Папки-передвижки

«Святочные дни». Познавательно-творческий проект (1 фото)

Галина Александровна Степанова
«Святочные дни». Познавательно-творческий проект

«Святочные дни». Познавательно-творческий проект

Пояснительная записка

Зима – ожидание чуда, самое волшебное, праздничное и сказочное время года. После осенних работа наступала пора отдыха и развлечений. Устраивались посиделки: игры, гуляния, ярмарки. Наступал праздник! Святки! Святки – так называют 12 святых дней с Рождества до Крещения.

Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами – святочными гуляниями, святочными колядованиями, гаданиями под Рождество, Старый Новый год и Крещение Господне. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, народных гуляний.

Публикация «„Святочные дни“, Познавательно-творческий проект» размещена в разделах

Чтобы семья стала крепкой и дружной, ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.

Дети, особенно младшего дошкольного возраста, не знают о традициях русского народа празднования Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и поколений. Так же, как и встарь, они должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться Рождеству и Святкам, учиться петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

Для разрешения проблемы приобщения детей младшего дошкольного возраста к народным традициям, обычаям и развития познавательно-творческих способностей существует необходимость разработки и реализации проекта «Святочные дни».

Цель проекта: способствовать духовному развитию ребенка через получение знаний о Православной вере и ценности русской народной культуры.

Поставленная цель будет достигнута посредством последовательного решения следующих задач:

1. Расширение кругозора, приобретение новых знаний за счет приобщения и погружения в русскую культуру и традиции.

2. Формирование представлений о праздновании зимних святок на Руси.

3. Поддержание интереса к Рождественским праздникам и участию в обряде колядования.

4. Воспитание положительных духовных и нравственных качеств: уважительного отношения к старшим, доброты, отзывчивости, справедливости.

Тип проекта: познавательно-творческий

Срок реализации: краткосрочный (10 дней)

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Механизм реализации проекта:

I этап – подготовительный

Определение цели и задач проектной деятельности.

Тематическое планирование по теме: «Святочные дни»

Подбор художественной литературы по духовно-нравственной тематике: колядки, сказки, стихи, загадки.

Подбор иллюстраций, видео материалов, музыкальных произведений по теме проекта.

Подбор материала для информирования родителей (папка-передвижка, объявление, буклет).

Подбор материалов и пособий для продуктивной и творческой деятельности.

II этап основной (реализация)

План мероприятий по реализации проекта:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Беседа о празднике «Рождество Христово» с просмотром мультфильма Михаила Алдашина с одноименным названием.

- Беседа «Легенда о Рождественской Ёлочке» с просмотром мультфильма Себелевой И. М. (Перспектива, 2009)

- отгадывание загадок

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- восприятие и слушание музыки: русской народной песни «Как на тоненький ледок», звучание церковных колоколов;

- изобразительная деятельность: лепка «Младенец в люльке», рисование «Рождественская ёлочка»;

- ручной художественный труд: аппликация «Ангел»;

- ритмопластика (движения под музыку песни «В лесу родилась ёлочка»);

- знакомство с шумовыми народными музыкальными инструментами;

Образовательная область «Речевое развитие»

- чтение и восприятие художественной литературы: стихотворений о Рождестве (И. Рутенин, «Зима. Рождество», «Рождество» Г. Лонгфелло, А. Фет «Ночь тиха»); рождественских сказок (Сказка про Рождество для детей «Путешествие к звёздам», «Паучки и Рождественская ёлка» в переводе В. Григоряна)

- разучивание колядок, частушек;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Образовательная область «Физическое развитие»

- подвижная игра «Валенки-скороходы», хороводная игра с речевым сопровождением «Топ-топ», малоподвижная игра с речевым сопровождением «Баба Яга».

Взаимодействие с родителями:

- консультация «Приобщаем детей к народным традициям»

- организация выставки «Ангел небесный»

III этап заключительный

- совместный досуг (развлечение) с участием детей и родителей «К нам на Святки пришли колядки».

- размещение фотоотчета о реализации проекта на сайте МАДОУ.

Предполагаемые результаты:

- устойчивый интерес к изучению истории и традиций культуры русского народа, повышение уровня познавательной активности;

- использование детьми в активной речи потешек-колядок, стихов, активизация словарного запаса.

- приобщение родителей к использованию традиций русской народной культуры в семейном воспитании детей.

- пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности.

- упрочение связей «детский сад-родитель», «ребенок-родитель», укрепление партнерских взаимоотношений и повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Используемая литература

1. Веракса Н. Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2011

2. Деркунская В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольника в

игре. – Москва, «Педагогическое общество России», 2009

3. Пушкина С. И. «Мы играем и поем» инсценировки русских народных

игр, песен, хороводов. – М. : Школьная пресса, 2001

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Валенки-скороходы»

Приглашаются 2 команды игроков. Они выстраиваются в колонну друг за другом. У стартовой черты стоят валенки. По сигналу ведущего первые игроки надевают валенки, бегут к стульчикам, обегают их, возвращаются к команде, снимают валенки, передают эстафету следующим игрокам. Побеждает та команда, которая первой закончит эстафету.

Хороводная игра «Топ-топ»

Дети встают парами по кругу: первый – «лошадка», второй – «ездок». Произнося слова, пары выполняют движения:

-Топ-топ – на конях, скрип-скрип – на санях (делают 2 притопа и бегут по кругу).

-Едем к бабушке – на оладушки.

-Будет, будет нам пирог (лепят пирожки)

-Блин с подмазочкой (намазывают блин)

-Будет, будет вечерок с доброй сказочкой (носок, пятка, 3 притопа – 2 раза).

Игра повторяется в другую сторону. Игроки меняются ролями.

Игра «Баба Яга»

Дети встают в круг. В центре – водящий: Баба Яга. В руках у нее по-мело. Под текст дразнилки дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей – «заколдовать»: как коснется ребенка – он застывает в любой позе.

Бабка Ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит:

- У меня живот болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку –

Испугала зайку.

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Осенний мир» Краткая аннотация проекта:Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым).

Познавательно-творческий проект «Бабочка-красавица» Продолжительность проекта: краткосрочный (13.07.2015-17.07.2015г.) Тип проекта: познавательно – творческий. Образовательная область: «Познание».

Познавательно-творческий проект «Бабочки»Познавательно-творческий проект «Бабочки» Карта проекта. Название: Бабочки Актуальность: В ходе беседы, выяснилось, что знания о бабочках у детей нужно развивать, чтобы ответить.

Познавательно-творческий проект «Косолапые» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Одуванчик» Познавательно - творческий проект «Косолапые».

Познавательно-творческий проект «Мой любимый город»Познавательно-творческий проект «Мой любимый город» Познавательно - творческий проект «Мой любимый город» Место проведения - МДОАУ города Нефтеюганска "Детский сад №26 - "Радость" Участники.

Познавательно-творческий проект «С. Я. Маршак для детей». Авторы-составители: Воспитатели МБДОУ №12 «Сказка»: Новосадова О. А., Тупаева А. А. Кемеровская обл., г. Березовский Вид проекта: познавательный,.

Познавательно — творческий проект «Великая Победа!» Тема: «Великая Победа!» Цель: воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи:.

Познавательно-творческий проект «Великая Победа» Познавательно — творческий проект «Великая Победа!» Тема: «Великая Победа!» Актуальность темы: патриотическое воспитание ребенка – это.

Познавательно-творческий проект «Загадочный космос» Познавательно – творческий проект «Загадочный космос» «Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством,.

Познавательно-творческий проект «Здоровые зубки» Познавательно – творческий проект Разработала: Падранхасова Е. Н. с. Аксарка Характеристика проекта: Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Святочные дни». Познавательно-творческий проект
Опубликовано: 9 января 2016 в 19:10
+90Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД