ирина скворцова
Опыт работы «Технология «Дети-волонтеры» в образовательном процессе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы с Вами прекрасно знаем, что 2018 год в России объявлен президентом РФ Годом добровольца и волонтера".
Совсем недавно это слово было для нас незнакомым и что оно означало, знали не все.
Теперь это знают все. Что волонтер по-русски – доброволец. Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале лишь в девяностых годах
Публикация «Опыт работы „Технология „Дети-волонтеры“ в образовательном процессе детского сада“» размещена в разделах
В. В Путин, выступая на церемонии вручения премии "Доброволец России". Сказал: Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России".
Модернизация образования требует от нас работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития.
Развиваться - это значит применять инновационные технологии.
Сейчас в дошкольном образовании их достаточно много.
Среди них и такая, как Дети – волонтеры.
Но достаточно открыть программу где давно прописано, что мы должны воспитывать в детях и заботливое отношение к окружающему миру, и любовь к близким….
Так в чем же тогда ее новизна?
Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада и в ее основе заложен принцип взросления.
Совершая добрые поступки. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Волонтерство - это инновационная педагогическая технология эффективной социализации современных детей.
Это определяет ее актуальность:
Дошкольники живут и развиваются сейчас в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.
Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Если посмотреть внимательно то и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, полностью отвечающие данной педагогической технологии.
* Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
* Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
* Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности
Проанализировав работу детского сада, учитывая тематику года и современные тенденции в обществе, мы разработали и внедрили проект «Дарю Добро», - в основу которого и была заложена технология ДЕТИ – волонтеры основанная на деятельностном подходе, как это и требует стандарт ДО.
Цель:
Приобщение старших дошкольников к волонтерской деятельности как форме гражданского сочувствия, реальной помощи и поддержке тех, кто в ней нуждается.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «волонтер», «волонтёрская деятельность».
2. Дать представление о традиционных формах гражданского участия и взаимопомощи людей друг другу.
3. Формировать у дошкольников такие социально-значимые качества личности, как активность, отзывчивость, милосердие, трудолюбие, умение сочувствовать и сострадать.
Технология дети – волонтеры предусматривает несколько направлений. Мы выбрали следующие, как наиболее соответствующие нашим возможностям и условиям работы :
- забота о малышах
- воспитание милосердия
Лейтмотивом нашей работы стали слова : «Пусть день начнется с доброты»
Разработав проект, мы обсудили и утвердили его на педагогическом совете. За каждым из направлений была закреплена определенная возрастная группа и воспитатель, курирующий это направление.
Для дошкольников важен элемент атрибутики. Поэтому всем нашим волонтерам, в зависимости от направления мы сшили форму.
Форма у моих волонтеров - желтая, как солнышко, которое дает людям тепло.
Так же придумали эмблему.
И девиз: «Для процветания страны, мы бесспорно всем нужны»
Важным моментом в организации волонтерского движения это обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков.
Какие методы и приемы наиболее эффективны в данной работе. Сразу отмечу, что данные методы приставленные на слайде нами не использовались. Вся работа строилась на добровольном начале, на желании детей.
Далеко не все дети откликнулись на предложение сходить к малышам, поиграть ними, затем помочь им убрать игрушки, помочь им приготовиться к обеду.
Многие дети отказывались, говорили, не хочу. Хочу сам играть в своей группе. Мы не принуждали детей, кто хотел, тот и шел.
Дальнейший опыт показал, что и те дети. Кто с удовольствием пошел первый раз в дальнейшем не проявляя особого желания. И все же, 20% детей в группе проявили себя настоящими добровольцами и помогали малышам не только по предложению воспитателя, но и сами просили: «Можно пойти помочь малышам».
Мы считаем это успехом.
Следующее направление в нашем волонтерском движении - воспитание милосердия.
На языке детей волонтерство - это значит делать добрые дела
Добрых дел с детьми в детском саду можно делать очень много. Но одно дело говорит о них, а другое дело – их делать Я лишь расскажу еще об одном.
Случайно я узнала о благотворительном фонде «Русская береза», который помогает: малоимущим, больным, инвалидам. Это прекрасная возможность для воспитания у детей милосердия, желания помогать кому – то.
Меня заинтересовало, а как мои дети отнесутся к этому, проявят ли сострадание, захотят ли помочь незнакомому человеку. Оказалось. Что хотят, но как это сделать.
После моего рассказа о больных, о детях-инвалидах, о страдающих детях от воин и конфликтов, мы рассмотрели с детьми сайт и они сами выбрали того, кому они хотели бы помочь.
Им оказался 9 летний мальчик СЕМОЧКА, он сирота из Владивостока. В присутствии детей я созвонилась с представителями фонда, и они рассказали, как и какую помощь можно оказать. Деньги мы отправил на специальный счет фонда,
А от фонда Белая береза мы получили благодарность, которой дети очень гордятся.
Анализируя опыт образовательной практики - волонтерское движение, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта. Ведь немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд более коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера.