Лучший педагог года

Тактильно-двигательное восприятие в сенсорном воспитании младших дошкольников

Шиндяпина Татьяна
Тактильно-двигательное восприятие в сенсорном воспитании младших дошкольников

«Дошкольный возраст – золотая

пора сенсорного воспитания»

Н. М. Щелованов

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.

Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания : умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развитие личности.

Публикация «Тактильно-двигательное восприятие в сенсорном воспитании младших дошкольников» размещена в разделах

Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Мария Монтессори отмечала, что «благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.» Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

Первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности руки. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений :

- лепка из глины, пластилина, теста;

- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

- конструирование из бумаги (оригами);

- макраме (плетение из ниток, веревок);

- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной "кисточкой";

- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим,

пластмассовым, кнопочным);

- собирание пазлов;

- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки) разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Перечислю основные из них:

1. Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми;

2. Обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др., обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета.

3. Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов.

4. Нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);

5. Определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

6. Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Предлагаю вашему вниманию поэтапную систему работы по развитию тактильно-двигательного восприятия (ТДВ) младших дошкольников с примерным перечнем игр и упражнений:

№ Этапы развития ТДВ

Примерный перечень упражнений и игр

1 Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми

«Разложи дощечки»

«Что это?»

«Угадай»

«Шероховатые таблички»

«Найди ящичек»

2 Обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.)

«Ракушки»

Игры с пластилином

«Ощупай и слепи»

«Веселый молоточек»

Игры с массажными мячиками

3 Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен

«Чудесный мешочек»

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

4 Нахождение контура предложенного предмета из нескольких

«Рамки- вкладыши»

«Заполни прорези»

«Подбери ключ»

5 Определение по контуру с закрытыми глазами самого предмета

«Обведи, покажи, назови»

«Узнай предмет по контуру»

6 Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми глазами

«Узнай фигуру»

«Найди пару»

«Найди такой же»

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Приведу примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.

Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.

«Осязательные ванны» - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевой чувствительности.

«Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки» : мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, массажного валика для ног.

По возможности используют и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры, мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста»Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста» «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста». Паспорт проекта. Продолжительность проекта: сентябрь – ноябрь 2021.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тактильно-двигательное восприятие в сенсорном воспитании младших дошкольников
Опубликовано: 7 июля 2022 в 13:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД