МААМ-картинки

«Традиции чаепития у разных народов». Конспект обучающей игры-путешествия в подготовительной к школе группе

Людмила Морозова
«Традиции чаепития у разных народов». Конспект обучающей игры-путешествия в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Традиции чаепития у разных народов»

Обучающая игра - путешествие в подготовительной к школе группе

Содержание:

Воспитатель вносит политическую карту мира.

Воспитатель: Ребята, кто знает, что это такое?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, на карте мы можем увидеть все страны. Какие страны Вы знаете?

Дети перечисляют, а воспитатель указкой показывает, где расположена та или иная страна.

Публикация «„Традиции чаепития у разных народов“, Конспект обучающей игры-путешествия в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Воспитатель: А кто может показать, где располагается наша страна – Россия?

Дети показывают.

Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие люди знают несколько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как Вы понимаете это слово?

Дети объясняют.

«Традиция» – слово нерусское, оно переводится с латинского языка, как «передача», т. е. это передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у Вас в семье?

Дети отвечают.

Воспитатель: Сегодня мы с Вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные.

Отгадайте загадку:

Восточное изобретенье –

К нему желательно варенье.

Но если такового нет,

Сойдет и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Он в зной облегчит Вашу душу,

Согреет зимнею порой.

Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, это чай - прекрасный, полезный напиток.

Родина чая – Китай. Давайте найдем эту страну на карте.

Воспитатель показывает на карте.

Демонстрируется слайд с китайским императором.

Воспитатель: Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай.

Однажды очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай постоявший ночь, подобен яду змеи».

Демонстрируются слайды о чайных деревьях и кустах.

Воспитатель: На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые травы.

Демонстрируются слайды: трав – зверобоя и душицы, листья земляники и клубники, яблоки, лимона, фрукты, малины.

Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?

Ответы детей.

Воспитатель: Я для Вас приготовила несколько сортов чая. Давайте рассмотрим его.

Посмотрите на тарелку № 1. Что Вы видите на ней?

Дети отвечают.

Правильно, это чаинки. Давайте рассмотрим их в лупу. Какие они по цвету, размеру? На что похожи?

Ответы детей.

Ребята, кто из Вас знает, почему чай называют черным?

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно, черным чай назвали из-за его цвета. Для такого чая с чайного куста берут самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Вялят на теплом воздухе, а затем скручивают и сушат. После сушки получается вот такой черный рассыпчатый чай.

Демонстрируются слайды с изображением черного чая.

Теперь пододвиньте к себе тарелку № 2. Какой чай на ней? Какие чаинки? Какого цвета?

Дети рассматривают в лупу чаинки зеленого чая.

Как же называют такой чай?

Воспитатель: Верно. Зеленый чай готовят точно из таких же чайных листочков, что и черный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому и чаинки у него крупные и зеленые.

Демонстрируются слайды с изображением зеленого чая.

А еще чай бывает красным и желтым в зависимости от обработки чайного листа, а так же – белый. Для приготовления белого чая используют самые нежные верхние листочки и почки чайного куста. Их практически не подвергают никакой тепловой обработке, а лишь высушивают в естественных условиях.

Демонстрируются слайды с изображением красного, желтого и белого чая.

Давайте рассмотрим содержание тарелки № 3. Пододвиньте ее поближе. Рассмотрите все в лупу. Только ли листочки чая находятся на тарелке? Что еще Вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой чай любят пить в Вашей семье?

Дети отвечают.

Воспитатель: Действительно, чай бывает с разными добавками. Я приглашаю Вас отведать разные сорта чая.

Воспитатель: Сегодня мы рассматривали чай в лупу, нюхали его, попробовали на вкус.

А теперь давайте поиграем. Мы будем подбирать определения к слову «чай». Я начну, а вы продолжите. Чай ароматный.

Ответы детей (вкусный, крепкий, сладкий и т. д.)

Воспитатель: Молодцы, как много интересных, точных слов вы подобрали к слову «чай».

Воспитатель: Ребята, а Вы любите путешествовать?

Проводится физкультминутка под китайскую музыку.

Дети подходят к столу, их встречают девочки в национальных костюмах Японии и Китая

Девочка-японка: Здравствуйте, ребята! Привет Вам из Страны восходящего Солнца. У нас очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

Девочка-китаянка: Я из Китая. У нас любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

Девочка-японка: На столе лежат мокрые салфетки. На Востоке принято сначала омывать руки, а потом только класть чай в чайник, наливать воду.

Воспитатель: А с чем пьют чай? Есть ли угощения?

Девочка-японка: Нет.

Девочка-китаянка: На Востоке, во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.

Воспитатель и дети благодарят гостеприимных хозяев и отправляются дальше в путешествие.

Воспитатель: Индия узнала о существовании чая сравнительно недавно. В Индии нет единой культуры чаепития, в каждой индийской провинции чай пьют по-своему. Заваренный по-индийски чай очень крепкий. В чай добавляют много молока, сахара и специй. Им ничего не запивают – это отдельная еда. Чай тут пьют в любое время суток.

После звучит узбекская музыка и дети подходят к «Чайхане». Их встречают дети с пиалой чая.

Девочка-узбечка: Ребята, я живу в Узбекистане. У нас очень жарко. Мы любим пить зеленый чай, потому что он хорошо утоляет жажду.

Воспитатель: Ребята, а из какой посуды пьют чай?

Ответы детей.

Воспитатель: С чем пьют чай?

Девочка-узбечка: С фруктами, сухофруктами, сладостями.

В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдается свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем почетнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят: «Налить с уважением».

Воспитатель: У пиалы нет ручки, поэтому держать ее, наполненную кипятком, в руках неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай.

Мальчик-узбек: В Узбекистане есть специальное кафе – чайхана. К кому бы Вы ни пришли в гости, Вас всегда напоят ароматным чаем. Воспитатель: Отказываться невежливо – можно обидеть хозяев дома. Спасибо, ребята.

А мы дальше продолжим путешествие и отправимся в Россию.

Детей встречает Хозяин и Хозяюшка в национальных костюмах.

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать.

Хозяин: Просим Вас садиться.

Хозяюшка: Мы гостей встречаем …

Все: Чаем, чаем, чаем…

Хозяюшка: Первым делом угощаем…

Все: Чаем, чаем, чаем…

Хозяюшка: Приглашаем к самовару…

Все: С чаем, с чаем, с чаем…

Хозяюшка: И внакладку, и вприкуску…

Все: Чай, чай, чай…

Хозяюшка: Пейте чай, друзья, по-русски…

Все: Чай, чай, чай.

Хозяин:

Самовар шумит, баранки

На скатерке-самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному,

Пряники печатные.

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости приходите.

Хозяюшка

Сверху пар, снизу пар –

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Воспитатель: Давайте с Вами поиграем (Д|игра «Угадай на вкус!»)

Воспитатель: Спасибо, Хозяин и Хозяюшка, за приглашение. Ребята, посмотрите, какой богатый стол, и чего только на нем нет!

Сухари лежат …

Хлеб лежит…

Конфеты…

Сахар…

Чай

Воспитатель: Из какой посуды пьют чай в России?

Дети отвечают.

Воспитатель: В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде, а какой, Вы узнаете, отгадав мою загадку:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Как он называется?

Ответы детей.

Воспитатель: А в каком городе придумали самовар?

Ответы детей.

Воспитатель: На многих картинах художников можно увидеть людей пьющих чай из самовара.

Демонстрируются слайды репродукций картин Б. Кустодиева.

Воспитатель: Поскольку чай – один из любимых напитков в нашей стране, русские люди сочинили много пословиц и поговорок о чае.

Выпьешь чайку – забудешь тоску.

Если чай не пьешь, где силы берешь?

Чай пьешь – до ста лет проживешь.

Самовар кипит – уходить не велит.

За чаем – не скучаем.

Чай пить – не дрова рубить.

Самым главным на столе был самовар. Его еще называли генералом.

Ребята, я знаю, что Вы выучили песню о самоваре. Споете ее нам?

Дети исполняют песню «Самовар».

Публикации по теме:

Толерантное воспитание в дошкольном возрасте (фотоотчёт)Толерантное воспитание в дошкольном возрасте (фотоотчёт) В рамках проекта «Патриотическое воспитание дошкольного возраста» ко дню Толерантности (16 ноября) наша подготовительная к школе группа.

Презентация (слайды) к открытому занятию «Постройка жилищ» К педсовету проводила открытое занятие по конструированию "Постройка жилищ" Целью занятия было закрепить архитектура-как вид искуства, построить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Традиции чаепития у разных народов». Конспект обучающей игры-путешествия в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 23:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Традиции чаепития у разных народов». Конспект обучающей игры-путешествия в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Морозова (УИ 310584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД