Шиндяпина Татьяна
Тактильно-двигательное восприятие в сенсорном воспитании младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольный возраст – золотая
пора сенсорного воспитания»
Н. М. Щелованов
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания : умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развитие личности.
Публикация «Тактильно-двигательное восприятие в сенсорном воспитании младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Мария Монтессори отмечала, что «благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.» Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
Первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности руки. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений :
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- конструирование из бумаги (оригами);
- макраме (плетение из ниток, веревок);
- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной "кисточкой";
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим,
пластмассовым, кнопочным);
- собирание пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки) разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
Перечислю основные из них:
1. Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми;
2. Обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др., обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета.
3. Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов.
4. Нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);
5. Определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
6. Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
Предлагаю вашему вниманию поэтапную систему работы по развитию тактильно-двигательного восприятия (ТДВ) младших дошкольников с примерным перечнем игр и упражнений:
№ Этапы развития ТДВ
Примерный перечень упражнений и игр
1 Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми
«Разложи дощечки»
«Что это?»
«Угадай»
«Шероховатые таблички»
«Найди ящичек»
2 Обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.)
«Ракушки»
Игры с пластилином
«Ощупай и слепи»
«Веселый молоточек»
Игры с массажными мячиками
3 Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен
«Чудесный мешочек»
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
4 Нахождение контура предложенного предмета из нескольких
«Рамки- вкладыши»
«Заполни прорези»
«Подбери ключ»
5 Определение по контуру с закрытыми глазами самого предмета
«Обведи, покажи, назови»
«Узнай предмет по контуру»
6 Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми глазами
«Узнай фигуру»
«Найди пару»
«Найди такой же»
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Приведу примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.
Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.
«Осязательные ванны» - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевой чувствительности.
«Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки» : мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, массажного валика для ног.
По возможности используют и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры, мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.
Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия.