Мальцева Светлана
Создание условий для формирования танцевальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания.
Музыкально- ритмическая деятельность – это активный процесс овладения общими музыкально-ритмическими умениями и навыками. Она способствует формированию личности ребёнка, его познавательной сферы, развитию музыкальных способностей.
Под способностями к музыкально-ритмическим движениям мы понимаем следующий комплекс свойств личности:
• способность эмоционально откликаться на музыку;
Публикация «Создание условий для формирования танцевальных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
• способность слышать и различать средства музыкальной выразительности (тембровые, ритмические, темповые, динамические) и адекватно отображать их в движениях);
• способность к верной координации движений под музыку;
• способность творчески самовыражаться в движениях под музыку.
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходи-мость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания, а именно:
Обучение, при котором у ребенка формируются знания и умения.
Комплексное и системное использование методов музыкально-ритмического воспитания детей.
Различные формы работы с детьми.
Правильный подбор музыкального репертуара.
Создание непринуждённой обстановки на занятии.
Индивидуальный подход в обучении детей.
Организация предметно-развивающей среды.
Взаимодействие с педагогами.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Ведущим условием развития у дошкольников музыкально-ритмических навыков является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности и овладение языком танцевальных движений.
Для этого я широко использую музыкально - ритмические упражнения, этюды для воспитания у детей чувства ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений. Музыка помогает детям закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это постепенно воспитывает и развивает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая всё новыми и всё более сложными музыкальными движениями, дети стремятся выполнять их эмоционально и выразительно под музыку.
Эффективность работы с детьми в данном направлении безусловно, зависит от систематичности занятий и конечно, от правильно подобранных методов работы с детьми.
В процессе обучения детей двигательным упражнениям, танцевальных движениям, пляскам использую разные методы:
• Наглядно-слуховой метод (выразительное исполнение музыки педагогом и отдельных его частей) - который используется мной при ознакомлении детей с муз. произведением, с помощью которого в дальнейшем строятся музыкально- ритмические композиции.
• Наглядно-зрительный, двигательный метод (показ игр, плясок, отдельных их элементов, ритмических упражнений) - данный метод я применяю при показе ритмических упражнений, игр, плясок, танцевальных элементов, сюжетно-образных движениях.
• Словесный метод (беседа о характере музыки, образный рассказ о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминание о правильности и образности движений) - этот метод очень важен для меня, потому что без чёткого объяснения нельзя добиться положительного результата. Поэтому он используется мной в танцах, муз. играх, при пояснении в ходе выполнения движений, многократном повторении и при знакомстве с новым материалом.
• Практический метод - предполагает многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения, поэтому используется мной при выполнении двигательного упражнения и при последовательном разучивании материала.
• Импровизационный метод – данный метод помогает детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе. Поэтому широко использую его при выполнении образных движений, этюдов, инсценировании песен, импровизации плясок.
• Метод наглядного моделирования – предполагает использование на занятиях наглядно-дидактического пособия, схем-карточек с движениями. Использование данного метода помогает детям осмыслить форму танца, запомнить последовательность движений, способствует развитию танцевального творчества. В своей практике я применяю его при обучении танцевальным движениям, при разучивании танца, для развития танцевального творчества детей
Данные методы позволяют мне познакомить детей с произведением, расширить их кругозор, повысить их познавательную и двигательную активность, а также добиться более выразительного исполнения постановки.
Процесс формирования танцевальных способностей зависит и от форм работы с детьми.
Свою работу с детьми строю в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Для того чтобы сформировать умение детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая муз. образ, необходимо активизировать двигательную активность детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на прогулке в тёплый период)
Одной из интересных и увлекательных форм работы с детьми -является проведение праздников и развлечений. На них дети испытывают радость собственного творчества, самовыражения, исполняя танцевальные композиции, выученные на занятиях.
От правильного подбора музыкального репертуара во многом зависит формирование у детей музыкальных способностей и тех умений и навыков, которые дают возможность эмоционально воспринимать музыку и свободно двигаться под неё. Поэтому репертуар я подбираю так, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру, чтобы они отвечали требованиям высокой художественности, воспитывали вкус ребенка: это- музыка отечественных и современных композиторов, плясовые, современные детские песни, плавные танцевальные мелодии.
Для успешного обучения детей музыкально- ритмическим движениям необходимо создавать непринуждённую обстановку, обеспечивать психологический комфорт каждому ребёнку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение. Танцуя вместе с детьми, а это всегда активизирует деятельность детей, вовлекаю их в общий ритм движений, дети преодолевают барьер стеснения, неловкости и быстрее запоминают танец.
Каждый ребёнок- это личность и вся работа с ним строится с учётом его индивидуальности. Планируя занятия, я обязательно учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности. Образовательную деятельность провожу в доброжелательной обстановке, проявляя искренний и чуткий интерес к любым малейшим находкам, успехам воспитанников и осторожность и мягкость в исправлении ошибок.
Немаловажным условием для формирования танцевальных способностей - является создание предметно-развивающей пространственной среды. Универсальный зал нашего ДОУ оборудован зеркалами и современными техническими средствами обучения это: музыкальный инструмент, муз. центр или магнитофон, мультимедийное оборудование, фонотека – включающая классическую, народную и современную музыку, а также детские песни к танцам.
Использование разнообразных наглядных и дидактических пособий, атрибутов способствует повышению интереса и активизации детей на занятии. Несомненно, важное условие эффективности образовательного процесса в области развития танцевальных способностей дошкольников - согласованность действий всего пед. коллектива. Хочу выделить следующие формы работы :
Проведение консультаций.
Семинар-практикум по развитию танцевальных движений.
Индивидуальная работа с начинающими воспитателями.
Для того чтобы работа с детьми была более успешной, стараюсь привлечь родителей к проблеме музыкального воспитания, в частности, развития у детей музыкально- ритмических способностей. Для этого я использую такие формы работы как : индивидуальные беседы, консультации, печатные издания, принимаю участие в родительских собраниях, где представляю опыт работы по муз-ритмическим движениям, привлекаю родителей к изготовлению костюмов и атрибутов для занятий и утренников.
Таким образом, наличие вышеперечисленных условий является залогом успешной работы педагога, нацеленной на достижение ожидаемых результатов в развитии детей и их способностей.