Получи документы

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Прокофьева Ирина
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе».

Дата проведения анализа: 20.05.2022г

Характеристика группы :

Возраст детей: 5-6 лет

Гендерные особенности: 12 мальчиков, 3 девочеки.

Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды :

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;

Реализация образовательной программы дошкольного образования;

Учет возрастных особенностей детей.

Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе» размещена в разделах

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Комфортная предметно-пространственная среда.

Предметно-пространственная среда группы соответствует возрастным, гендерным и индивидуальным особенностям детей.

Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог занять удобное и комфортное место с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.

Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование; художественный, ручной труд; театральная, игровая деятельность, экспериментирование.

Все групповое пространство доступно детям: игры, дидактический материал.

Учет гендерных особенностей.

При создании предметной развивающей среды была учтена гендерная специфика. Среда обеспечена как общим (конструкторы, дидактические игры, спортивный инвентарь и др., так и специфичным материалом для мальчиков (набор военной техники, различные инструменты, набор гараж, автомастерская, атрибуты для сюжетно-ролевых игр) и девочек (куклы, макеты кукольных домиков, коляски, набор посуды и др.)

Инициативность, самостоятельность, творчество ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

В наличии достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребенок может самостоятельно, при минимальной помощи взрослых.

Учитывая разносторонние интересы детей, мы создали условия для проявления творчества в разнообразных видах деятельности.

Заметив интерес дошкольников к грамоте, добавили дидактические игры, наглядные пособия, книги с крупным шрифтом.

В группе подобранны атрибуты для развития сюжетных игр, разнообразные предметы-заместители, они позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры.

Цветовое решение интерьера группы.

Цветовая гамма стен спокойная, пастельных тонов голубого и бежевого цвета. Чтобы утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение, мы использовали яркие насыщенные цветовые пятна в интерьере группы : ковровые покрытия, шторы, картины, игрушки.

Предметы мебели гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле и создают домашнюю обстановку.

Интерьер группы меняется в зависимости от сезона. В группе не только уютно и комфортно, но и красиво. В интерьер включены элементы оформления, создающие позитивные ассоциации (выставки детских работ, фотографии с летнего отдыха.)

Гибкость, трансформируемость, вариативность.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, возрастных особенностей воспитанников, от периода обучения. Игровой и дидактический материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство группы.

Безопасность.

Пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

Крупногабаритная мебель, шкафы, полки, стеллажи прочно прикреплены к стене.

Игровые зоны расположены отдельно друг от друга. Имеется пространство для двигательной активности детей.

Полифункциональность игрового оборудования.

Предметная развивающая среда группы открывает множество возможностей для детской деятельности. Дети сами меняют игровое пространство в соответствии с замыслом, сюжетом игры, например, книжный стеллаж легко превращается в витрину магазина или в место для выставки.

В сюжетно-ролевых играх дети активно используют предметы-заместители. Коллекция этих предметов постоянно обновляется (не без помощи самих детей) и хранится в контейнерах в доступных местах.

.

Реализация образовательной программы ДОУ (отражение образовательных областей)

Социально-коммуникативное развитие.

Для его осуществления в группе есть центры со следующим оборудованием.

В центре сюжетно-ролевых игр расположены:

Кукольная мебель, набор для кухни, игрушечная посуда. Куклы в одежде мальчиков и девочек, коляски, комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол. Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки, костюмы разных профессий.) Предметы-заместители. Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «В кафе», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом: «Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция» и др.

Центр Безопасности дорожного движения:

Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, мелкий транспорт, макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор, небольшие игрушки (фигурки людей, настольно-печатные игры «Азбука безопасности, «Дорожные знаки», «Лото пешехода».

Познавательное развитие.

Математический центр:

Счетный материал: мелкие предметы, предметные картинки. Комплекты цифр и математических знаков. Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, головоломка «Шестиугольник». Наборы геометрических фигур. «Волшебные часы» : модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели. Счеты настольные. Счетные палочки. Мозаики, бусы, различные игрушки со шнуровками. Настольно-печатные игры («Фигуры и цвета», «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др.) Математический планшет.

Центр «Наш город» :

Символика нашей страны, фото книги по городам России, карта России, настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России», «Волшебный Петербург», «Наш город», пазлы «Достопримечательности Санкт-Петербурга», карточки «memo» с видами Санкт-Петербурга; макеты: Екатерининский дворец, мой микрорайон, книги по истории города.

Центр экологии и экспериментирования:

Календарь природы, картотека опытов, экспериментирования, настольно-печатные игры по экологии («Ботаническое лото», «лото растений и животных», «Во саду ли в огороде», «Времена года», «Планета земля».) Домино (фрукты, овощи, животные.) Макеты, фигурки животных. Мини лаборатория (различный природный материал, сыпучие продукты, емкости разных объемов, воронка, сито, лупа, весы, безмен, магнит и др.)

Центр конструирования:

Конструктор разных размеров, форм и материалов, схемы построек, мозаики разных форм и размеров, бумага для оригами.

Речевое развитие :

Центр речевого развития, мини библиотека:

Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме; портреты писателей и поэтов, сюжетные картинки, настольно-печатные игры по развитию речи.

Художественно-эстетическое развитие :

Центр театрализации:

Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь, игры из серии «Играем в сказку», наборы для фланелеграфа, пальчиковый театр, театр с игрушками Бибабо, ширмы разных размеров, «Чемодан со сказками».

Музыкальный центр:

Музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками, портреты великих композиторов, магнитофон.

Центр изобразительной деятельности:

Восковые мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные и простые карандаши, фломастеры, шариковые ручки, цветная и белая бумага, картон, наклейки, самоклеющаяся пленка, кисти, палочки, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки, материал для нетрадиционного рисования, образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных.

Центр народного творчества.

Физическое развитие :

Спортивный центр.

Здесь размещены разнообразные спортивные снаряды и атрибуты для подвижных игр (мячи большие, средние, маленькие; обручи, флажки, кольцебросы, мешочки для метания, скакалки, кегли, боулинг, дорожки здоровья, картотеки (подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, обучающие игры-лото («Команда чемпионов», «Валеология»).

Учет возрастных особенностей.

При переходе ребенка в подготовительную группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Мы стараемся поддержать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.

Дети привлекаются к созданию окружающей обстановки, делятся своим мнением по поводу предстоящих действий по изменению среды. Они принимают самое активное участие в украшении группы, в создании различных макетов, атрибутов для сюжетных игр.

Старший дошкольный возраст это период подготовки к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка, обучению в школе, поэтому в нашей группе есть :

игры, развивающие внимание, память;

различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой (печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусы;

материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу;

игры для развития мелкой моторики, для укрепления кисти рук, пальцев.

В старшем возрасте возрастает роль книги, как источника новых знаний. В нашей мини-библиотеке есть материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале. В группе есть детали крупных напольных строительных наборов, ширмы, занавеси, коробки, подушки и различные предметы-заместители.

Игрушки в подготовительной группе более мелкие и более реалистичные.

Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами.

Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей старшего подготовительного возраста в соответствии с их особенностями, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, полифункциональна, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.

Публикации по теме:

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группеПаспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год»Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год» Ко Дню огорода на подоконнике на МААМ. Приглашаем народ: – Заходите в огород! Огород мы садим с ребятами каждый год. Как же без огорода.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментированияСоздание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленностиСоздание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
Опубликовано: 13 июня 2022 в 19:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД