Ирина Александровна Голубева
Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка, на сегодняшний день активно проявляется интерес к изучению современных подходов воспитания в системе дошкольного образования.
Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного общего образования нацелен на то, чтобы реализовывать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель обучения и воспитания.
Публикация «Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Положительные изменения в дошкольном образовании дают свободу педагогу в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Выбранная педагогом форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. Актуальность данной проблемы позволила выбрать тему на семинар «Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников».
Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности, это использование инновационных подходов к организации образовательного процесса. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.
Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка», можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Все мы знаем, что образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, который обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.
Современные подходы к организации образовательного процесса ДОУ связаны с переориентацией современного дошкольного образования с учебно-знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. В настоящее время самым эффективным обучением дошкольников, является применение инновационных технологий в воспитательном и образовательном процессе в дошкольном учреждении. Педагогическая инновация – это нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, поиск доступных активных методов и средств, для передачи информации, с целью повышения их эффективности. Согласно ФГОС ДО педагог должен создать условия социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др., сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Анализ сложившейся практики в деятельности нашего дошкольного учреждения, работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем:
Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов;
Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;
Нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений;
Необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных.
Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Алгоритм инновационного процесса такой же, как и у любой педагогической деятельности :
Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)
Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).
Проведение эксперимента.
Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта).
В нашем ДОУ наряду с традиционными методами и приемами мы используем и инновационные технологии с детьми, родителями, и педагогами
КОП (кратковременные образовательные практики)Что такое краткосрочные образовательные практики (КОПы? КОПы - это практики позволяющие ребёнку за небольшое количество занятий достичь конкретного результата. Цель КОПов – создать условия для тех видов детской деятельности, какой дети хотели бы заниматься по своему выбору, выстраивая свой индивидуальный маршрут. Краткосрочная образовательная практика представляет собой:
практико-ориентированный курс с выходом на конкретный результат или продукт;
программа курса связана с практической деятельностью ребёнка и направлена на формирование различных умений и навыков воспитанников;
КОПы проводятся 2 раза в неделю, длительность 1 занятия в соответствии с возрастом детей (от 25 до 30 минут).
Квест игры Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
С целью формирования умения построения профессиональной деятельности,
соответствующей стратегии развития отчественного дошкольного образования, в ДОУ создаются условия для внутрикорпоративного обучения через использование интерактивных форм и методов обучения педагогов. Одним из активных методов повышения профессионального развития педагогов, используемого нами, является коучинг -раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей). Коучинг, выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному стимулированию педагогов ДОУ. Коучинг в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения. Нами определена общая основа коучинга: партнерство; раскрытие потенциала, результат. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость начинающих педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. В роли коуча в нашем ДОУ на разных этапах выступает заведующий ДОУ и старший воспитатель. Применение метода коучинга в нашем ДОУв системе сопровождения профессионального развития педагогов обеспечивает качественно новый уровень таких показателей профессионализма, как: психолого-педагогическая культура; мотивация успеха; профессиональные коммуникативные умения и качества овладение приемами, способами саморегуляции и самокоррекции профессиональной деятельности, способность к рефлексиив профессиональной деятельности и т. д
Таким образом, использование метода коучинга помогает администрации ДОУ эффективно управлять личностно-профессиональным развитием педагогов
В заключении хочется сказать, в современном мире происходит модернизации системы образования. Безусловно, это коснулось и дошкольного образования. Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных подходов в практику работы. Инновационный подход в рамках личностно-ориентированного образования является двигателем педагогики в целом. Педагогические инновации охватывают педагогические технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные процессы, организацию занятий, организацию педагогической среды.
Современные подходы и инновации направлены на главную фигуру в образовании- ребенка. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности воспитателя : понять дошкольника, принять его, признать его как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить. Поэтому так актуальны сегодня современные подходы, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.
ЛИТЕРАТУРА
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Уманская Н. В. Иванова А. И. «Об инновациях ФГОС ДО», «Управление ДОУ» №7-2014
Нечаев М. П., Романова Г. А. «Стратегия реализации целей и задач ФГОС ДО» «Управление ДОУ» №7-2014