Надежда Васильевская
Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
«Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО».
«Только вместе с родителями,
общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
В соответствии с ФГОС ДО на современном этапе одним из педагогических оснований изменения дошкольного образования является активное вовлечение родителей в работу ДОУ.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Они должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. фото
Правильное воспитание во многом определяется семьёй, тем, как родители относятся к своим детям, какие ставят перед собой цели воспитания.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Ученые педагоги занимаются проблемой вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, налаживание взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Исследования Л. С. Выготского, Л. С. Лисиной показали, что существенным фактором, влияющим на благополучие ребенка. является семья и главным образом качество общения ребенка с родителями.
Т. Н. Доронова считает, что от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий; ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали такие педагоги, как Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Детский сад сегодня находиться в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Исходя из цели работы педагогического коллектива нашего детского сада, сформулировали цель работы с родителями группы:
- создание условий для формирования ответственных партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников и обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада;
Данную цель реализуем через следующие задачи:
1. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов ДО.
2. Профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
3. Установить партнёрские отношения между работниками ДОУ и родителями дошкольников.
В своей работе мы руководствуемся принципами партнёрства ДОУ и семьи:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов и специалистов с родителями.
2. Индивидуальный подход к каждой семье (важно чувствовать ситуацию, настроение родителей.)
3. Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, искреннее желание помочь.)
4. Динамичность (ориентация на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей.)
5. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок.)
Партнёрские отношения предлагают равноправие участников образовательного процесса, родители имеют право не только знать о том, как ребёнок проводит день в детском саду, но и активно участвовать и принимать различные решения наравне с педагогами, специалистами и администрацией ДОУ.
Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
В детском саду работа с родителями организована по четырем формам:
1. Информационно – аналитические формы;(НА СЛАЙДЕ анкетирование, тестирование, почта доверия, вопросы-ответы.)
2. Досуговые формы ; (открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, дни здоровья, выставки, творческие конкурсы, экскурсии, выпуск семейных газет).
3. Познавательные формы; (родительские собрания, консультации, беседы, дискуссии, семинары-практикумы, родительские гостиные, круглые столы, квн, совместное создание развивающей среды.)
4. Наглядно – информационные формы. (стенды, буклеты, памятки, альбомы, папки-передвижки, фото-выставки, дни открытых дверей, интернет сайт).
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. А с помощью новых форм сотрудничества, удаётся разнообразить жизнь детей в ДОУ, а также способствовать раскрытию творческого потенциала семей.
Поэтому мы решили отказаться от обычных собраний с родителями, и теперь проводим различные новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Для эффективной работы детско-родительского клуба «Здоровая семья» мною была разработана программа, которая предусматривает:
1. Специальное обучение детей и родителей;
2. Проведение индивидуальных и групповых встреч для родителей
Членами семейного клуба «Здоровая семья», стали инициативные родители, которые помогают организовать различные мероприятия, с детьми нашей группы.
Работа клуба позволяет устанавливать эффективное и целенаправленное взаимодействие с родителями, предполагает взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствует углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений.
В рамках клуба «Здоровая семья» с родителями проводятся беседы на интересующие их темы с практическим показом, консультации, деловые игры, дискуссии, круглый стол, квн, совместные спортивные, оздоровительные досуги, развлечения, семинары-практикумы.
На семинарах-практикумах более глубоко изучаем рассматриваемую проблему. Родители приобретают теоретические знания, и осваивают практические умения в физической, когнитивной и психосоциальной областях развития ребенка.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является физкультурно-оздоровительное. Особое внимание уделяем здоровьесбережению воспитанников.
Проводили КВН Мы здоровью скажем «ДА»
Цель:Систематизирование знаний родителей о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей, через игру.
Задачи:1. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здоровых детей
2. Расширять знания о понятии здоровье и формирование здорового образа жизни.
3. Развивать желание родителей активно участвовать в жизни группы и детског сада.
Мы провели Семинар-практикум «Дыхательная гимнастика в жизни ребёнка»
Задачи: научить родителей правильно выполнять дыхательную гимнастику, познакомить с рекомендациями по выполнению дыхательной гимнастики.
Для ослабленных детей правильное дыхание является залогом оздоровления, правильное дыхание стимулирует работу сердечно – сосудистой,
нервной системы, головного мозга способствует умению управлять своим поведением.
Так же на практических занятиях в целях достижения успехов в ОО «Физическое развитие» мы активно привлекаем родителей.
Обучаем их, как закаливать детей, проводить профилактические мероприятия дома, готовить фито-чаи, чудо - коврики для предупреждения плоскостопия, «офтольматренажёры»
Практикум «Профилактика плоскостопия».
Задачи:1. Знакомить родителей с особенностями строения детской стопы; рассказать о причинах появления плоскостопия;
2. Учить диагностике и профилактике плоскостопия; разучить комплекс упражнений, показанных при плоскостопии или для его предупреждения, а также комплекс массажа стоп;
3. Знакомить с оборудованием для профилактики плоскостопия.
Родительская мастерская «Глаза наши-помощники».
Задачи:1. Формировать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.
2. Продолжать учить выполнять зрительную гимнастику для улучшения работы глаз.
3. Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Физкультурный досуг «Самая спортивная семья».
Задачи:
1. Создать у детей и взрослых радостное, бодрое настроение.
2. Приобщать детей и взрослых к спортивным играм; развивать ловкость, мышечную силу, выносливость, волевые качества в достижение цели.
3. Рекомендовать взрослым и детям играть в подобные игры в свободной деятельности.
Круглый стол «Нетрадиционные методы закаливания детей.»
ЦЕЛЬ: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению укрепления здоровья своих детей
Результатом работы Клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.
Так же в нашей группе находится в раздевалке «Почтовый ящик» Цель его: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т. е. родители могут класть записки со своими вопросами как педагогу, так и специалистам, например, психологу, логопеду, делится своими идеями и предложениями. Иногда эти вопросы являются темой для проведения встреч с родителями в виде «круглого стола», консультации.
В группе у нас проходят Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, помощь в создании развивающей предметно – пространственной среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
Создание семейных страничек.
«Мой выходной день».
Это красочно оформленные родителями листы, где они в интересной форме повествуют о своих традициях, формах семейного отдыха, чем занимаются в выходной день.
В своей работе мы активно используем метод проектов, что позволяет нам решать множество обучающих, развивающих и воспитательных задач в процессе взаимодействия с детьми и родителями.
Проекты «Наше здоровье- в наших руках.» «Здравствуй зимушка –зима.» «Путешествие в страну ПДД.» (подборка стихов, загадок, сказок,картотек, картинок по теме.)
Индивидуальные проекты с детьми и родителями (семьи Друговских И. В. и Ильи, Нимчук А. М. и Лёвы) «Мир удивительных динозавров», «Мои домашние любимцы».
Именно проектная деятельность дает большую возможность привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, оказывает положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника, а именно расширяются знания детей об окружающем мире; развиваются познавательные, коммуникативные способности детей и развиваются детско-родительские отношения. Метод проектов позволяет достигнуть высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной, самостоятельной деятельности.
Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что какие бы формы работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада важно и необходимо.
Работа по внедрению современных форм взаимодействия с родителями в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родителям, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом родителей и педагогов ДОУ.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей, участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в участии в жизни группы и ДОУ, позволяет более качественно организовать процесс всестороннего развития, обучения и воспитания дошкольников.
Действительно, без активного участия родителей в жизни детского сада невозможно организовать всестороннее воспитание, обучение и развитие детей. Поэтому работа по вовлечению родителей в жизни группы и детского сада занимает важное место.