Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Наталья Ситковская
Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая, но и обогащающаяся.

Эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия "красивый" и "добрый" почти идентичны, повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое развитие.

Создание уютного и красивого интерьера в детском саду, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста.

Из положений А. И. Леонтьева, А. В. Запорожца, Е. А. Флериной, Н. А. Ветлугиной вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной средыдетского сада при условии:

- содержательности и эстетической значимости этой среды;

- целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Наш детский сад является дошкольным учреждением санаторного типа для детей с первичной туберкулезной интоксикацией. Усилия всех сотрудников в ДОУ направлены, прежде всего, на проведение лечебно-профилактических мероприятий, цель которых - предупреждение развития локального туберкулеза.

Специфика детского сада выражается в том, что поступают дети на девять-двенадцать месяцев. Кратковременность пребывания в санаторном детском саду ставит определенные проблемы перед педагогами,прежде всего:

• успешная адаптация ребенка к условиям детского сада;

• возникновение интереса к детскому саду;

• снятие конфликтности в общении детей друг с другом;

Кроме того, дети поступают с разным запасом знаний и умений, так как детские сады города работают по разным направлениям, программам развития и воспитания.

В нашем образовательном учреждении создана развивающая, воспитывающая среда, понятная детям по содержанию и визуально адекватна возможностям их зрительного поля. Воспитатели умело «открывают» для детей созданную ими предметную среду в группах, «дарят» её в процессе развивающего общения с детьми, что помогает воспитанникам познавать, систематизировать окружающий мир, овладевать генетическими задачами возраста. Вот здесь самое время сказать о месте педагога в развивающей и воспитывающей среде. Он - автор, он - компонент. Автор потому, что, зная особенности развития и воспитания каждого ребенка, творит, проектирует и создаёт среду; компонент потому, что определяет своё место в ней относительно каждого ребенка.Мы поставили цель: в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво!

Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние детей. При окраске помещений мы учитываем то, что светлые и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры отдали предпочтение светло-зеленому, светло-желтому, светло-голубому тонам. Чтобы утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение,используем яркие насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: шторы, ковровые покрытия, картины, игрушки и т. д. Каждая группа в детском саду имеет свой стиль в оформлении и современный дизайн.При оформлении групп учитывалось:

1. педагогическая целесообразность;

2. эстетичность;

3. новизна;

4. многофункциональность;

5. цветовая гамма;

6. доступность детского восприятия;

7. возрастные периоды;

8. психофизическое здоровье детей;

9. безопасность.

Оформление не только украшает группу, создает комфорт и уют воспитанникам, но способствует воспитанию и развитию центральной нервной системы малыша. Мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребенка. Насыщенный впечатлениями мир (предметно-развивающая среда) вызывает у малыша эмоциональный отклик, активизирующий зрение и слух, тактильную чувствительность, т. е. все виды восприятия.

Самых маленьких детей по приходу в детский сад, начиная с приемной комнаты, окружают сюжеты из сказок. Красочность, яркость оформления отвлекает малышей в момент расставания с мамами, знакомит с героями сказки,способствует умению:

• поделиться информацией (зайчику тяжело нести короб, так как в коробе много моркови, капусты.);

• сопровождать речью, имитацией движениями игровые, бытовые действия;

развивать речь как средство общения («Серый волчок, ты зачем хотел съесть колобка?» - грозят пальчиком).

Крупные, объемные фигуры героев сказки изготовлены из поролона, обшиты тканью.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Младшая группа оформлена в сюжете сказки «Теремок» - повод вспомнить знакомый сюжет сказки. Герои сказки изготовлены из папье-маше, природного и бросового материалов, обшиты тканью.

Средняя группа оформлена в стиле русской избы, что даёт начало сюжетно-ролевой игры в «Дом», возможность формирования в игре произвольного поведения, качеств личности.

Обстановка знакомит воспитанников с русскими обычаями.

Подготовительная к школе группа:актуальность темы безопасности жизнедеятельности детей заставила коллег продумать рациональное использование имеющейся площади в групповых помещениях:

- панораму улицы города (выполненной цветной самоклеящейся пленкой) расположили в приёмной с целью приобщения родителей к решению данного вопроса, предоставления детям возможности продемонстрировать мамам и папам полученные в детском саду знания.

- двери использовали для наклеивания номеров экстренных вызовов, что даёт воспитателю без особой подготовки организовать дидактические игры «Угадай, куда я позвонила?», «Какой № телефона я закрыла» и др.

Значительную роль в развитии ребенка-дошкольника играет искусство. Изделия народного прикладного творчества с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей. Цель применения древесины, соломки в архитектурно-художественном облике интерьера детского учреждения - ни у кого не вызывает сомнения в лёгкости, прочности, теплоте живого материала.

Уголок природы доступен детям в каждой возрастной группе так, что они могут наблюдать жизнь растений, ухаживать за ними. Важно изящно и грамотно оформить эти уголки. Озеленение имеет «конструктивную основу»: например, небольшой спил дерева (в подготовительной группе) или декоративная ветка, изгибы которой дают опору вьющимся растениям.

Цветы и растения сгруппированы в живописные композиции на специальных подставках. Интерьер украшают работы детей из природного материала, со вкусом оформленные. Оригинальный природный уголок (замысловатый корень) с сидящими на нем птицами, обитателями родного края, скворечниками, кормушками в зависимости от времени года очаровывают воспитанников, вызывают удивление, множество вопросов.

Предметно - развивающая среда, созданная в детском саду с учетом организации детской деятельности,обеспечивает:

• формирование художественно-эстетических представлений;

• интеграцию содержания, поступающей из разных источников среды;

• снятие конфликтности в общении детей друг с другом;

• возникновение интереса к детскому саду;

• желание быть в детском сообществе.

Никогда ребенок не будет творчески развиваться, если рядом не будет творческого педагога. Творческий педагог, постоянно повышающий своё мастерство, владеющий комплексом знаний о влиянии среды детства способен передать и сформировать в ребенке зачатки творчества.

Здесь замечательным средством для нас является театральная деятельность! И тогда не только театр приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Иными словами, речь идет об "образовании культурой".

Дети и взрослые - слушаем, разыгрываем, сочиняем сказки, усваивая и развивая грамматически правильную речь.

Использование предметно-пространственной развивающей среды в условиях интегрированного воздействия разных видов искусств (музыки, живописи, художественной литературы, театра) способствует всестороннему развитию творческих способностей ребенка, формированию базовых культурно-эстетических качеств личности, что обеспечивает художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Таким образом, создание предметной среды зависит от:

• умения педагога общаться с ребенком, его педагогического мастерства;

созданных ситуаций;

• творческих заданий;

средств, способов, стимулирующих общее и социокультурное, художественно-эстетическое развитие дошкольника, его творческое мышление, самостоятельность.

Публикации по теме:

Анализ предметно–пространственной развивающей среды ДОУ Анализ предметно –пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 23 сентября 2021 в 14:16
+242Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День игры-ходилки на МААМ

Несмотря на бурное развитие технологий, классические игры-ходилки по-прежнему прочно занимают свою нишу среди детских развлечений. Благодаря своим простым правилам и занимательному игровому процессу, они...

26 октября. День родословной культуры

С древности многие народы хранят традицию помнить свою родословную до седьмого поколения. Праздник «День родословной культуры» — это хороший повод поговорить с детьми о семейных ценностях и вместе...


Горячие темочки