Приложение МААМ

«Совместная работа логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушением речи»

Марина Капитонова
«Совместная работа логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Большая распространенность речевых нарушений у детей дошкольного возраста вызывает необходимость путей повышения эффективно- коррекционного воздействия.

С этим становятся актуальными вопросы взаимосвязи логопеда и воспитателя в логопедических группах.

Мы работаем по программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, которые в своих работах обращают внимание на вопрос взаимодействия специалистов дошкольных учреждений.

Публикация «„Совместная работа логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушением речи“» размещена в разделах

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.

Помимо образовательных и ряда коррекционных задач, поставленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, которые обусловлены особенностями речевого дефекта. Мы обращаем внимание на развитие умственной и физической сфер, на обогащение знаний об окружающем, на дальнейшее развитие сохранных анализаторов. Этим создается основа для развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге положительно влияет на эффективное овладение речью.

Особое внимание уделяем развитию восприятия, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, познавательных процессов, созданию доброжелательной обстановки в детском коллективе, укреплению веры детей в собственные силы, формированию интереса к знаниям. Мы наблюдаем за поведением ребенка, чтобы заметить признаки повышенной утомляемости, конфликтности, пассивности.

В первые две недели сентября мы обследуем каждого ребенка, выявляем уровень его знаний и умений по всем видам учебной деятельности, заполняем педагогический профиль группы.

В начале каждой недели логопед представляет комплекс артикуляционной и пальчиковой гимнастики, например, в течении этой недели комплекс «Повтори за мной,» и пальчиковая гимнастика «Машины», где дети повторяют за воспитателем правильное положение язычка, губ, отрабатывают воздушную струю, тембр голоса, интонацию. В пальчиковой гимнастике кроме развития мелкой моторики пальцев рук, у детей закрепляем координацию речи с движением развиваем творческое воображение.

В течении каждой недели проводим взаимопосещения занятий: «Мы у логопеда» и «Логопед у воспитателей».

В нашей логопедической группе главной и основной задачей является овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Спецификой работы в группе является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающего и всесторонне-гармонического развития детей с общим недоразвитием речи.

Основным условием является пребывание детей с одним диагнозом и одного возраста (в нашей группе 19 человек, двух возрастов: старшего и подготовительного, хотя диагнозы одинаковые: ОНР - третий уровень -12 детей ОНР- четвертый уровень - 5 детей ФФН - 2 детей

Благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи в работе свои занятия, игры, прогулки, развлечения мы планируем в соответствии с рекомендациями логопеда. Выполняем индивидуальные задания с детьми по закреплению поставленных звуков в словах, словосочетаниях, фразах. Они проводятся во второй половине дня. Мы постоянно следим, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок. Проводим упражнения по развитию внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза. Мы получаем индивидуальные и подгрупповые задания работы с детьми по тематическим разделам программы, по усвоению которых дети испытывают наибольшие затруднения.

Основой планирования коррекционной работы является

тематический ПОДХОД, и таким образом все специалисты нашего учреждения работают неделю в рамках общей лексической темы.

Тематический принцип подбора учебного материала позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе педагогического коллектива логопедической группы и детского сада в целом, так как изучение темы осуществляется на различных по содержанию занятиях: при ознакомлении с окружающим, по развитию речи, в предметно-практических занятиях, а также в специально-организованных играх. Одни из этих занятий проводятся логопедом, а другие нами - воспитателями. В связи с чем происходит тесное переплетение решаемых нами различных задач учебно- воспитательной работы при одновременном изучении одной и той же темы.

Каждая новая тема начинается с экскурсии, беседы. Для закрепления лексических тем мы используем различные игры, таблицы, альбомы, иллюстрации, фото, картины, художественное слово, музыку. Например, тема «Транспорт» : помимо того, что дети рисуют, лепят, выполняют аппликацию, конструируют, поют, рассказывают стихи, слушают рассказ и так далее мы используем наглядный материал, игры: «Назови транспорт», «Кто за рулём», «Четвертый лишний», «Поезд»; иллюстрации о транспорте, о машинах «специального назначения»;таблицу с изображением картинок на лексические темы, а также всевозможные стихи, песни, рассказы, загадки. Для этого у нас есть картотека с поговорками, скороговорками, чистоговорками

Спецификой нашей работы является правильно-организованная предметно-развивающая среда, которая создает возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоление отставания в речевом развитии.

Прежде всего это логопедический уголок с большим зеркалом, где дети могут в любой отрезок свободного времени подойти, поупражняться в различных играх и упражнениях на дыхание.

Есть волшебное облачко, которое каждый сезон меняется- сейчас зима, снежинки, упражняются в развитии дыхания, другим нравятся ветречки, мыльные пузыри, мельница. На столе «Сухой бассейн», где дети развивают мелкую мускулатуру пальцев рук; есть возможность проявить себя в шнуровке: игра «Зашнуруй»; в сборе пазлов, мозаики. Также упражняются в различных дидактических играх, сделанных руками воспитателей и родителей, где проявляют свои способности, самостоятельность и закрепляют полученные на занятиях навыки.

Игры постоянно меняются, обновляются и выставляются в большинстве по лексической теме.

У нас появляются новые игры, придуманные воспитателями, новинки из журналов. Например, игра «Волшебный цветок», где дети составляют из букв слова, закрепляют гласные и согласные буквы, закрепляют связь «звук- буква».

В игре «Поезд» мы формируем у детей понятие «неделя», обогащаем лексику по теме и развиваем тонкую моторику.

В игре «Ромашки» формируем навык деления слов на слоги, развиваем абстрактно-логическое мышление.

В игре «Вазы и цветы» учим подбирать звуковые схемы к картинкам и картинки к схемам.

Особой внимание уделяем организации пространства, чтобы ребёнок мог упражняться в наблюдении, запоминании, сравнении. Это различные логические, дидактические, словесные, сюжетные, подвижные игры. Например: «Чудесный мешочек», «На полянке», «Ателье», «Медведь и пчелы», «Лиса и зайцы», «Кто как кричит?», «Помоги Кузе», «Отгадай загадки», «Подумай и назови», «Силачи».

Следующим условием работы в нашей группе является - индивидуальный подход к воспитанию и обучению каждого, укрепить веру детей в собственные возможности, связанные с речевой неполноценностью.

Чтобы дети чувствовали себя в группе уверенно, спокойно, непринуждённо - стараемся создать доброжелательную обстановку, которая способствует уравновешиванию ребёнка, встречаем детей с улыбкой, ласково, не выделяя кого-то из детей. Стараемся активизировать робких и застенчивых.

Нежная гамма стен, мебели, штор, уют в группе, доброжелательный тон взрослых и детей способствуют успешности речевого развития.

Работая с детьми мы имеем возможность многократно активизировать и закреплять новые слова в подвижных, дидактических, в режимных моментах, на прогулке, в развлечениях, например, участие детей в «Празднике правильной речи», «Путешествие в сказку»,интеллектуальная игра «Весёлые

и находчивые», в кукольном театре «Теремок». Дети самостоятельно обыгрывают в сюжетно-ролеьых играх, в самостоятельной деятельности. В конце каждой недели дети играют в игру «Что? Где? Когда?», где закрепляются знания тематической недели. Дети с огромным желанием участвуют в игре, в которую играют за специально изготовленным круглым столом с «волчком» и карточками с заданиями

Мы, в нашей группе, постоянно контролируем правильность речи детей. Постоянно общаемся с малоактивными, необщительными детьми, побуждаем детей к желанию слушать, слышать, вызываем интерес к общению, дух соревновательности. Например: в умывальной комнате предлагаю соревнование - кто больше скажет слов о том, какое мыло, что им можно мыть. В раздевалке упражняем в употреблении глаголов «одевать», «надевать», называть одежду, обувь, головные уборы, закреплять порядок одевания и раздевания, тренируемся в шнуровке, застегивании пуговиц. В живом уголке закрепляем названия растений. На прогулке беседуем о погоде, рассматриваем небо, снег, листья, дети рассуждают, сравнивают, делают выводы.

Подвижные игры способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движения.

Подбираем их с учетом этапа постановки звуков и с учетом физических и речевых возможностей детей.

Например: подвижная игра «На водопой» рекомендуется в подготовительной группе при изучении темы : «Дикие животные и птицы». Мы расширяем глагольный словарь детей, вводим в речь глаголы: топал, шёл, скакали, вела, крался, скатился. Закрепляют названия животных и их детенышей, например: лось- лосенок, лиса-лисенок, ежиха-ежонок.

Вопросами организации работы по формированию речи детей занимается, прежде всего, логопед. Однако, для успешного усвоения детьми речевых навыков, мы постоянно и целенаправленно осуществляем эту работу, не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Она ведется по трем направлениям: развитие лексики, грамматического строя речи и обучения рассказыванию. Мы работаем над формированием связной (прежде всего диалогической) речи детей в процессе выполнения всех режимных моментов. При этом логопед определяет специальный речевой материал, который мы осваиваем с детьми в процессе выполнения режимных моментов. Организуя различного рода деятельность детей : экскурсии, прогулки, наблюдения, игры, - мы решаем познавательные задачи. В связи с этим словарный запас детей пополняется названиями предметов, их частей, действий и признаков; дети упражняются в элементарном словообразовании.

Содержание этой работы мы согласовываем с логопедом. В то же время логопед максимально используем речевой материал, полученные детьми на наших занятиях и в повседневной жизни. Наша работа по развитию речи предшествует логопедическим занятиям, обеспечивающая познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Виды консультативно-просветительской работы школьного учителя-логопеда с родителями Виды консультативно-просветительской работы школьного учителя-логопеда с родителями. Одной из задач является информирование родителей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Совместная работа логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушением речи»
Опубликовано: 22 января 2014 в 13:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Совместная работа логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушением речи»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Капитонова (УИ 146171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД