МААМ-картинки

Сотрудничество ДОО с родителями в условиях проектной деятельности

Ольга Дьяконова
Сотрудничество ДОО с родителями в условиях проектной деятельности

Введение.

Всем известно, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время вводится в систему дошкольного образования.

Наверняка многих педагогов волнует вопрос: «Что изменится в работе с родителями в дошкольных образовательных учреждениях в связи с введением новых нормативных документов?»

Публикация «Сотрудничество ДОО с родителями в условиях проектной деятельности» размещена в разделах

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства

Актуальным становиться поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в ДОУ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленная совместная организация в ДОУ проектной деятельности будет способствовать целостному развитию ребенка-дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей, а также сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

Объект исследования: совместная проектная деятельность в ДОУ.

Предмет исследования: использование метода проектов в процессе обучения и воспитании дошкольников.

Цель исследования: определить эффективность проектной деятельности как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Задачи:

1 Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2 Определить роль родителей в проектной деятельности дошкольников.

3 Разработать систему проектной деятельности в рамках организации взаимодействия ДОО и семьи.

Теоретические основы сотрудничества ДОО с родителями в условиях проектной деятельности.

1.1. Сотрудничество ДОО с родителями в условиях проектной деятельности в психолого-педагогической литературе.

В настоящее время признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество»

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. На современном этапе важно перейти от сотрудничества как обмена информацией к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности; установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

Необходимо отметить, что линии взаимодействия педагога с семьей постоянно совершенствуются. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т. д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить проектную деятельность.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОО носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОО, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, без внедрения новых идей и технологий в работе ДОО невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников; б) по целевой установке; в) по тематике; г) по срокам реализации.

В практике современных ДОО используются следующие типы проектов :

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр –путешествий и т. д. ;

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать : рисунки детей –выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т. д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта; - творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя». Смешенные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Значимы и следующие виды проектов, в том числе:

- комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; - межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; - групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; - индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица».

По продолжительности они бывают:

- краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

- средней продолжительности (2-3 месяца);

- долгосрочные («Творчество А. С. Пушкина» - на учебный год).

Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Все проекты проводятся внутри ДОО, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

Прежде чем начать работать над проектом с детьми и родителями воспитатель должен знать особенности работы над проектом.

- глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду;

- создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;

- вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт;

- заинтересовать тематикой проекта каждого ребенка, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме;

- при составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу;

- тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы, ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться;

- соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом;

- в ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход;

- развивать творческое воображение и фантазию детей;

- творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений;

-ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества;

- заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного представления и т. п.

1.2 Роль родителей в проектной деятельности дошкольников.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, расширяются знания детей о различных областях действительности, а также развиваются общие способности дошкольников – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Если дети участвует в работе над проектом, то какова же роль родителей? Задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. Очень важна помощь родителей в изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. Помните! Родители – источник информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Еще один положительный момент вовлечения родителей в работу над проектом - совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми, они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями.

Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.

Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения.

Описание проектной деятельности.

Проект «Моя малая Родина – село Частая Дубрава».

Вид проекта : информационно-творческий

Продолжительность: недельный

Участники проекта : воспитанники, воспитатели и родители детей старшей разновозрастной группы.

Актуальность темы. В ходе работы с детьми выяснилось, что большинство детей не знают, откуда пошло название села, основные достопримечательности.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; расширение представлений о селе Частая Дубрава.

У нас возникла проблема, как расширить и уточнить знания детей о родном селе.

Цель проекта : воспитание привязанности и любви к родным местам.

Задачи проекта :

- Формировать представление детей о малой Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями села;

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком;

- Познакомить с историей названия села, героями-земляками;

- Развивать воображение, связную речь, мышление, пополнять и активизировать словарь детей.

Предполагаемый результат:

Сформировать представление о селе Частая Дубрава:

- когда и кем было основано;

- откуда пошло название села.

Дети должны знать достопримечательности малой родины. Изучение истории своего села должно способствовать формированию стремления активно участвовать в жизни села в будущем.

Роль родителей в реализации проекта :

За две недели до реализации проекта я провела родительское собрание на тему : «Проектный метод в ДОО». Рассказала родителям про внедрение новой формы сотрудничества. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Попросила родителей показать детям, что родное село славно своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Посмотреть совместно с детьми литературу и другие источники про наше село по возможности показать детям основные достопримечательности нашего села, и принести фотографии. Почти все родители выполнили мою просьбу.

Полученный результат:

У детей сформированы представления о селе Частая Дубрава. Они знают основные достопримечательности. Дети в ходе нашего проекта выучили отрывок из стихотворения О. Мухачевой «Моя малая Родина».

Продукт проектной деятельности :

• дидактическая игра «Найди и покажи»;

• фотографии образовательной деятельности и достопримечательностей села Частая Дубрава;

рисунки детей на тему: «Мое родное село»

План реализации проекта.

1-й этап: подготовительный (10-12 ноября) - подбор необходимых материалов и литературы, экскурсия с родителями в краеведческий музей села Частая Дубрава, просмотр достопримечательностей.

2-ой этап: организационный (13 ноября) - беседа на тему: «Моя малая Родина», рассматривание иллюстраций.

3-ий этап: итоговый (14 ноября) - проведение НОД по рисованию на тему «Мое родное село».

Вывод.

За время реализации проекта, у детей нашей группы удалось расширить и уточнить знания о малой родине на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями села. Удалось вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми. Мы совершенствовали грамматический строй речи, развивали мыслительную деятельность, логическое мышление, активировали внимание и память, продолжали учить играть в дидактические игры, совершенствовали ручные умения и навыки, закрепили представление о героях-земляках. С детьми нашей группы выучили отрывок из стихотворения О. Мухачевой «Моя малая Родина». Развивали чувство привязанности и гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу. Цель и предполагаемый результат нашего проекта были достигнуты, задачи реализованы.

Заключение.

В результате своей работы мы сделали вывод, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.

Совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни. Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение воспитателя и родителей позволяет дошкольникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию. Можем с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество воспитателя и ребенка и родителя.

Результаты реализации проектов свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели. Дети получили недостающие знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, а работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Познакомились с опытом работы дошкольного учреждения по организации проектирования. Воспитатели научили детей собирать информацию, дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить.

После завершения проекта, качественно изменился стиль общения родителей с ребенком, которые стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками. Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась, в результате участия родителей и их детей в разработанной системе занятий изменился тип родительского отношения с неэффективного на эффективный и большинство детей стали ощущать эмоциональное благополучие в семье, что позволило говорить о гармонизации детско-родительских отношений в семье старшего дошкольника.

Публикации по теме:

Декупаж пасхальных яиц. Сотрудничество с родителями воспитанников старшего дошкольного возрастаДекупаж пасхальных яиц. Сотрудничество с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста Приближается окончание Великого поста, впереди нас ждет главная цель постного поприща – Пасха, Светлое Христово Воскресение. А как этот.

Формы приобщения детей к чтению и сотрудничество с родителями ДОУ д /с №28 «Рябинка» Воспитатель: Тимофеева И. П. «Формы приобщения детей к чтению и сотрудничество с родителями» 2 слайд «. Можно жить.

Фотоотчет «Сотрудничество с родителями воспитанников в рамках проекта «Приобщение дошкольников к чтению»Фотоотчет «Сотрудничество с родителями воспитанников в рамках проекта «Приобщение дошкольников к чтению» Уважаемые коллеги!Я продолжаю серию фоторепортажей об участии деток нашей группы в конкурсе проектов по приобщению дошкольников к чтению.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Физическое развитие дошкольников посредством технологии проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДОФизическое развитие дошкольников посредством технологии проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Физическое развитие дошкольников посредством технологии проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».

Обобщение опыта работы «Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности» Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности Введение Для воспитания ребенка требуется более проникновенное.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Презентация «Работа с родителями средствами проектной деятельности» Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение»Детский сад»Светлячок»п. Зингейка. Подготовила Воспитатель: Иванова Гузаль сибагатовна.

Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада Проектная, поисково-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для поддержки детской инициативы и самостоятельности детей.

Консультация «Сотрудничество с семьёй в условиях реализации ФГОС до» Инновационные подходы взаимодействия с семьёй Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является «сотрудничество Организации.

Автор публикации:
Сотрудничество ДОО с родителями в условиях проектной деятельности
Опубликовано: 5 мая 2019 в 14:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД