Ахметшина Илсия Ралифовна
Специфика работы с детьми школьного возраста в условиях детских домов
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на Республиканской дискуссионной площадке «Преемственность в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»
«Специфика работы с детьми школьного возраста в условиях детских домов»
Выступила: Ахметшина И. Р. воспитатель ГБУ РБ Центр содействия
семейному воспитанию «РостОк»
Публикация «Специфика работы с детьми школьного возраста в условиях детских домов» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2021
В нашем Центре «РостОк» организовано тесное сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних, которое помогает организовывать экскурсии в учреждения правоохранительной системы. Они оказывают большое психологическое влияние на детей и помогают уберечь их от совершения правонарушений.
В работе с детьми «группы риска» использую технологию психолого-педагогического сопровождения. Она включает в себя сбор информации. На основании психолого-педагогической диагностики разрабатываются рекомендации для подростков.
Работая по программе с детьми «группы риска» огромное внимание уделяется коррекции асоциального поведения. Имеются в виду трудности самих детей и то, как эти трудности преодолеть. Прежде всего, необходима помощь таким детям в учебе. Поскольку именно от того, как подросток относится к учебе, берут начало все его остальные беды. Для этой категории воспитанников характерно бесцельное времяпровождение. Их досуг-это пассивное получение удовольствия, от слушания музыки, просмотра телепередач, игр в телефоне, хождения по улице. Духовная пассивность, наклонность получать удовольствие с минимальными интеллектуальными затратами является хорошей почвой для развития всяческих отклонений, т. е. организация досуга подростка - чрезвычайно важное дело и лучшее средство профилактики отклоняющегося поведения. При коррекции асоциального поведения подростка «группы риска» мы стараемся применить принципы личностно-ориентированного воспитания. Индивидуальный подход к каждому ребенку очень важен. Индивидуальный подход позволяет выбирать и осуществлять такие воспитательные мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только данной ситуации, но и особенности личности воспитанника, состояния в котором он в данное время находится.
Что же является главным в работе с трудными подростками? Это, во-первых, теплое, сердечное, доброжелательное отношение взрослых. Во-вторых, умение выявить то, хорошее, что имеется в личности каждого подростка и развивать его положительные качества в процессе воспитания. Без педагогического оптимизма, без опоры на положительный фонд личности, успеха в коррекционной работе успеха не достичь. В – третьих, открытое и постоянное доверие в нравственные силы трудных подростков.
Совместная работа и сотрудничество учреждений разной направленности, является эффективной, мы привлекаем к сотрудничеству различные спортивные детско-юношеские, культурно-оздоровительные учреждения, учреждения дополнительного образования, для того, чтобы создать возможность общения подростка нашего Центра с другими детьми. Наши ребята посещают МОБУ СОШ д. Шабаево и учреждения дополнительного образования совместно с деревенскими детьми. Вместе участвуют в организации и проведении праздников, соревновании. Организация совместных мероприятий ребят «группы риска» с воспитанниками, имеющих стойкие морально-нравственные принципы, активную жизненную позицию, будет способствовать их интеграции в среду социально благополучных сверстников и становится важным фактором для пересмотра ими собственного поведения и отношения к жизни.
Ребята участвуют в различных мероприятиях, мастер-классах, соревнованиях, дружеских встречах, для того, чтобы работа не носила формальный характер, проводятся индивидуальные и групповые беседы с подростками, анализируются происходящие события в группе, в школе, дается оценка и действиям ребят, с точки зрения принятых общественных норм, учатся адекватно реагировать на замечания и поступки окружающих.
При проведении мероприятий, коррекционных занятий использую игровые, информационные, цифровые технологии. В рамках программы по работе с детьми «группы риска» использую различные формы и методы. Это индивидуальные беседы, беседы по душам, часы и уроки здоровья, тренинги, акции, классные часы, уроки профилактики с врачом, диспуты, библиотечные часы, видео уроки по проблемам трудных подростков, специальные занятия на правовые темы.
Огромное внимание уделяю развитию способностей у воспитанников успешно трудиться в коллективе. Воспитанники совместно с сотрудниками выполняют сезонные работы по благоустройству территории (побелка деревьев, посадка, прополка цветов, посильная помощь в работе по ремонту помещений интерната). Таким образом, еще находясь в стенах Центра, воспитанники приобретают социальный опыт и включаются в посильную трудовую деятельность, формируются навыки и умения трудиться.
В последнее время активизировалась работа членов Совета старшеклассников. Ребята приглашают для беседы нарушителей дисциплины и пытаются решить возникшую проблему. В школе работает Совет профилактики, комиссия по урегулированию конфликтов.
Для развития личностных качеств, расширения кругозора, социализации, активизируется общественная деятельность. С воспитанниками регулярно посещаем музеи, библиотеки, кинотеатры. Начали работать по программе «Финансовая грамотность». Учимся распределять финансы и не попадаться на уловки мошенников.
Работу с подростками строили по следующим тенденциям от воспитанника к его личности, от воспитания к самовоспитанию, от педагогического экстремизма к толерантности. Это дает положительный результат в работе с трудными детьми.