Папки-передвижки

Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка

Виолетта Лило
Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация.

«Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка»

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Публикация «Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка» размещена в разделах

В современной педагогике накоплен большой теоретический и практический опыт организации театральной - игровой деятельности в детском саду. Театром в дошкольном учреждении сейчас никого не удивишь. Зачем же вновь возвращаться к хорошо изученной теме?

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов (1896-1965, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей креативности.

Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности.

Э. Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Известно, что игра – дело серьезное, но и веселое.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель.

Воспитатель эффективными способами воздействует на детей, в котором проявляется принцип обучения: учить играя. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории».

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

Следует уделять первостепенное значение взаимосвязи развития творчества у ребенка и той атмосферы, которая создана в группе дошкольного образовательного учреждения. Создание комфортной психологической атмосферы имеет важнейшее значение для развития творчества ребенка.

Классификация театрализованных игр.

Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок - артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.

В игре - драматизации ребенок, исполняет какой - либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры - драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации:

1)игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

2)игры - импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Виды игр – драматизаций.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Приведу примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности.

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, предлагаю детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлекаю внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?», миска («Может, в этой миске испекли Колобок?») и т. д. «Затем спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи?».

2. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счёт интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свой воплощение в театрально - игровой деятельности. Своё выступление хотелось бы закончить словами русского театрального режиссёра, актёра, педагога и реформатора театра К. С. Станиславского:

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».

Публикации по теме:

Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий Актуальность В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Поэтому введение театральной деятельности.

Детский коллектив как средство социализации личности ребенка. Описание системы работы по созданию сплоченного коллектива ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (Е. М. Еманова МДОБУ «Детский сад №5, г. Минусинск) Деятельный подход в ДОУ.

Информационно-коммуникативные технологии как средство развития творческой личности Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности дошкольников Современным дошкольникам интересен не.

План работы по самообразованию «Художественная деятельность в развитии творческой личности ребенка» Тема: «Художественная деятельность детей в развитии творческой личности ребенка» Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания.

Предметно-развивающая среда как условие оздоровления и развития личности ребенка Созданная двигательная предметно - развивающая среда в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение Центре развития ребенка.

Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста» Сказок много не бывает,вы со мной согласны?Надеюсь, что да! Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок.

Природа как субъект всестороннего развития личности ребенка Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур по теме «Природа как субъект всестороннего.

Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается.

Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка дошкольного возраста Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка дошкольного возраста Parental behavior as a basis.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка
Опубликовано: 27 июля 2016 в 14:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Виолетта Лило (УИ 748088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД