря упорству и мужеству наших земляков, враг в лице воинов хана Ахмета не осмелился вести сражение супротив наших богатырей. Ушел на свою территорию. А наше государство смогло отстоять свою территориальную целостность и независимость. Это событие получило название «Великое стояние на реке Угре». В память об этом историческом событии на месте установлен памятник.
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
Ведущий: Вспомним еще одну знаменательную веху в истории нашего края. На экране вы видите эпизод Тарутинского сражения Отечественной войны 1812 года. Русская армия под командованием фельдмаршала М. И. Кутузова одержала нелегкую, но значимую победу над французами, которыми командовал любимец императора Наполеона – маршал Мюрат. С этой победы началось фактическое отступление французов с нашей земли.
А что мы, ребята, знаем и можем рассказать об этом сражении?
Под строевую мелодию дети строятся полукругом.
5 ребенок: Ну-ка, братцы, грянем дружно
Песню славную свою,
Чтоб шагалось не натужно,
Побеждалось бы в бою!
Как хотелось Бонапарту
По России погулять!
Всё поставил он на карту,
Всех отправил воевать!
Запевайте, гренадеры!
Фузилеры – подпевай!
Егеря – пляши без меры!
Мушкетёры – не зевай!
6 ребенок: А фельдмаршал наш – Кутузов,
Был он, братцы, не простак!
И с боями от французов
Отступал не просто так!
Партизанские отряды
Караулили врагов –
Били лихо, без пощады,
Не жалея кулаков!
Запевайте, славны деды!
А отцы – им подпевай!
Прогреми, Салют Победы!
А потомки – не зевай!
ПЕСНЯ ВРЕМЕН ВОЙНЫ 1812 ГОДА «ОЙ, ДОНЦЫ МОЛОДЦЫ»
СЛАЙД 7
Звучит фоновая классическая музыка.
Ведущий: Ребята, нам показалась четвертая нотка. И она нам поможет узнать о замечательных великих людях, которые своим творчеством оставили значимый след не только в истории нашего края, но и в мировой истории поэзии, литературы, изобразительного искусства. СЛАЙД 8, 9, 10
Перед вами портреты мировых знаменитостей - писателей, поэтов и художников: Иван Тургенев, Марина Цветаева, Николай Васильевич Гоголь, Василий Поленов. Эти замечательные люди посещали Калужскую землю, жили здесь и творили.
СЛАЙД 11
А вот в местечке «Полотняный завод» Калужской губернии, которое было основано еще царем Петром 1 в 1718 году и получило свое название от парусно-полотняного завода, находится музей-усадьба дворян Гончаровых.
Наталья Николаевна Гончарова стала женой великого русского поэта А. С. Пушкина, который не раз приезжал в имение своей супруги. А какие произведения, сказки А. С. Пушкина вы помните?
Дети: «У лукоморья дуб зелёный», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке».
Ведущий: Расскажете?
СЛАЙД 12
Двое детей- мальчик и девочка выходят и читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
«У ЛУКОМОРЬЯ»
СЛАЙД 13
Звучит фонограмма песни А. Александрова «Священная война»
Ведущий: Вот и пятая нота, ребята. Она очень грустная и хмурая. Догадались почему? Потому что у нее непростая задача – рассказать нам о самой долгой, кровопролитной и тяжелой войне – Великой Отечественной. Эта война оставила шрамы не только на нашей многострадальной калужской земле, но и по всей России. Каждый сантиметр калужской земли пропитан порохом, кровью и болью наших бойцов, отстоявших свободу и независимость. До сегодняшнего времени в Калужской области поисковые отряды находят останки неизвестных бойцов, осколки снарядов, неразорвавшиеся бомбы.
СЛАЙД 14
Наша земля подарила стране великого полководца этой страшной войны, маршала, четырежды героя Советского Союза Г. К. Жукова. На его Родине в г. Жукове есть музей нашего выдающегося земляка.
СЛАЙД 15
На нашей земле много памятных мест, где проходили значимые сражения Великой Отечественной войны: это Зайцева гора, Ильинские рубежи, Безымянная высота у деревни Хлуднево Думиничского района. Под г. Медынью снимали художественный фильм «Подольские курсанты», основанный на реальных событиях (бои на Ильинских рубежах, который вышел на экраны в 2020 году.
Эта война закончилась победой Советского народа, которую мы отмечаем каждый год 9 Мая. Мы свято храним память об этой войне и обязательно передадим ее нашим потомкам.
ПЕСНЯ «ПРАДЕДУШКА» муз. А. Ермолова, сл. М. Загота
СЛАЙД 16
Звучит торжественная мелодия.
Ведущий: Ребята! Нас поприветствовала самая торжественная нотка - шестая. Она такая гордая, потому что очень хочет рассказать нам о нашем родном городе – Обнинске.
Наш город очень молодой и очень красивый. Обнинск – город первой в мире АЭС! Обнинск – город науки, первый наукоград России! Здесь жили и работали известные люди не только в нашем регионе, но и во всей России и мире.
СЛАЙД 17, 18
Академик И. В. Курчатов – «отец» советской атомной бомбы. Под его руководством в городе была построена и запущена первая в мире АЭС 27.06.1954г.
СЛАЙД 19
Академик Сергей Павлович Королев. Ученый, конструктор ракетно-космических систем. Разработал и руководил полетом в космос легендарных Белки и Стрелки. Под его прямым руководством был осуществлен первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года.
СЛАЙД 20
С. Ф. Шацкий – выдающийся педагог. Организовал на территории Обнинска летнюю колонию «Бодрая жизнь» для детей. В этой колонии был и детский сад, и трудовое воспитание, и обучение различным предметам, т. е. комплексный подход к воспитанию ребенка с самого раннего возраста. Сейчас обнинская СОШ №1 носит имя этого замечательного педагога.
Наш город не перестает удивлять своими достижениями! Поэты и музыканты посвящают ему свои стихи и песни.
Под фоновую музыку дети строятся полукругом.
СЛАЙД 21
7 ребенок: На земле, где народы и нации,
Каждый город – он чья-то судьба.
Самой первою атомной станцией
Город Обнинск прославил себя.
Только послевоенными датами
Вспоминаем, как мы возвели
Город самого мирного атома –
В самом сердце российской земли.
8 ребенок: Восхищаясь великой заслугою,
Знают все, кто однажды здесь был:
Город между Москвой и Калугою –
Колыбель наших атомных сил.
Над Протвою – закаты с рассветами
И бездонное небо вдали.
Это родина наша заветная –
В самом сердце российской земли.
ПЕСНЯ «ОБНИНСК – МОЙ ГОРОД, ОБНИНСК– МОЙ ДОМ!» муз. С. Калкентьева, сл. О. Абрамова
СЛАЙД 22
Звучит торжественная фанфара
Ведущий: Нас приветствует завершающая наше путешествие седьмая нота.
И откроет эта нота все достижения и прикрасы главного города нашего края, столицы Калужской области – г. Калуги!
Калуга – колыбель нашей космонавтики. Здесь родился, жил и работал родоначальник отечественной космонавтики К. Э. Циолковский.
В Калуге есть замечательный и очень познавательный музей космонавтики, главным экспонатом которого является ракета-носитель «Восток-1» - подлинник-дублер космического корабля Ю. Гагарина.
СЛАЙД 23
В столице нашего края много архитектурных памятников и исторических мест: Гостиный двор, Калужский областной драматический театр, церковь Космы и Дамиана, краеведческий музей и музей изобразительных искусств. Каменный мост, по которому проезжала императрица Екатерина 2, Троицкий собор и много, много интересного.
Посетив Калугу, вы все это сможете увидеть своими любознательными глазами.
СЛАЙД 24
И в заключение нашего увлекательного и познавательного путешествия хочется сказать: Калужский край – древнейшая земля, где каждая деревня, поселок, город имеют свою удивительную историю, памятники, архитектуру. Калужская земля богата талантами: поэтами, музыкантами, народными умельцами, учеными, военачальниками, педагогами.
Сегодня мы с вами прикоснулись только к семи сокровищам, которые хранит в себе древняя калужская земля. Но, подрастая, вы будете постигать и открывать для себя много нового и интересного, что бережет в себе наша малая Родина.
У Калужской Земли свой дух, свой воздух и благодать. Ребята! Любите, цените и берегите родной край, и он вас щедро одарит всеми своими сокровищами!
ПЕСНЯ «СЛАВЬСЯ, КАЛУЖСКАЯ НАША ЗЕМЛЯ!» муз. Е. Горбчевой, сл. Л. Васильевой