Людмила Морозова
«Традиции чаепития у разных народов». Конспект обучающей игры-путешествия в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Традиции чаепития у разных народов»
Обучающая игра - путешествие в подготовительной к школе группе
Содержание:
Воспитатель вносит политическую карту мира.
Воспитатель: Ребята, кто знает, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, на карте мы можем увидеть все страны. Какие страны Вы знаете?
Дети перечисляют, а воспитатель указкой показывает, где расположена та или иная страна.
Публикация «„Традиции чаепития у разных народов“, Конспект обучающей игры-путешествия в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Игры народов мира, разных стран
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Чай. Традиции чаепития разных народов
- Темочки
Воспитатель: А кто может показать, где располагается наша страна – Россия?
Дети показывают.
Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие люди знают несколько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как Вы понимаете это слово?
Дети объясняют.
«Традиция» – слово нерусское, оно переводится с латинского языка, как «передача», т. е. это передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у Вас в семье?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня мы с Вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные.
Отгадайте загадку:
Восточное изобретенье –
К нему желательно варенье.
Но если такового нет,
Сойдет и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Он в зной облегчит Вашу душу,
Согреет зимнею порой.
Что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, это чай - прекрасный, полезный напиток.
Родина чая – Китай. Давайте найдем эту страну на карте.
Воспитатель показывает на карте.
Демонстрируется слайд с китайским императором.
Воспитатель: Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай.
Однажды очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай постоявший ночь, подобен яду змеи».
Демонстрируются слайды о чайных деревьях и кустах.
Воспитатель: На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые травы.
Демонстрируются слайды: трав – зверобоя и душицы, листья земляники и клубники, яблоки, лимона, фрукты, малины.
Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?
Ответы детей.
Воспитатель: Я для Вас приготовила несколько сортов чая. Давайте рассмотрим его.
Посмотрите на тарелку № 1. Что Вы видите на ней?
Дети отвечают.
Правильно, это чаинки. Давайте рассмотрим их в лупу. Какие они по цвету, размеру? На что похожи?
Ответы детей.
Ребята, кто из Вас знает, почему чай называют черным?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, черным чай назвали из-за его цвета. Для такого чая с чайного куста берут самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Вялят на теплом воздухе, а затем скручивают и сушат. После сушки получается вот такой черный рассыпчатый чай.
Демонстрируются слайды с изображением черного чая.
Теперь пододвиньте к себе тарелку № 2. Какой чай на ней? Какие чаинки? Какого цвета?
Дети рассматривают в лупу чаинки зеленого чая.
Как же называют такой чай?
Воспитатель: Верно. Зеленый чай готовят точно из таких же чайных листочков, что и черный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому и чаинки у него крупные и зеленые.
Демонстрируются слайды с изображением зеленого чая.
А еще чай бывает красным и желтым в зависимости от обработки чайного листа, а так же – белый. Для приготовления белого чая используют самые нежные верхние листочки и почки чайного куста. Их практически не подвергают никакой тепловой обработке, а лишь высушивают в естественных условиях.
Демонстрируются слайды с изображением красного, желтого и белого чая.
Давайте рассмотрим содержание тарелки № 3. Пододвиньте ее поближе. Рассмотрите все в лупу. Только ли листочки чая находятся на тарелке? Что еще Вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой чай любят пить в Вашей семье?
Дети отвечают.
Воспитатель: Действительно, чай бывает с разными добавками. Я приглашаю Вас отведать разные сорта чая.
Воспитатель: Сегодня мы рассматривали чай в лупу, нюхали его, попробовали на вкус.
А теперь давайте поиграем. Мы будем подбирать определения к слову «чай». Я начну, а вы продолжите. Чай ароматный.
Ответы детей (вкусный, крепкий, сладкий и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, как много интересных, точных слов вы подобрали к слову «чай».
Воспитатель: Ребята, а Вы любите путешествовать?
Проводится физкультминутка под китайскую музыку.
Дети подходят к столу, их встречают девочки в национальных костюмах Японии и Китая
Девочка-японка: Здравствуйте, ребята! Привет Вам из Страны восходящего Солнца. У нас очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.
Девочка-китаянка: Я из Китая. У нас любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.
Девочка-японка: На столе лежат мокрые салфетки. На Востоке принято сначала омывать руки, а потом только класть чай в чайник, наливать воду.
Воспитатель: А с чем пьют чай? Есть ли угощения?
Девочка-японка: Нет.
Девочка-китаянка: На Востоке, во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.
Воспитатель и дети благодарят гостеприимных хозяев и отправляются дальше в путешествие.
Воспитатель: Индия узнала о существовании чая сравнительно недавно. В Индии нет единой культуры чаепития, в каждой индийской провинции чай пьют по-своему. Заваренный по-индийски чай очень крепкий. В чай добавляют много молока, сахара и специй. Им ничего не запивают – это отдельная еда. Чай тут пьют в любое время суток.
После звучит узбекская музыка и дети подходят к «Чайхане». Их встречают дети с пиалой чая.
Девочка-узбечка: Ребята, я живу в Узбекистане. У нас очень жарко. Мы любим пить зеленый чай, потому что он хорошо утоляет жажду.
Воспитатель: Ребята, а из какой посуды пьют чай?
Ответы детей.
Воспитатель: С чем пьют чай?
Девочка-узбечка: С фруктами, сухофруктами, сладостями.
В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдается свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем почетнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят: «Налить с уважением».
Воспитатель: У пиалы нет ручки, поэтому держать ее, наполненную кипятком, в руках неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай.
Мальчик-узбек: В Узбекистане есть специальное кафе – чайхана. К кому бы Вы ни пришли в гости, Вас всегда напоят ароматным чаем. Воспитатель: Отказываться невежливо – можно обидеть хозяев дома. Спасибо, ребята.
А мы дальше продолжим путешествие и отправимся в Россию.
Детей встречает Хозяин и Хозяюшка в национальных костюмах.
Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать.
Хозяин: Просим Вас садиться.
Хозяюшка: Мы гостей встречаем …
Все: Чаем, чаем, чаем…
Хозяюшка: Первым делом угощаем…
Все: Чаем, чаем, чаем…
Хозяюшка: Приглашаем к самовару…
Все: С чаем, с чаем, с чаем…
Хозяюшка: И внакладку, и вприкуску…
Все: Чай, чай, чай…
Хозяюшка: Пейте чай, друзья, по-русски…
Все: Чай, чай, чай.
Хозяин:
Самовар шумит, баранки
На скатерке-самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Подходите, детки, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному,
Пряники печатные.
Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости приходите.
Хозяюшка
Сверху пар, снизу пар –
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Воспитатель: Давайте с Вами поиграем (Д|игра «Угадай на вкус!»)
Воспитатель: Спасибо, Хозяин и Хозяюшка, за приглашение. Ребята, посмотрите, какой богатый стол, и чего только на нем нет!
Сухари лежат …
Хлеб лежит…
Конфеты…
Сахар…
Чай
Воспитатель: Из какой посуды пьют чай в России?
Дети отвечают.
Воспитатель: В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде, а какой, Вы узнаете, отгадав мою загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Как он называется?
Ответы детей.
Воспитатель: А в каком городе придумали самовар?
Ответы детей.
Воспитатель: На многих картинах художников можно увидеть людей пьющих чай из самовара.
Демонстрируются слайды репродукций картин Б. Кустодиева.
Воспитатель: Поскольку чай – один из любимых напитков в нашей стране, русские люди сочинили много пословиц и поговорок о чае.
Выпьешь чайку – забудешь тоску.
Если чай не пьешь, где силы берешь?
Чай пьешь – до ста лет проживешь.
Самовар кипит – уходить не велит.
За чаем – не скучаем.
Чай пить – не дрова рубить.
Самым главным на столе был самовар. Его еще называли генералом.
Ребята, я знаю, что Вы выучили песню о самоваре. Споете ее нам?
Дети исполняют песню «Самовар».