Татьяна Максименко
Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим в силу с 1 января 2014г ФГОС ДО от 14.11.2013г [2], говорится о «…создании социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды».
ФГОС ДО. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ (РППС) :
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала…
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ» размещена в разделах
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда… должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
КОМПОНЕНТЫ РППС.
СОЦИАЛЬНЫЙ.
Основными критериями этого компонента являются:
- хорошее, весёлое настроение;
- уважение к воспитателю как руководителю процесса;
- дружеская атмосфера, которая способствует совместной
- деятельности детей и поощряет сотрудничество;
- задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ.
Среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ.
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.
ФУНКЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ :
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
У ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса; среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ. ДВА СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ РППС :
Первый способ: Разделение пространства на три полифункциональных части-зоны: зона для спокойной деятельности; зоны для деятельности с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.); рабочей зоны.
Второй способ: Формирование центров активности.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЙ СРЕДА ДОЛЖНА :
-иметь привлекательный вид;
-выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
-снимать утомляемость;
-положительно влиять на эмоциональное состояние;
-помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
-давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью;
-ориентироваться на «зону ближайшего развития»;
-содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также
для деятельности со сверстниками;
-содержать предметы и материалы предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в
совместной деятельности с педагогом;
-содержать совсем незнакомые предметы и материалы;
- обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности;
иметь характер открытой, незамкнутой системы;
соблюдать принцип интеграции образовательных областей;
- учитывать возрастные возможности и психологические особенности детей, на которую нацелена данная среда;
- решать программные образовательные задачи не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов;
- учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Шкала ECERS-R для комплексной системы оценки качества образования.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия:
1. критериям качества государственного образования – Федеральным государственным образовательным стандартам;
2. … и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Шкала ECERS-R может использоваться для оценки качества работы ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. Этот инструмент позволяет преодолеть широко распространённый и привычный взгляд на процесс реализации ФГОС ДО.
Цель воспитателя: сконструировать в группе многоуровневую и многофункциональную предметно – пространственную развивающую среду, для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника, учитывая его возрастные особенности, возможности и интересы.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель сам может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень влияния на детей:
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум», при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
ППРС в группах по ФГОС ДО должна «поддерживать» Основную образовательную программу ДО ДОУ.