Папки-передвижки

Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста

Юлия Савенкова
Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Я хотела бы начать со слов Тихеевой Елизаветы Ивановны

«Развитие речи языка должно лежать в основе всей

системы воспитания в детском саду»

Публикация «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произнесении тех слов, которые они знают. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его воспитанников. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Речь воспитателя должна быть:

1) грамматически правильно построенной, связной;

2) с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

3) выдержана в определенном темпе, громкости;

4) интонационно выразительной;

5) доступной для понимания;

6) с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Развитие связной речи : решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др., пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т. д.

Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Виды монологической речи :

Пересказ

Рассказывание об игрушке

Рассказывание по картине

Рассказывание детей из личного опыта

Творческие рассказы

1. Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения.

В средней группе, проводятся специально организованная НОД по пересказыванию. На самых первой НОД детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, самостоятельность и активность. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

В подготовительной к школе группе на НОД по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Требования к литературному тексту для пересказа:

доступное, понятное детям содержание;

разнообразие жанров;

четкая композиция;

простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;

небольшой объем.

Структура НОД по пересказу

Вводная часть, педагог настраивает детей на восприятие художественного произведения

Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе

Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ

Подготовительная беседа, разбор произведения по содержанию и форме прочитанного текста

Повторность чтения литературного текста

Пауза для подготовки детей к ответам

Пересказ произведения детьми

2. В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. НОД с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться.

Младший дошкольный возраст – НОД проходит в живой эмоциональной форме. Предпочтительнее игрушки разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. Описание игрушки начинается с продуманных вопросов. Рассказ воспитателя является образцом. Используются игры: «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Что пропало». Малышам необходимы поощрения за правильный ответ (ленточки, картинки, флажки). Используйте прием совместного рассказывания: это - котенок, он какого цвета, рыжий, пушистый, у него…

В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. Усиливается опора на активизацию словаря: задает больше вопросов о внешнем виде, качестве игрушки, действий с ней. Детей подводят к сравнению и описанию предметов игрушек по схеме:

- название предмета,

- его признаки, качества, действия с ним,

- отношение ребенка к предмету.

На данном возрастном этапе широко используется рассказ-образец воспитателя.

В старшей группе НОД по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или по набору игрушек. На занятиях по сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку. Особое внимание уделяется анализу рассказов. Первым оценку дает воспитатель, затем дети. Универсальный прием – слова «Молодец! Умница! У тебя отлично получается!». Это способствует появлению уверенности в своих силах, формирует самооценку.

В подготовительной группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они выберут, намечают общую линию сюжета, а затем идет импровизация.

Требования к игрушкам

1) Игрушки должны быть яркими, образными, с яркой индивидуальностью (утёнок смешной, неуклюжий).

В старшей группе игрушки должны быть сложными. Например: телефон, машинка с открывающимися частями, холодильник, газовая плита.

2) Игрушки должны быть достаточной величины, чтобы всем детям были видны все части (высотой не менее 10 см.).

Структура НОД:

1. Вводная.

2. Показ игрушки (вспоминаем старое, придумываем новое).

3. Вопросы к детям.

4. Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.

5. Указания детям.

6. Составление рассказов детьми.

7. Сюрпризные моменты, другая игрушка (или другая часть) или педагог, или родитель.

8. Оценка самим педагогом: удалось с детьми, не удалось у детей, в чем трудность, в чем успешность?

9. Анализ (дальнейшее планирование по исправлению трудностей и перехода к успешности по обучению рассказыванию по игрушке).

3. Особый интерес вызывает обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин, так как их подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Задачи

Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.

Подвести детей к составлению небольшого повествования.

Учить детей правильно понимать содержание картины.

Учить составлять связный рассказ.

Развивать внимание, память, мышление.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Активизировать и расширять словарный запас

Структура НОД

1. Вводная часть – 3-5 мин. (загадка, предложение и др.).

2. Показ картины, вспоминаем ее, рассказывая, задаем вопросы с целью напомнить содержание картины (4-5 вопросов).

3. Указания педагога, например, слушайте, ты это говорил, скажи новое.

4. Составление рассказа детьми (образец рассказа или план дать детям или вместе составить, повторение плана детьми).

5. Оценка детских рассказов педагогом или детьми вопросами: понятен ли рассказ? О чем узнали? Что поняли?

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная с младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

В младшей группе дети перечисляют объекты, называют их свойства и действия. На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от этого простого перечисления предметов к связным высказываниям (учить отвечать на вопросы педагога). Первые картины – это картины, изображающие отдельные объекты, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей.

В средней группе – учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам. Рассказывание проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводить детей к самостоятельному рассказыванию.

В старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно составляется рассказ по картине. Предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Воспитатель руководит деятельностью детей, анализирует рассказы. Широко используются серии сюжетных картин. Составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, второй описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия.

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

4. Рассказ – самостоятельно составленное развёрнутое изложение какого-либо факта или события.

Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребёнок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ, он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию

Виды рассказов

1). Рассказывание по восприятию – это рассказывание с использованием игрушек и предметов, рассказывание по картине (вторая младшая группа и средняя группа)

2). Рассказывание по памяти – это рассказывание на темы из коллективного опыта и на темы из индивидуального опыта (со старшей группы).

3). Рассказывание по воображению (творческие рассказы) – это придумывание рассказов об игрушке, придумывание рассказа по картине.

Приёмы обучения рассказыванию

1. Составление рассказа по частям – этот приём облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объём заданий, удаётся спросить большее количество детей. По частям описываются картины, где легко выделить какие-то объекты и не разрушить при этом общего замысла.

2. При обучении некоторым видам рассказывания используется такой приём, как окончание детьми рассказа, начатого воспитателем (по предложенному плану, а затем и без него).

Развитию у детей фантазии способствует подсказ вариантов (сюжета, обстоятельств действия, если ответы детей бедны).

3. Приём – оценка применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, и избегали того, что он осудил. Иногда к разбору рассказа товарища привлекают детей (этот приём используется в подготовительной группе).

5. Творческое рассказывание детей - «вид деятельности, который захватывает личность ребё нка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций».

Тематика творческих рассказов детей должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни; должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступна их пониманию и интересна; должна быть с конкретным содержанием (на начальном этапе) («Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой» и т. д.); далее задача усложняется, дети могут придумать рассказ на отвлечённую тему («Про веселый случай», «Про страшный случай» и т. д.).

Методические приёмы по обучению детей творческому рассказыванию:

Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.

Придумывание детьми продолжения авторского текста.

Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание сказок.

Существуют различные варианты творческого рассказывания:

Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, а основные события придумывают дети.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. Требуется уже большая самостоятельность, т. к. план помечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание.

4). Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Это самый сложный вид рассказывания.

В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

Итак, уважаемые педагоги, проблема речевого развития и воспитания дошкольников в сфере новых требований в системе дошкольного образования достаточно актуальна на сегодняшний день, что и определило тему нашей деловой игры.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 14:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД