Папки-передвижки

Создание адаптивной коррекционно-образовательной среды в ДОО в соответствии с ФГОС 

Ковальчук Людмила
Создание адаптивной коррекционно-образовательной среды в ДОО в соответствии с ФГОС 

В повседневной практике педагог сам выбирает формы, методы, приёмы обучения и воспитания в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком, учитывая его индивидуальные интересы, потребности и возможности.

Сейчас мы все чаще слышим про детей с ограниченными возможностями здоровья. Что же это за дети?

«Дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Публикация «Создание адаптивной коррекционно-образовательной среды в ДОО в соответствии с ФГОС » размещена в разделах

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права таких детей на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Все большее распространение получает практика инклюзивного образования, которая изменяет образовательные условия и образовательную среду в учреждениях общего образования так, чтобы любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья смог обучаться вместе с другими детьми, организует безбарьерную среду их жизнедеятельности.

Развитие таких детей, ведёт к своеобразию в развитии их речи, а также к отклонениям в развитии их познавательной деятельности. Всё это требует создания специальных условий работы с детьми данной категории. Одним из таких условий является создание коррекционно-развивающей среды, которая обеспечит не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направленное на развитие личности ребенка.

Цели создания коррекционно-образовательной среды.

Обеспечение условий для оптимального развития детей, в том числе с ОВЗ. Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витильных (функции жизнеобеспечения, социальных, духовных. Коррекционно-развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи

- Создание коррекционно-развивающей среды в ДОУ для интегрированного обучения и воспитания дошкольников;

- Организация интегративных занятий для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих речевую патологию;

- Организация работы с детьми, имеющими речевые нарушения через индивидуальные занятия;

- Координация педагогической деятельности специалистов ДОУ, построенной на принципах интеграции;

- Повышение педагогической деятельности компетентности родителей в овладении приёмами и способами коррекционно-развивающей работы с детьми.

Функции коррекционно-развивающей среды.

Создавая коррекционно-развивающую среду необходимо помнить, что она должна выполнять следующие функции:

Коррекционно-компенсирующую направленность;

Социально-адаптирующую направленность;

Деятельный подход;

Дифференцирующий и индивидуальный подход.

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Компоненты коррекционно-образовательной среды в ДОУ.

- Предметно-пространственная среда, обеспечивающая решение развивающих и коррекционных задач.

- Организация психолого-медико-педагогической помощи детям в ходе образовательного процесса.

- Система взаимодействия педагогов, родителей, детей, направленных на компенсацию имеющихся отклонений в развитии и нормальное социально-личностное развитие ребёнка.

- Дидактические пособия, обеспечивающие наглядность, индивидуализацию, решение коррекционных задач.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Кроме выше перечисленных моментов в построении коррекционно-развивающей среды следует учитывать психолого-педагогические аспекты:

• Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками;

• Развитие ребенка в коррекционно-развивающей среде должно способствовать формированию и развитию физических функций, сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта и т. д. ;

Коррекционно-развивающая среда должна научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность;

Коррекционно-развивающая среда должна выполнить образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную и коррекционную функции.

Более подробно рассмотрим на примере создания коррекционно-развивающей среды как средства подготовки детей с ОВЗ к успешному обучению в школе.

Содержание коррекционно-развивающей среды направлено на достижение целей, способствующих формированию правильной речи как полноценного средства общения, необходимого для общего развития ребенка.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, используются такие формы работы, как:

• Специально организованные занятия.

• Совместная деятельность педагога с детьми.

• Самостоятельная детская деятельность.

Разработанная система работы предполагает решение следующих задач:

• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей;

• Совершенствование грамматического строя речи;

• Формирование и развитие связной речи;

• Усвоение навыков правильного дыхания, артикуляции, произношения звуков;

• Обучение грамоте;

• Развитие общей и мелкой моторики;

• Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения.

Организуя коррекционно-развивающую среду, необходимо руководствоваться следующими принципами:

- доступность (материал для самостоятельных игр детей расположен в доступных местах; коррекционно-учебный материал располагается на стеллажах);

- системность (весь материал систематизирован по темам);

- здоровьесбережение (имеются пособия для развития движений органов артикуляционного аппарата, для развития правильного дыхания, а также для развития пальцевой моторики);

- мобильность (дидактические пособия, планшеты легко снимаются и переносятся во время учебной деятельности);

- вариативность (наглядно-методический материал и пособия многовариативны);

- эстетичность (наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных материалов, легко обрабатываемых).

Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а также обеспечивают становление значимых для возраста личностных качеств.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовывать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой «особый» ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.

Публикации по теме:

Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) У наших родителей золотые руки! Нашим родителям не до скуки: В цветнике красоту наводили, Красивые цветы посадили. Прохожих работой своей.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС во второй младшей группе Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС во 2 младшей группе МБДОУ д/с №31 г. о. Кинешма. Воспитатель:.

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС В оформлении своей группы я основывалась на интеграци и содержания и видов деятельности в группе, брала направлении я в соответствии с ФГОС.

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание адаптивной коррекционно-образовательной среды в ДОО в соответствии с ФГОС 
Опубликовано: 4 сентября 2022 в 20:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД