«Святочные дни». Познавательно-творческий проект

Галина Александровна Степанова
«Святочные дни». Познавательно-творческий проект

«Святочные дни». Познавательно-творческий проект

Пояснительная записка

Зима – ожидание чуда, самое волшебное, праздничное и сказочное время года. После осенних работа наступала пора отдыха и развлечений. Устраивались посиделки: игры, гуляния, ярмарки. Наступал праздник! Святки! Святки – так называют 12 святых дней с Рождества до Крещения.

Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами – святочными гуляниями, святочными колядованиями, гаданиями под Рождество, Старый Новый год и Крещение Господне. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, народных гуляний.

Чтобы семья стала крепкой и дружной, ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.

Дети, особенно младшего дошкольного возраста, не знают о традициях русского народа празднования Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и поколений. Так же, как и встарь, они должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться Рождеству и Святкам, учиться петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

Для разрешения проблемы приобщения детей младшего дошкольного возраста к народным традициям, обычаям и развития познавательно-творческих способностей существует необходимость разработки и реализации проекта «Святочные дни».

Цель проекта: способствовать духовному развитию ребенка через получение знаний о Православной вере и ценности русской народной культуры.

Поставленная цель будет достигнута посредством последовательного решения следующих задач:

1. Расширение кругозора, приобретение новых знаний за счет приобщения и погружения в русскую культуру и традиции.

2. Формирование представлений о праздновании зимних святок на Руси.

3. Поддержание интереса к Рождественским праздникам и участию в обряде колядования.

4. Воспитание положительных духовных и нравственных качеств: уважительного отношения к старшим, доброты, отзывчивости, справедливости.

Тип проекта: познавательно-творческий

Срок реализации: краткосрочный (10 дней)

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Механизм реализации проекта:

I этап – подготовительный

Определение цели и задач проектной деятельности.

Тематическое планирование по теме: «Святочные дни»

Подбор художественной литературы по духовно-нравственной тематике: колядки, сказки, стихи, загадки.

Подбор иллюстраций, видео материалов, музыкальных произведений по теме проекта.

Подбор материала для информирования родителей (папка-передвижка, объявление, буклет).

Подбор материалов и пособий для продуктивной и творческой деятельности.

II этап основной (реализация)

План мероприятий по реализации проекта:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Беседа о празднике «Рождество Христово» с просмотром мультфильма Михаила Алдашина с одноименным названием.

- Беседа «Легенда о Рождественской Ёлочке» с просмотром мультфильма Себелевой И. М. (Перспектива, 2009)

- отгадывание загадок

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- восприятие и слушание музыки: русской народной песни «Как на тоненький ледок», звучание церковных колоколов;

- изобразительная деятельность: лепка «Младенец в люльке», рисование «Рождественская ёлочка»;

- ручной художественный труд: аппликация «Ангел»;

- ритмопластика (движения под музыку песни «В лесу родилась ёлочка»);

- знакомство с шумовыми народными музыкальными инструментами;

Образовательная область «Речевое развитие»

- чтение и восприятие художественной литературы: стихотворений о Рождестве (И. Рутенин, «Зима. Рождество», «Рождество» Г. Лонгфелло, А. Фет «Ночь тиха»); рождественских сказок (Сказка про Рождество для детей «Путешествие к звёздам», «Паучки и Рождественская ёлка» в переводе В. Григоряна)

- разучивание колядок, частушек;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Образовательная область «Физическое развитие»

- подвижная игра «Валенки-скороходы», хороводная игра с речевым сопровождением «Топ-топ», малоподвижная игра с речевым сопровождением «Баба Яга».

Взаимодействие с родителями:

- консультация «Приобщаем детей к народным традициям»

- организация выставки «Ангел небесный»

III этап заключительный

- совместный досуг (развлечение) с участием детей и родителей «К нам на Святки пришли колядки».

- размещение фотоотчета о реализации проекта на сайте МАДОУ.

Предполагаемые результаты:

- устойчивый интерес к изучению истории и традиций культуры русского народа, повышение уровня познавательной активности;

- использование детьми в активной речи потешек-колядок, стихов, активизация словарного запаса.

- приобщение родителей к использованию традиций русской народной культуры в семейном воспитании детей.

- пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности.

- упрочение связей «детский сад-родитель», «ребенок-родитель», укрепление партнерских взаимоотношений и повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Используемая литература

1. Веракса Н. Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2011

2. Деркунская В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольника в

игре. – Москва, «Педагогическое общество России», 2009

3. Пушкина С. И. «Мы играем и поем» инсценировки русских народных

игр, песен, хороводов. – М. : Школьная пресса, 2001

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Валенки-скороходы»

Приглашаются 2 команды игроков. Они выстраиваются в колонну друг за другом. У стартовой черты стоят валенки. По сигналу ведущего первые игроки надевают валенки, бегут к стульчикам, обегают их, возвращаются к команде, снимают валенки, передают эстафету следующим игрокам. Побеждает та команда, которая первой закончит эстафету.

Хороводная игра «Топ-топ»

Дети встают парами по кругу: первый – «лошадка», второй – «ездок». Произнося слова, пары выполняют движения:

-Топ-топ – на конях, скрип-скрип – на санях (делают 2 притопа и бегут по кругу).

-Едем к бабушке – на оладушки.

-Будет, будет нам пирог (лепят пирожки)

-Блин с подмазочкой (намазывают блин)

-Будет, будет вечерок с доброй сказочкой (носок, пятка, 3 притопа – 2 раза).

Игра повторяется в другую сторону. Игроки меняются ролями.

Игра «Баба Яга»

Дети встают в круг. В центре – водящий: Баба Яга. В руках у нее по-мело. Под текст дразнилки дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей – «заколдовать»: как коснется ребенка – он застывает в любой позе.

Бабка Ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит:

- У меня живот болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку –

Испугала зайку.

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Осенний мир» Краткая аннотация проекта:Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым).

Познавательно-творческий проект «Бабочка-красавица» Продолжительность проекта: краткосрочный (13.07.2015-17.07.2015г.) Тип проекта: познавательно – творческий. Образовательная область: «Познание».

Познавательно-творческий проект «Бабочки»Познавательно-творческий проект «Бабочки» Карта проекта. Название: Бабочки Актуальность: В ходе беседы, выяснилось, что знания о бабочках у детей нужно развивать, чтобы ответить.

Познавательно-творческий проект «Косолапые» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Одуванчик» Познавательно - творческий проект «Косолапые».

Познавательно-творческий проект «Мой любимый город»Познавательно-творческий проект «Мой любимый город» Познавательно - творческий проект «Мой любимый город» Место проведения - МДОАУ города Нефтеюганска "Детский сад №26 - "Радость" Участники.

Познавательно-творческий проект «С. Я. Маршак для детей». Авторы-составители: Воспитатели МБДОУ №12 «Сказка»: Новосадова О. А., Тупаева А. А. Кемеровская обл., г. Березовский Вид проекта: познавательный,.

Познавательно — творческий проект «Великая Победа!» Тема: «Великая Победа!» Цель: воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи:.

Познавательно-творческий проект «Великая Победа» Познавательно — творческий проект «Великая Победа!» Тема: «Великая Победа!» Актуальность темы: патриотическое воспитание ребенка – это.

Познавательно-творческий проект «Загадочный космос» Познавательно – творческий проект «Загадочный космос» «Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством,.

Познавательно-творческий проект «Здоровые зубки» Познавательно – творческий проект Разработала: Падранхасова Е. Н. с. Аксарка Характеристика проекта: Участники проекта:.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Времена года и погода
Автор публикации:
«Святочные дни». Познавательно-творческий проект
Опубликовано: 9 января 2016 в 19:10
+90Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий на 8 марта по мотивам сказки «Царевна Несмеяна» для старшей группы
ВЫХОД МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ Ведущий: Дорогие мамы и бабушки наших замечательных ребят! В преддверие чудесного праздника 8 марта мы поздравляем вас и желаем...
Дидактическое пособие «Лепбук «Сказки Корнея Чуковского»
Лепбук представляет собой картонную папку формата А3. Папка содержит кармашки, в которых собрана информация по теме. Дидактическое пособие «Лепбук...
Консультация «Уголок дошкольника дома»
Редко когда воспитатели дают советы родителям об организации уголка дошкольника в домашних условиях. Но, иногда возникает такая необходимость и вот несколько...
Фотоотчёт об экскурсии на ферму
Мы приехали на ферму Посмотреть, кто там живет, Кто как служит человеку, Кто что ест и кто как пьет. Наш посёлок расположен среди бесчисленных полей....
Макет «Русская изба»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Мы его используем в качестве методического материала в...