МААМ-картинки

«Традиции чаепития у разных народов». Конспект обучающей игры-путешествия в подготовительной к школе группе

Людмила Морозова
«Традиции чаепития у разных народов». Конспект обучающей игры-путешествия в подготовительной к школе группе

«Традиции чаепития у разных народов»

Обучающая игра - путешествие в подготовительной к школе группе

Содержание:

Воспитатель вносит политическую карту мира.

Воспитатель: Ребята, кто знает, что это такое?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, на карте мы можем увидеть все страны. Какие страны Вы знаете?

Дети перечисляют, а воспитатель указкой показывает, где расположена та или иная страна.

Публикация «„Традиции чаепития у разных народов“, Конспект обучающей игры-путешествия в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Воспитатель: А кто может показать, где располагается наша страна – Россия?

Дети показывают.

Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие люди знают несколько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как Вы понимаете это слово?

Дети объясняют.

«Традиция» – слово нерусское, оно переводится с латинского языка, как «передача», т. е. это передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у Вас в семье?

Дети отвечают.

Воспитатель: Сегодня мы с Вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные.

Отгадайте загадку:

Восточное изобретенье –

К нему желательно варенье.

Но если такового нет,

Сойдет и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Он в зной облегчит Вашу душу,

Согреет зимнею порой.

Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, это чай - прекрасный, полезный напиток.

Родина чая – Китай. Давайте найдем эту страну на карте.

Воспитатель показывает на карте.

Демонстрируется слайд с китайским императором.

Воспитатель: Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай.

Однажды очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай постоявший ночь, подобен яду змеи».

Демонстрируются слайды о чайных деревьях и кустах.

Воспитатель: На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые травы.

Демонстрируются слайды: трав – зверобоя и душицы, листья земляники и клубники, яблоки, лимона, фрукты, малины.

Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?

Ответы детей.

Воспитатель: Я для Вас приготовила несколько сортов чая. Давайте рассмотрим его.

Посмотрите на тарелку № 1. Что Вы видите на ней?

Дети отвечают.

Правильно, это чаинки. Давайте рассмотрим их в лупу. Какие они по цвету, размеру? На что похожи?

Ответы детей.

Ребята, кто из Вас знает, почему чай называют черным?

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно, черным чай назвали из-за его цвета. Для такого чая с чайного куста берут самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Вялят на теплом воздухе, а затем скручивают и сушат. После сушки получается вот такой черный рассыпчатый чай.

Демонстрируются слайды с изображением черного чая.

Теперь пододвиньте к себе тарелку № 2. Какой чай на ней? Какие чаинки? Какого цвета?

Дети рассматривают в лупу чаинки зеленого чая.

Как же называют такой чай?

Воспитатель: Верно. Зеленый чай готовят точно из таких же чайных листочков, что и черный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому и чаинки у него крупные и зеленые.

Демонстрируются слайды с изображением зеленого чая.

А еще чай бывает красным и желтым в зависимости от обработки чайного листа, а так же – белый. Для приготовления белого чая используют самые нежные верхние листочки и почки чайного куста. Их практически не подвергают никакой тепловой обработке, а лишь высушивают в естественных условиях.

Демонстрируются слайды с изображением красного, желтого и белого чая.

Давайте рассмотрим содержание тарелки № 3. Пододвиньте ее поближе. Рассмотрите все в лупу. Только ли листочки чая находятся на тарелке? Что еще Вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой чай любят пить в Вашей семье?

Дети отвечают.

Воспитатель: Действительно, чай бывает с разными добавками. Я приглашаю Вас отведать разные сорта чая.

Воспитатель: Сегодня мы рассматривали чай в лупу, нюхали его, попробовали на вкус.

А теперь давайте поиграем. Мы будем подбирать определения к слову «чай». Я начну, а вы продолжите. Чай ароматный.

Ответы детей (вкусный, крепкий, сладкий и т. д.)

Воспитатель: Молодцы, как много интересных, точных слов вы подобрали к слову «чай».

Воспитатель: Ребята, а Вы любите путешествовать?

Проводится физкультминутка под китайскую музыку.

Дети подходят к столу, их встречают девочки в национальных костюмах Японии и Китая

Девочка-японка: Здравствуйте, ребята! Привет Вам из Страны восходящего Солнца. У нас очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

Девочка-китаянка: Я из Китая. У нас любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

Девочка-японка: На столе лежат мокрые салфетки. На Востоке принято сначала омывать руки, а потом только класть чай в чайник, наливать воду.

Воспитатель: А с чем пьют чай? Есть ли угощения?

Девочка-японка: Нет.

Девочка-китаянка: На Востоке, во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.

Воспитатель и дети благодарят гостеприимных хозяев и отправляются дальше в путешествие.

Воспитатель: Индия узнала о существовании чая сравнительно недавно. В Индии нет единой культуры чаепития, в каждой индийской провинции чай пьют по-своему. Заваренный по-индийски чай очень крепкий. В чай добавляют много молока, сахара и специй. Им ничего не запивают – это отдельная еда. Чай тут пьют в любое время суток.

После звучит узбекская музыка и дети подходят к «Чайхане». Их встречают дети с пиалой чая.

Девочка-узбечка: Ребята, я живу в Узбекистане. У нас очень жарко. Мы любим пить зеленый чай, потому что он хорошо утоляет жажду.

Воспитатель: Ребята, а из какой посуды пьют чай?

Ответы детей.

Воспитатель: С чем пьют чай?

Девочка-узбечка: С фруктами, сухофруктами, сладостями.

В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдается свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем почетнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят: «Налить с уважением».

Воспитатель: У пиалы нет ручки, поэтому держать ее, наполненную кипятком, в руках неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай.

Мальчик-узбек: В Узбекистане есть специальное кафе – чайхана. К кому бы Вы ни пришли в гости, Вас всегда напоят ароматным чаем. Воспитатель: Отказываться невежливо – можно обидеть хозяев дома. Спасибо, ребята.

А мы дальше продолжим путешествие и отправимся в Россию.

Детей встречает Хозяин и Хозяюшка в национальных костюмах.

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать.

Хозяин: Просим Вас садиться.

Хозяюшка: Мы гостей встречаем …

Все: Чаем, чаем, чаем…

Хозяюшка: Первым делом угощаем…

Все: Чаем, чаем, чаем…

Хозяюшка: Приглашаем к самовару…

Все: С чаем, с чаем, с чаем…

Хозяюшка: И внакладку, и вприкуску…

Все: Чай, чай, чай…

Хозяюшка: Пейте чай, друзья, по-русски…

Все: Чай, чай, чай.

Хозяин:

Самовар шумит, баранки

На скатерке-самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному,

Пряники печатные.

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости приходите.

Хозяюшка

Сверху пар, снизу пар –

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Воспитатель: Давайте с Вами поиграем (Д|игра «Угадай на вкус!»)

Воспитатель: Спасибо, Хозяин и Хозяюшка, за приглашение. Ребята, посмотрите, какой богатый стол, и чего только на нем нет!

Сухари лежат …

Хлеб лежит…

Конфеты…

Сахар…

Чай

Воспитатель: Из какой посуды пьют чай в России?

Дети отвечают.

Воспитатель: В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде, а какой, Вы узнаете, отгадав мою загадку:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Как он называется?

Ответы детей.

Воспитатель: А в каком городе придумали самовар?

Ответы детей.

Воспитатель: На многих картинах художников можно увидеть людей пьющих чай из самовара.

Демонстрируются слайды репродукций картин Б. Кустодиева.

Воспитатель: Поскольку чай – один из любимых напитков в нашей стране, русские люди сочинили много пословиц и поговорок о чае.

Выпьешь чайку – забудешь тоску.

Если чай не пьешь, где силы берешь?

Чай пьешь – до ста лет проживешь.

Самовар кипит – уходить не велит.

За чаем – не скучаем.

Чай пить – не дрова рубить.

Самым главным на столе был самовар. Его еще называли генералом.

Ребята, я знаю, что Вы выучили песню о самоваре. Споете ее нам?

Дети исполняют песню «Самовар».

Публикации по теме:

Толерантное воспитание в дошкольном возрасте (фотоотчёт)Толерантное воспитание в дошкольном возрасте (фотоотчёт) В рамках проекта «Патриотическое воспитание дошкольного возраста» ко дню Толерантности (16 ноября) наша подготовительная к школе группа.

Презентация (слайды) к открытому занятию «Постройка жилищ» К педсовету проводила открытое занятие по конструированию "Постройка жилищ" Целью занятия было закрепить архитектура-как вид искуства, построить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Традиции чаепития у разных народов». Конспект обучающей игры-путешествия в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 23:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД