МААМ-картинки

Технология организации речевой деятельности в детском саду

Наталья Первакова
Технология организации речевой деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. В жизни человека она выполняет следующие функции:

- является средством познания;

- средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения,

норм поведения;

-- средством удовлетворения личных потребностей человека:

в обществе, в приобщении к определенной группе лиц.

Публикация «Технология организации речевой деятельности в детском саду» размещена в разделах

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития крохи на самотек. Дома ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.

И я вижу свою цель в том, чтобы помочь детям овладеть навыками практического общения в различных жизненных ситуациях.

В соответствии с целью определила следующие задачи:

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение и активизация словаря,

- формирование грамматического строя речи,

- обучение связной речи.

Для решения поставленных задач создала определенные условия:

организовала предметную развивающую среду (оформила сюжетно – ролевые, словесно-дидактические игры альбом «Чистоговорки, скороговорки»,

изучила имеющуюся литературу,

на основе изученного разработала систему планирования,

определила все доступные формы и методы работы с детьми и родителями (игры, тренинги, занятия, беседы,

подготовила наглядно – дидактический материал.

Работу по формированию коммуникативных способностей детей осуществляю в трех направлениях: с детьми, с педагогическим коллективом, с родителями.

После анализа программ «Развитие речи дошкольников» и «Детство» с учетом опыта работы с дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня разработала технологию организации речевой деятельности в детском саду, которая направлена на решение различных, но взаимосвязанных задач, охватываю-щих все стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге – на развитие связной речи в целом, которая предполагает:

* систему игровых упражнений и заданий на умение активно слушать и правильно говорить самому,

* нетрадиционные формы речевой работы с детьми.

Система игровых упражнений и заданий состоит из четырех блоков, название которых отражает основные направления педагогической деятельности, каждое направление при этом имеет свои задачи и содержание:

1. развивать умение сотрудничать;

2. развивать умение активно слушать;

3. развивать умение высказываться;

4. развивать умение правильно передавать информацию.

Обучение языку, развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение языковыми навыками, но и в контексте развития общения друг с другом и со взрослыми (как становление коммуникативных способностей).

Нетрадиционные формы работы с детьми выделила в отдельные блоки:

• ситуация общения;

• игровая обучающая ситуация;

• творческая мастерская;

• интегрированное занятие с элементами кооперации.

Формирование речевых умений и навыков у детей осуществляю на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет

отдаю индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.

Работу начинаю с выявления уровня речевого развития. Для этого использую беседы, дискуссии, проблемные ситуации - это позволяет определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

Работа органично вписалась в педагогический процесс. Осуществляю ее в разных видах деятельности : на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, а также на всех остальных занятиях. Провожу интегрированные занятия по познавательному развитию и изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию. Обычное занятие превращаю в путешествие, а группу – то в волшебный лес, то в чудесную мастерскую. Дети становятся художниками, следопытами. В гости к ним приходят герои знакомых сказок, рассказов, мультфильмов. Красная Шапочка, Буратино, Незнайка и другие известные персонажи, попадая в затруднительное положение, обращаются к детям за помощью или просят научить тому, чего не знают. Закрепляю и уточняю изученный материал в процессе режимных моментов, в игровой и художественной деятельности.

На занятиях использую разнообразный занимательный материал: стихи, загадки, ребусы, тексты художественных произведений, пословицы, скороговорки, интересные и поучительные истории, которые способствуют более успешному усвоению дошкольниками знаний по данной теме.

Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не только игра, они хотят общаться между собой и со взрослыми, поэтому важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения. Я использую специально проектируемые или возникающие спонтанно формы общения. Например: игровая обучающая ситуация: «Осенняя прогулка» учит находить признаки осени, решать противоречия, формировать умения обосновывать свои ответы.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова связываю с развитием диалогической и монологической речи. Использую игры и упражнения, которые помогают осознать звуковую окраску слова и точно употреблять термины звук, слово, предложение, такие как «Найди звук», «Один-много», «Игла-пила».

В специальных упражнениях учу вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем им предлагаю поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, дети называют слова, в которых звук – с- находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус, и только после этого даю предложение в котором встречается этот звук. Работа со звучащим словом наталкивает ребят на экспериментирование, самостоятельную ориентировку в явлениях языка и речи, а это заставляет их думать над словом.

В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко использую скороговорки, чистоговорки, потешки.

Постепенно дети переходят от простого называния предметов к образному описанию, учатся сравнивать явления и составлять рассказы и сказки. Активизировать речь детей помогает мне творческая мастерская, одна из самых демократичных форм организации педагогического процесса, так как каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения потребностей в творческой деятельности. Так, выбираю с детьми предмет, и сочиняем сказку о его приключениях. Вот какую сказку мы сочинили про мел.

Жил- был в картонной коробке кусочек мела. За свою короткую жизнь он ни разу не сдвинулся с места, а только лежал и мечтал. И вот однажды его самое заветное желание начало сбываться. Когда Алена помогала маме убирать в шкафу, она увидела коробочку, взяла ее, открыла, а мел и говорит:

- Не мешай мне мечтать, девочка.

- Хватит лежать без дела, - говорит Алена,- давай-ка лучше поиграем.

- А я не умею играть, я умею только мечтать,- ответил ей мел.

- Ничего, я тебя научу,- взяла Алена мел и начала рисовать.

И мел сразу увидел, что он очень талантливый, и больше не захотел жить в коробке.

Любая совместная продуктивная деятельность детей (придумывание веселых историй, составление сказок и создание рукописных книг)

дает возможность формировать положительное отношение к сверстникам, а непринужденное общение способствует развитию диалогической речи.

Интегрированные занятия с элементами кооперации – дают возможность спланировать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учетом уровня речевого развития каждого ребенка. Начинаю проводить их с детьми старшего дошкольного возраста, при этом совершенствую все стороны устной речи каждого ребенка, развиваю мелкую моторику рук и формирую предпосылки к учебной деятельности. Для этого использую такие занятия как, «Остров загадок», «Мебель для Карлсона», «Я и моя семья».

Уделяя огромное внимание этой теме, провела вечер - развлечения «Литера-турная викторина», театрализованное представление «Вот компания какая»

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче, ему высказывать свои мысли.

Отслеживать динамику уровня речевого развития детей помогает диагностика, направленная на выявление речевых умений и навыков.

Результаты диагностического обследования дали предварительную картину речевого развития детей, что помогло мне наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком.

Охотно делюсь опытом с коллегами. Для них были организованы консультации, семинары – практикумы, мастер класс, рекомендации.

Хочу подчеркнуть: самое действенное воспитание достигается не назиданием, а примером, от сердца к сердцу. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание методических приемов, используемых в работе по развитию речи, поможет им в организации речевых занятий дома. Поэтому основные разделы моего опыта стали достоянием родителей. Они не только продолжают беседы с ребенком на предложенные мною темы, но и выступают активными участниками педагогического процесса. Регулярно провожу различные мероприятия с участием родителей, использую их профессиональный опыт медицинского работника, повара, милиционера. Знакомлю родителей с результатами обучения детей, провожу открытые занятия такие как, «Книга – лучший друг», «Праздник каши». Приглашаю родителей поучаствовать в соревнованиях. Большой интерес представляет игра «Счастливый случай», где ребята демонстрировали знания о правилах движения, а родители делились опытом воспитания у детей привычки культурного, грамотного поведения на улице, получали советы и рекомендации от меня. Систематически организую выставки детских рисунков по теме. Оформила ширму на темы: «Мы смеемся», «Взрослые! Вам подражают!»

С родителями достигла полного взаимопонимания.

Работа эта важная, кропотливая. Я надеюсь, что полученные знания помогут детям полноценно овладеть родным языком, сформировать предпосылки чтения и письма.

Публикации по теме:

Речь — основа психического развития дошкольников - Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом, так как с её помощью человек выражает свои мысли, чувства.

Специфика организации общения детей в дошкольном образовательным учреждении Общение - это основное условие развития ребенка, один из важнейших факторов формирования личности, один из главных видов деятельности человека,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология организации речевой деятельности в детском саду
Опубликовано: 4 июня 2014 в 12:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология организации речевой деятельности в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Первакова (УИ 215556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД