Современные подходы к развитию и коррекции речи дошкольников

Клавдия Тризно
Современные подходы к развитию и коррекции речи дошкольников

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач современного дошкольного образования. В настоящее время происходят серьёзные изменения в организации коррекционно-речевой работы в детских садах. Тем не менее, дошкольников с речевыми нарушениями, по статистическим данным, к сожалению, не становится меньше. Этот факт могу отметить и как воспитатель, работающий много лет на логопедической группе. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Поэтому задача своевременного формирования речи детей, предупреждения и исправления различных речевых нарушений по-прежнему остро актуальна.

Для того чтобы добиться стойкости результатов по профилактике и преодолению нарушений речи, важно понимать, что преодоление речевых нарушений у дошкольников - это задача не только учителя-логопеда, но всех заинтересованных взрослых. Решающую роль играет качественное взаимодействие, сотрудничество воспитателей, специалистов и родителей. Именно комплексный подход к коррекции речевых нарушений, а также сочетание лучших традиционных методик с современными подходами и формами работы позволяет достичь наилучших результатов и создает необходимые стартовые условия для перехода ребёнка на следующую ступень образования и успешного освоения программы начальной школы.

Взаимодействие в работе по развитию и коррекции речи ребёнка мы выстраиваем как систему, решающую три блока задач:

I блок - создание единого коррекционно-образовательного пространства;

II блок - организация коррекционно- развивающей образовательной среды;

III блок - коррекция речевого недоразвития через многоаспектное воздействие на речевые и внеречевые процессы, на стимулирование познавательной активности детей.

Целью работы педагогов по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диа-логической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской лите-ратуры; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Для достижения данных целевых ориентиров образовательная работа планируется и ведётся по четырём основным направлениям (непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, создание условий для самостоятельной деятельности детей и взаимодействие с родителями и социальными партнёрами).

1. Как и в любом детском саду, работа начинается с планирования. В августе воспитателями и специалистами ведётся совместная разработка рабочих программ. Для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты и в течение года осуществляется их сопровождение специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, ведётся динамическое наблюдение. Проводится оценка индивидуального развития детей. Это очень важное направление работы на сегодняшнем этапе, требующее переосмысления и приведения в соответствие с современными требованиями. Наш детский сад участвует в экспери-ментальной работе по данному направлению с Новосибирским педагогическим кол-леджем №1 им. А. С. Макаренко, и наша группа является пилотной.

2. В непосредственно образовательной деятельности активно используем информационно-коммуникационные технологии. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних дошкольников, родившихся в эпоху цифровых технологий, это просто необходимо. Включение ИКТ в образовательный процесс вызывает интерес, повышает включенность в деятельность и активность детей и позволяет успешно решать многие коррекционные задачи. Применяем в работе как специализированные технологии (например, логопедическую коррекционную программу «Игры для тигры» и др., так и самостоятельно разработанные медиа-презентации и развивающие задания с использованием интерактивной доски. Положительный эмоциональный фон, что тоже немаловажно для качественной коррекционной работы, помогают создать «Логопедические распевки» Г. С. Овчинниковой и «Логопедические песенки» Е. Железновой.

3. В последнее время широкое распространение и большую популярность приобрели квест-технологии или образовательные квесты. С удовольствием присоединились к этому движению и проводим логопедические квесты как в группе, так и на свежем воздухе. Это действительно очень интересная и эффективная форма работы, вызывающая огромный интерес и активность детей, благодаря сочетанию неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Также используем игровую инновационную технологию лэпбук и в настоящее время планируем работу по созда-нию большого логопедического лэпбука как итогового продукта работы за год.

4. Для обеспечения инициативы ребёнка и реализации такого принципа ФГОС ДО, как индивидуализация образовательного процесса, активно используем проектную деятельность. Данная форма позволяет также решить ещё одну важнейшую задачу коррек-ционной работы, а именно - включение родителей в образовательный процесс. В этом учебном году были успешно реализованы несколько проектов: экологический про-ект «Покормите птиц зимой», детский тематический проект «Здоровый образ жизни и профессии» в рамках фестиваля-конкурса «Питание и здоровье». Ребята побывали на многочисленных экскурсиях: в пожарную часть, «Детский автогородок», образователь-ный центр «Город профессий», на работу родителей. Работа над проектом предпо-лагает включенность в общение со взрослыми и сверстниками и высокую речевую активность. Продуктом проекта стали детские мини-презентации и авторские книжки-малышки «Моя будущая профессия». Наш проект вошёл в число победителей районно-го конкурса, и сейчас мы совместно с родителями готовим творческую презентацию для городского этапа.

Ещё один проект - «Писатели Новосибирска – детям». Его реализация позволяет решать очень важную задачу приобщения детей к художественной литературе. Все мы знаем, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Разнообразные жанры литературных и фольклорных произ-ведений позволяют работать над всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической). Но на сегодняшний день большинство родителей не только не видят значения чтения в обучении и воспитании детей, но и сами не читают или читают мало. Что и показало анкетирование родителей и опрос детей группы, которое проводилось в сентябре 2015 года. Писателей родного края смогли назвать очень немногие родители и дети. Цель проекта «Писатели Новосибирска – детям» – создание условий для развития речи детей путём приобщения детей и родителей к чтению художественной литературы; знакомство с произведениями писателей Сибири и Новосибирска. В процессе реализации проекта дети и родители познакомились с творчеством Таисьи Пьянковой, Юрия Магалифа, Владимира Шамова, Нелли Закусиной, Елизаветы Стюарт. Состоялась литературная гостиная с участием новосибирской поэтессы Елены Николаевны Зиноватной. Дети смогли не только послушать и рассказать стихотворения, но и пообщаться с автором, задать интересующие их вопросы, получить книги с автографом. Были оформлены тематические выставки в книжном уголке, организована разнообразная продуктивная и творческая детская деятельность. Наиболее интересной формой сотрудничества с родителями стали родительские чтения, когда во вторую половину дня художественные произведения для детей читали папы и мамы.

5. Очень действенной формой для приобщения детей к миру художественной литературы и для развития речи в целом является наше сетевое взаимодействие с библиотекой имени Н. Островского, которое осуществляется на основе договора и совместного плана образовательной работы. Экскурсии у нас проходят ежемесячно. В холодную погоду или гололёд, когда мы не можем вывести детей, специалисты библиотеки приходят к нам в детский сад. В увлекательной и доступной для детей фор-ме для детей были организованы литературно-познавательные программы «Есть по соседству библиотека», «Кувырком, бегом, вприпрыжку», «Мой родной район Дзержинский», «Зимний лес полон сказок и чудес», «Правила безопасности», «Мама – слово дорогое», «Добрый мир Корнея Чуковского» и др. Также успешно сотрудничаем со школами. Например, кроме экскурсий в школы, несколько лет практикуем сотрудничество с литературно-театральным кружком «Сказки» школы № 57. В этом году ученики 3 и 4 классов подготовили и провели для нас программу "Сказочная карусель для наших маленьких друзей". Особенно приятно было видеть среди юных актёров уже подросших выпускников нашего детского сада! Мы с удовольствием посмотрели мини-спектакли "Мартышкин дом" (по сказке Бориса Заходера) и "Невидимый гость" (румынская сказка). Это важно для мотивации наших детей, поскольку они видят, что то, в чём они участвуют в детском саду, им пригодится и в школе.

6. Мы не только смотрим театр, но и, конечно, участвуем в театрализованной деятельности. Вот уже 6 лет в нашем детском саду работает театральная студия «Сказки детства». Творческую группу студии составляют педагоги нашего учреждения: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель. Поставлено 6 спектаклей, они отмечены дипломами лауреатов международного фестиваля детского и юношеского театрального творчества «Времён связующая нить». Спектакли «Принцесса на горошине» и «Цветик-семицветик» были показаны на малой сцене театра «Глобус». В этом году наши дети приняли участие в спектакле «Волшебник Изумрудного города». Всего в нём участвовали 52 ребёнка. Трудно переоценить значение театрализованной деятельности. За время постановки спектакля мы видим огромный рост мотивации и заметный прогресс в осознанном отношении де-тей к работе над собственной речью.

7. Огромное значение в успешном преодолении нарушений речи детей играет развивающая предметно-пространственная среда. Для коррекционно- развивающей работы используется не только отдельный логопедический кабинет, но и речевой центр в группе, представляющий собой специально оборудованное пространство для инди-видуальных игр или игр небольшими подгруппами, а также для совместной деятель-ности взрослого и ребёнка. При оформлении речевого центра мы учитывали принципы, отражённые во ФГОС ДО, а также обеспечили разнообразие материалов; соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, структуре речевых нарушений; эстетику оформления. Размещён речевой центр рядом с библиотекой и театральным центром. Ведущая игрушка, «хозяйка» коррекционного центра – многофункциональная игрушка Квакуша, изготовленная мамой нашего воспитанника. В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал по разделам: звукопроизношение, раз-витие мелкой моторики, фонематический слух и закрепление полученных навыков по обучению грамоте, лексико-грамматический строй речи и развитие связной речи, обогащение словарного запаса, формирование высших психических процессов. Детям доступны не только приобретённые развивающие игры и оборудование, но и пособия, изготовленные руками родителей и педагогов. Самые интересные из них были представлены на выставке педагогических идей «Мозаика детства», в рамках научно-практической конференции работников дошкольного образования Новосибирской области в сентябре 2016 года.

8. Несколько лет в группе работает мини-музей «Русская изба», который используется как для самостоятельной деятельности детей, так и для реализации авторской технологии «Приобщение дошкольников к истокам родной культуры». Патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей является сегодня востребованным, актуаль-ным направлением в дошкольной педагогике. Считаю это очень важным и правильным. Сложно переоценить значение нашего культурного наследия для развития ребёнка, в том числе и для формирования красивой, правильной речи. В течение года совместно с родителями проводим различные обрядовые и фольклорные праздники: «Капустные посиделки», «Колядки», «Богатырские забавы», «Светлая Пасха» и другие. Наши дети участвовали в концертной программе фольклорного ансамбля "Рождество" под руководством О. Гуриной «Приходите, гости, к нам!» в Новосибирской государственной филармонии. Ребята исполнили танец «Тимоня».

9. Хотелось бы сказать несколько слов ещё об одном эффективном направлении в коррекции речи детей – о двигательной активности. Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности, на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством Кольцовой М. М. У дошкольников со сложными видами речевых нарушений, согласно исследованиям, как раз и отмечаются недостатки психомоторного развития, часто нарушена координация. Эту задачу нам помогает решать хореографический кружок «Сударушка». В процессе хореографической деятельности развивается произвольность движений, переключаемость с одного движения на другое. Формируется последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность. Наши дети не только замечательно танцуют на праздниках, но и с успехом участвуют в различных конкурсах.

10. Участие в конкурсах различной направленности оказывает положительное влияние на мотивацию детей, способствует формированию их социальной компетентности, является значимым фактором для родителей. В этом году наши дети успешно участвовали во Всероссийских, областных, городских конкурсах.

11. И последнее, о чём хочется сказать, – это важность непосредственного участия родителей в процессе развития и коррекции речи детей. Часто это бывает непросто. Но наш детский сад и группа накопили достаточный опыт конструктивного сотрудничества с родителями воспитанников. И являясь городской инновационной площадкой по данному направлению мы используем множество современных, интересных форм сотрудничества. О каких-то мы уже сказали. Добавим, что исходя из нашего опыта, эффективны следующие формы взаимодействия: анкетирование и опросы с обязательным предоставлением результатов на родительских собраниях и последующее совместное планирование и проведение мероприятий различной направленности (тематических досугов и развлечений, семейных конкурсов, выставок и др., проведение дискуссий, клубов по интересам, вечеров вопросов и ответов с привлечением специалистов, а также представлением положительного родительского опыта, проведение Дня дублёра и Дней встреч с интересными людьми, организация площадок для интерактивного общения педагогической направленности (у нас это закрытая группа ВКонтакте: мы практикуем размещение рекомендаций, ссылок на интересные вебинары, видеоматериалов, художественных текстов и произведений, рекомендаций логопеда по домашним занятиям на закрепление звуков и т. д.). Главное, чтобы информация регулярно обновлялась.

Такой подход позволяет нам успешно решать поставленные задачи, получать ожи-даемые результаты в работе и положительную динамику в речевом развитии детей.

Публикации по теме:

Педсовет «Современные подходы в ознакомлении дошкольников с художественной литературой» «Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития» В. А. Сухомлинский Педсовет на тему: «Современные подходы в ознакомлении дошкольников.

Семинар «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новонукутский детский сад №2 Мастер-класс «Играем, обучаем, развиваем».

Семинар «Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи» "Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи» составила: Медведева Е. Н. воспитатель Цель. Расширить теоретические.

Современные подходы к обучению и воспитанию дошкольников. Лэпбук Современные подходы к воспитанию и обучению дошкольников. Bведение Дошкольное воспитание как первая ступень образования? на которой закладываются.

Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка, на сегодняшний день активно проявляется интерес.

Современные подходы к организации развивающей-предметно пространственной среды, способствующие речевому развитию дошкольниковСовременные подходы к организации развивающей-предметно пространственной среды, способствующие речевому развитию дошкольников "Современные подходы к организации развивающей-предметно пространственной среды, способствующие речевому развитию дошкольников" Актуальность.

Современные подходы ознакомления дошкольников с правилами личной безопасности Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 2 детский сад «Колокольчик» р. п. Бисерть Направление: СОВРЕМЕННЫЕ.

Современные подходы ознакомления дошкольников с правилами личной безопасности Булдакова В. Г., воспитатель МКДОУ №2 - д/с «Колокольчик» р. п. Бисерть Современные подходы ознакомления дошкольников с правилами личной.

Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС доо 1. Тема: «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДОО» 2.- «Охранять природу – значит охранять.

Выступление «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников» «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО» Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал,.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Современные подходы к развитию и коррекции речи дошкольников
Опубликовано: 29 августа 2018 в 18:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «П»
БУКВА П 1. Викторина "В гостях у сказки" Все ответы начинаются с буквы П. 1. Почтальон из Простоквашено. 2. Кто пленил Муху-Цокотуху? 3. Где в лесу...
Использование методики «Пальчиковые шаги» в работе с детьми младшего дошкольного...
О важности развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте писали многие выдающиеся учёные современности. У мелкой моторики есть очень важная...
Фотоотчет о посткроссинге «Привет из Уфы». Часть третья
Посткроссинг. «Привет из Уфы». Фото отчет. ( часть третья. Лариса Гацко. Блог. Настает волнующий момент, И появится скоро на свет Долгожданных...