Приложение МААМ

Тактильно-двигательное восприятие в сенсорном воспитании младших дошкольников

Шиндяпина Татьяна
Тактильно-двигательное восприятие в сенсорном воспитании младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Дошкольный возраст – золотая

пора сенсорного воспитания»

Н. М. Щелованов

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.

Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания : умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развитие личности.

Публикация «Тактильно-двигательное восприятие в сенсорном воспитании младших дошкольников» размещена в разделах

Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Мария Монтессори отмечала, что «благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.» Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

Первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности руки. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений :

- лепка из глины, пластилина, теста;

- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

- конструирование из бумаги (оригами);

- макраме (плетение из ниток, веревок);

- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной "кисточкой";

- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим,

пластмассовым, кнопочным);

- собирание пазлов;

- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки) разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Перечислю основные из них:

1. Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми;

2. Обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др., обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета.

3. Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов.

4. Нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);

5. Определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

6. Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Предлагаю вашему вниманию поэтапную систему работы по развитию тактильно-двигательного восприятия (ТДВ) младших дошкольников с примерным перечнем игр и упражнений:

№ Этапы развития ТДВ

Примерный перечень упражнений и игр

1 Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми

«Разложи дощечки»

«Что это?»

«Угадай»

«Шероховатые таблички»

«Найди ящичек»

2 Обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.)

«Ракушки»

Игры с пластилином

«Ощупай и слепи»

«Веселый молоточек»

Игры с массажными мячиками

3 Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен

«Чудесный мешочек»

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

4 Нахождение контура предложенного предмета из нескольких

«Рамки- вкладыши»

«Заполни прорези»

«Подбери ключ»

5 Определение по контуру с закрытыми глазами самого предмета

«Обведи, покажи, назови»

«Узнай предмет по контуру»

6 Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми глазами

«Узнай фигуру»

«Найди пару»

«Найди такой же»

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Приведу примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.

Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.

«Осязательные ванны» - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевой чувствительности.

«Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки» : мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, массажного валика для ног.

По возможности используют и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры, мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста»Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста» «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста». Паспорт проекта. Продолжительность проекта: сентябрь – ноябрь 2021.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тактильно-двигательное восприятие в сенсорном воспитании младших дошкольников
Опубликовано: 7 июля 2022 в 13:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тактильно-двигательное восприятие в сенсорном воспитании младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Шиндяпина Татьяна (УИ 1340149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД