Шилина Ольга Ивановна
Структурные компоненты базовой культуры ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Структурные компоненты
базовой культуры ребенка-дошкольника___
Культура стала основой жизнедеятельности цивилизованного человека, способом восприятия себя и действительности через призму общечеловеческих ценностей. Она духовна по сути. А вот как она формируется и насколько необходима человеку – об этом мы задумываемся все реже и реже. Мы забываем о главном – духовность немыслима, прежде всего, без внутренней культуры человека, которая закладывается с самого рождения и усваивается на протяжении всей жизни. А дошкольный возраст – благодатный период для закладывания семян нравственности, духовности, общих основ культуры.
Публикация «Структурные компоненты базовой культуры ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Необходимость возрастания духовного фактора в становлении личности выдвигает эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Все чаще говорится о необходимости формирования и развития личности через культуру, о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности отечественной и мировой культуры.
Принимая во внимание исследования Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, Е. Б. Горловой, Л. С. Колмогоровой, О. П. Радыновой, Р. М. Чумичевой, Н. Е. Щурковой и других, мы приходим к выводу, что содержанием педагогических и социально психологических образований в структуре личности ребенка являются следующие компоненты культуры :
- коммуникативный,
- физический,
- игровой,
- познавательный,
- нравственный,
- трудовой,
- экологический,
- ценностно-ориентированный,
- художественно-эстетический,
- психологический,
- исторический,
- досуговый,
- информационный,
- а также компонент «Я - сам».
Художественная культура является способом духовно-практического познания мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности: освоение произведений искусства, собственное участие в том или ином виде художественной деятельности, создание «своих» произведений искусства, мини - музеев, выставок, экспозиций, сохранение (защита, восстановление) художественных ценностей, накопление и распространение художественных и музейных знаний. Художественное образование и воспитание средствами искусства, музейной педагогики – неотъемлемая часть любого полноценного образования.
По мнению А. А. Леонтьева, искусство – это то, что обеспечивает цельность и гармоническое развитие личности. Называя искусство «школой восприятия, воображения и чувств», известный психолог Б. М. Теплов отмечал, что, воспитывая в человеке умение «видеть» и «слышать», искусство создает предпосылки для расширения и углубления познания мира. Помимо этого, отмечал психолог, искусство широко охватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, но мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому-то художественно-эстетическое воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности.
Неотъемлемая часть культуры – народное искусство.
Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения русского и хакасского народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Как справедливо утверждает Т. С. Комарова, народное искусство как первооснова профессионального искусства способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к природе.
Одним из главных показателей становления личности будущего школьника является сформированность основ художественной культуры, которые включают в себя две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности. Данные компоненты интегрируются в определенные качества личности, и от уровня культурного развития личности зависят:
• оперирование знаниями и умениями в области искусства;
• ценностные представления об искусстве в целом и его отдельных видах;
• умение делать эстетические суждения и оценки на основе развитой монологической речи с богатым словарным запасом;
• владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой;
• соформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности; желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;
• владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность).
В процессе формирования базовой культуры личности дошкольника рождаются и развиваются такие составляющие личности ребенка, как воображение и основанное на нем художественно-эстетическое творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать.
Ценности выступают как система координат, которая необходима, чтобы оценить себя, других, выразить свое отношение, сделать выбор. Система ценностей изменяется в течение жизни и зависит от возраста, интересов, мировоззрения. У ребенка же – зависит от этнической и религиозной принадлежности семьи, профессии родителей, традиций и обычаев, эстетических, нравственных и познавательных потребностей близких людей. Ценностный компонент составляет ядро структуры личности и характеризует ценностную направленность, которая является основой общей культуры.
Патриотическая направленность, являясь не только нравственной категорией, но и социально-нравственной, представляет собой разновидность общей культуры личности и отражает потребности, мотивы, интересы, установки, цели, идеалы, эмоции и ценности человека, связанные с гражданско-патриотической культурой; выступает активной движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к культурному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации, само актуализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству.
Структура нравственно-патриотической образовательной среды включает: предметно-развивающую среду, освоение содержания дошкольного образования, взаимодействие участников педагогического процесса.
Принципы построения образовательной нравственно-патриотической среды:
- принцип активности – включение всех объектов воспитательно-образовательного процесса в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно действовать в ней.
- принцип системности – совокупности нравственно-патриотических условий.
- принцип гуманизации – ценностная ориентация образовательной среды на развитие нравственно-патриотических качеств.
- принцип интегративности всех педагогических процессов – обучение и воспитание, развитие и саморазвитие индивидуального и совместного пространства деятельности ребенка.
- принцип открытости – взаимодействие и связь с природой, введение элементов своей страны и города. Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды.
- принцип творчества и сотворчества – поддержание визуальной связи «взрослый-ребенок»; сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива: дети – родители – сотрудники ДОУ.
- принцип свободы и самостоятельности – позволение ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия и самооценке.
Все вышеперечисленное компоненты базовой культуры ребенка-дошкольника образует структуру идеала ребенка, базовую культуру или базовую личность ребенка-дошкольника, что позволяет ему развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость. Но это возможно только при взаимодействии участников педагогического процесса, включающего в себя: партнёрскую совместную деятельность педагога и ребёнка в течение дня, личностно-ориентированный подход к детям, педагогику сотрудничества, интеграцию педагогического процесса, активизацию родителей в педагогическом процессе детского сада.