Составление рассказа по картине «Зимние забавы» по технологии ТРИЗ

Ирина Лесникова
Составление рассказа по картине «Зимние забавы» по технологии ТРИЗ

Программное содержание:

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по картине

Задачи:

Обучающие: формировать умение высказывать свои мысли, учить составлять самостоятельно творческий рассказ по картине (на основе использования технологии ТРИЗ).

Развивающие: развивать монологическую речь; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников, Обогатить и активизировать словарный запас: морозная зима, трескучий мороз, скрипучий снег, красные яблоки на ветках деревьев. Развивать умения системному анализу объекта, сравнению, придумыванию загадок и метафор.

Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, формировать коммуникативные навыки.

Материалы и оборудование: картина с изображением зимних развлечений; карточки с изображением алгоритма работы по картине (по технологии ТРИЗ) на дидактическом пособии «Цветок», схематические карточки и иллюстрации для составления сравнений, метафор, загадок, системный оператор, мольберт, «подзорные трубы», волшебники Объединения, Времени, указка.

Методы и приемы: ТРИЗ – технология, системный оператор, художественное слово, «Кто самый внимательный», "Пришел в гости волшебник", «Перемещение во времени», пространственная «Да – нет ка», «Ожившая картина».

Предварительная работа:

1. Наблюдения за изменениями в природе;

2. Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях;

3. Чтение художественной литературы по теме И. Суриков "Зима", русских народных сказок "Два Мороза", "Морозко";

4. Беседа на тему: «Пришла зима»;

5. Чтение загадок и пословиц о зиме;

6. Составление рассказов из личного опыта «Как мы играем зимой».

Составление рассказа по картине «Зимние забавы» по технологии ТРИЗ

Ход

Воспитатель: Ребята, сегодня мы прощаемся с нашей картиной. Она у нас гостила целый месяц. Мы покажем воспитателям, как мы умеем составлять рассказы по знакомой картине. А сначала отгадайте загадку: Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой.)

(Дети проходят на стульчики)

1 этап «Определение объектов на картине» (работа с первой схемой)

- Какое время года, изображено на картине? (Зима)

- Какая погода? (Погода солнечная, морозная, снежная, холодная, ветреная, ясная и т. д.).

- Рассмотрите внимательно картину. Возьмите «подзорную трубу» и проведем игру «Кто самый внимательный»(дети: мальчики, девочки, снегири и др.). - Что делают дети? (они катаются на санках, коньках, лепят снеговика и т. д.) - Как одеты дети? (по-зимнему, в теплую и удобную одежду и т. д.)

Итог этапа: Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты и предметы, изображенные на ней.

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине» (работа со второй схемой)

Пришел волшебник «Объединения» и объединил объекты на картине. Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Давайте найдем «друзей», которые связаны между собой Дети (мальчик – санки, ребенок – снеговик, дети – коньки, снегири – ветки, снег – деревья, коньки – речка и т. д) Дети самостоятельно выделяют и объясняют взаимосвязь между разными объектами и предметами на картине. Например: «Коньки связаны со льдом, потому что они на нем катаются».

Итог этапа: Все объекты и предметы на картине связаны. Это важно доказать.

3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» (третья схема)

Используется прием «вхождения в картину». Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться по внимательнее, вдохнуть запахи, притронуться рукой. Пришел волшебник Времени и помог нам войти в картину. Пришел волшебник «Я слушаю и помог нам услышать…» (ответы детей). Пришел волшебник «Я чувствую запах…» (ответы детей); Пришел волшебник «Я ощущаю рукой…» (ответы детей).

Итог этапа: речевая зарисовка ощущений от своего имени или от имени объектов картины.

4 этап "Составление загадок, метафор, сравнений по картине" (четвертая схема)

Сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор. Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т. д.). Следует знать основные модели составления загадок. Чтобы составить загадку, сравнение, метафору необходимо выбрать объект. Детям вместо слова метафора говорим «загадочная фраза»

Я выбираю объект снеговик и составляю про него сравнение «Снеговик по температуре такой же, как по температуре мороженное» или «Снеговик по форме такой же, как по форме мяч» или «Снеговик по цвету такой же, как по цвету сахар»

Я выбираю объект снегирь и составляю про него «загадочную фразу»: «На ветках деревьев сидят красные яблоки»

Я выбираю объект белка и составляю про нее загадку: «Рыжая, но не лиса. С кисточками, но не кисти рук. Прыгает, как лягушка».

Итог этапа: демонстрация речевых фраз.

5 этап «Преобразование объектов во времени» (пятая схема)

Предлагаем детям выбрать персонажа, представить, как развивался сюжет во времени. Дети составляют рассказы по методу «Системного оператора» Я выбираю объект снеговик. Сажусь в «машину времени» и представляю, что было с ним в прошлом и что будет с ним в будущем. Снеговик состоит из частей: снежные шары, ведро, нос, пуговицы, палочки для рук. Место снеговика под горкой. В прошлом он был снежным комком, ком был снегом, а снег состоит из снежинок. В будущем придет весна и снеговик растает, превратится в лужу, лужа состоит из капелек, а капелька испарится и поднимется в небо на тучку.

Итог этапа: составленный рассказ о прошлом и будущем объекта.

6 этап «Описание местонахождения объектов на картине».

Продолжаем учить детей пространственной ориентировке на картине; активизируем в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Для обучения детей пространственной ориентировки использовать метод "Ожившая картина" и пространственная «Да - нет ка». Воспитатель загадывает объект, а дети задают вопросы. Воспитатель отвечает только словами да или нет. Затем дети на ковре изображают картину в трехмерном пространстве (боковой вариант). И все дружно хлопают.

Итог этапа: выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.

7 этап «Речевые зарисовки»

Дети определяют настроение картины, стараясь использовать интонационную выразительность в речи. Настроение картины радостное, веселое, доброе, довольное, бодрое потому что дети все играют, улыбаются.

Итог этапа: рассказ – рассуждение о настроении картины.

8 этап: "Смысловая характеристика картины».

Представить содержание картины через призму выбранной пословицы. Объяснения – рассуждения ребенка смысла этой пословицы. Например: Делу время, а потехе час. Мороз не велик, да стоять не велит. Береги нос в большой мороз».

Итог этапа: У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл, отражающий содержание картины и доказывающей, что именно эта пословица может быть названием картины.

9 этап: "Составление рассказов»

Воспитатель: А теперь пришло время придумать рассказ по картине «Зимние забавы». Сегодня мы с ней попрощаемся. А на прощание принято делать подарки. Как вы думаете, какой подарок понравился бы картине?

- Вот вы сейчас и будете составлять рассказ. Он должен быть подробным.

В конце вы должны будете придумать название. Свои рассказы вы нашепчете гостям. Выберете того, кому вы хотите рассказать про картину.

Дети расходятся по залу, гости записывают за ними рассказы, дети отдают их

воспитателю, он складывает в общую стопку

Итог этапа: придумывание детьми названия и содержания рассказа.

Итог занятия: Воспитатель хвалит детей за работу. Отмечает наиболее активных. И предлагает готовиться к встрече с новой картиной.

Рассказ ребенка по картине «Зимние забавы»

Смотрю на картину и называю объекты: девочка в коричневой шубке лепит снеговика, два мальчика играют в снежки, девочка в фиолетовой шубке катает снежный ком. С горки катается мальчик с девочкой. Под деревом дети кормят птичек и белочку. Вдали катаются лыжники.

Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему. Девочка связана со снеговиком, потому что она его лепит. Коньки со льдом, потому что они на нем катаются. Мальчики со снежками, потому что они их бросают. Дерево со снегом, потому что оно на нем стоит. Мальчик Коля связан с птичкой, потому что он ее кормит. А девочка с белочкой, потому что она ее кормит. Птички связаны с веточкой, потому что они на ней сидят. Лыжи связаны со снегом, потому что они на нем едут.

Я смотрю на картину и чувствую, что она пахнет морозной свежестью, холодным льдом. Представляю, что я слышу веселый детский смех, пение птиц и скрип снега. Ощущаю холодный, рыхлый снег, шершавое дерево, пушистую белочку.

Я выбираю объект и составляю про него сравнение: сравнение «Снеговик по температуре такой же, как по температуре мороженное» или «Снеговик по форме такой же, как по форме мяч» или «Снеговик по цвету такой же, как по цвету сахар»

Я выбираю объект снегирь и составляю про него «загадочную фразу»: «На ветках деревьев сидят красные яблоки»

Я выбираю объект белка и составляю про нее загадку: «Рыжая, но не лиса. С кисточками, но не кисти рук. Прыгает, как лягушка».

Я выбираю объект снеговик. Сажусь в «машину времени» и представляю, что было с ним в прошлом и что будет с ним в будущем. Снеговик состоит из частей: снежные шары, ведро, нос, пуговицы, палочки для рук. Место снеговика под горкой. В прошлом он был снежным комком, ком был снегом, а снег состоит из снежинок. В будущем придет весна и снеговик растает, превратится в лужу, лужа состоит из капелек, а капелька испарится и поднимется в небо на тучку.

У каждого объекта на картине есть свое место: снеговик с девочкой в левом нижнем углу находятся. Рядом мальчики играют в снежки. А еще чуть выше девочка катит снежный ком. Фигуристы в правом нижнем углу. В середине картины дети катаются с горки. Справа посередине ребята кормят птичек и белочку. А вдали катаются лыжники.

Настроение картины радостное, веселое, доброе, довольное, бодрое потому что дети все играют, улыбаются.

Мудрость картины в том, что «Мороз не велик, да стоять не велит», поэтому, чтобы не замерзнуть дети играют в разные зимние игры. Картина называется «Зимние забавы».

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетным картинкам» Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетным картинкам Цель: Обучать детей составлению рассказа по сюжетным картинкам Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (средняя группа) Задачи: - связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ с помощью воспитателя; -словарь и грамматика:.

Конспект НОД в старшей группе. Составление рассказа по иллюстрации «Зимние забавы» Цель: Совершенствовать составление рассказа с опорой на иллюстрацию, дополняя её своими предположениями, догадками. Развивать связную речь.

Конспект ООД с применением ОТСМ-ТРИЗ-технологии для детей средней группы на тему: «Составление рассказа по серии картинок» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТСМ – ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «СОСТАВЛЕНИЕ.

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Цель:.

НОД «Составление рассказа по картинке «Зимние забавы» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. МБДОУ «Улыбка» г. Долинск Теплова А. Г., воспитатель Тема: «Составление рассказа по.

Составление рассказа по картине «Новый дом» Возрастная группа: средняя Программное содержание: 1. Развивать речь, конструкторские способности. 2. Формировать умение отвечать на вопросы,.

Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект по непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Цель: развивать.

Составление творческого рассказа по картине «Зимние забавы» Цель: 1. Учить детей целенаправленно рассматривать картину, эмоционально воспринимать содержание. 2. Учить составлять рассказ из личного.

Составление рассказа по картине Состовления рассказа по картине «Кошка с котятами» образовательной деятельности в средней группе. Тема:Составление рассказа по картине.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Составление рассказа по картине «Зимние забавы» по технологии ТРИЗ
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 18:14
+140Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 90.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...
Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Фотоотчет «Ремонт в детском саду»
Ремонт детского сада дело не простое. Педагогам часто приходится обращаться за помощью к родителям воспитанников. Реакция на такие просьбы у всех разная: кто...