Наталья Ротарь
Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход к коррекции звукопроизношения
Коррекция звукопроизношения - одна из важнейших задач работы логопеда. Необходимость именно комплексного подхода к коррекции звукопроизношения назрела особенно остро в современных условиях, когда использование только одного-двух методов логопедического воз-действия дает слишком медленную положительную динамику. Практика показывает, что необходимо подключать комплекс приемов и методов для успешной коррекции.
Трудности коррекции звукопроизношения
Публикация «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах
Звукопроизношение - самая видимая сторона нарушения речи. Нарушенный грамматический строй, несформированные фонематический слух и связная речь ребенка не бросаются в глаза среднестатистическому обывателю, не тревожат родителей.
Как же в норме происходит формирование звукопроизношения? В таблице 1.1 показано развитие у ребенка фонетической стороны речи в онтогенезе по М. Е. Хватцеву, Н. И. Жинкину и А. И. Максакову.
Таблица 1.1
Возраст
ребенка Развитие фонетической стороны речи
0 мес. Неустойчивые гласные комплексы типа У-А, Э-Э, А-Й
1 мес. Намеки на звуки согласного типа М, П, Б (появляются в слогоподобном комплексе в сочетании с последующим гласным)
2 мес. Слоги типа ГЫ, КХЫ
2-3 мес. Звуковые комплексы из протяжных звуков : А-А-А, А-ГУ, А-ГЫ, БУ, БУМ-БУ
3-4 мес. Стадия гуления: МАМ, АММ, ТЛЬ, ПЛЬ
5-6 мес. Хорошо различимые звукосочетания : МА, ПА, БА, ДА, НА. Вступление в стадию лепета: МА-МА-МА, БА-БА-БА, ПАПА-ПА, ДЯ-ДЯ-ДЯ, НА-НА-НА.
В этом периоде появляются сначала губные согласные Б, П, М, потом переднеязычные мягкие ДЬ, ТЬ.
Иногда в лепетном периоде произносятся звуки Ш, Ж, Ч, Р
9 мес. Подражание звукам окружающих : ВАУ-ВАУ, КИС-КИС, ТУТУ, ТИК-ТАК.
Ритмическое сочетание разных слогов: ТЭН-ТА, КЭН-БЭ
1 год Четко произносит гласные звуки А, У, И и согласные П, Б, М, Н, Т, Д, К, Г.
2 года Активно произносятся гласные звуки Э и И.
Большинство звуков формируется через промежуточные, переходные звуки : смягченные (ДЬ, ТЬ, НЬ, СЬ, ЦЬ, РЬ, ЛЬ); сходные по способу артикуляции (вместо Р-Л, вместо С-Т, двугубное Л или В вместо Л, Б вместо В)
3 года Появляются четкие звуки Ы,С, З,Ф, ФЬ, В,ВЬ, ЛЬ
4 года В речи появляются шипящие звуки : Ш, Ж, Ч, Щ и Ц
4-5 лет Возникают твердые звуки Л, Р и РЬ
5 лет Все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом
Важно понимать:
• этапы развития фонетической стороны речи, представленные в таблице, характерны для ребенка с речевым развитием без патологии;
• каждый нормально развивающийся ребенок может проходить этапы фонетического развития с незначительными отклонениями.
Обычно к логопеду приходят родители малыша с жалобой на не-правильное произношение того или иного звука. Недоразвитие всех остальных сторон речи, пока это не мешает процессу обучения, мало волнует родственников ребенка. Задача логопеда - объяснить важность своевременной сформированности всех сторон речи у ребенка, ну и, если это необходимо, начать коррекцию.
В настоящее время очень редко встречаются неосложненные нарушения речи. Функциональная дислалия - редкое явление у современных дошкольников. Обычно нарушения речи сочетаются с:
• Неврологической симптоматикой.
Ее проявления фиксируются в изменении мышечного тонуса. Тип нарушений мышечного тонуса, прежде всего, зависит от локализации вызвавшего его повреждения центральной нервной системы. Один из видов патологии - гипертонус - это повышенный тонус в мышцах языка, губ, лица, а также в мышцах шеи. Другим видом патологии мышечного тонуса является его снижение, или гипотонус. Изменения мышечного тонуса в мускулатуре артикуляционного аппарата также могут выражаться в виде непостоянного, меняющегося характера мышечного тонуса - мышечной дистонии.
• Поведенческими особенностями.
Наиболее встречаемое нарушение - это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Выделяют три варианта течения этого синдрома в зависимости от преобладающих признаков:
1) синдром гиперактивности без дефицита внимания;
2) синдром дефицита внимания без гиперактивности;
3) синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (на практике это наиболее распространенный вариант).
• Нарушениями в строении и функционировании артикуляционного аппарата.
Дети с неправильным прикусом, укороченной подъязычной уздечкой, артикуляторной диспраксией или апраксией как вследствие вышепере-численных нарушений, так и без них.
В коррекционной работе с такими детьми логопед встречается со следующими трудностями:
• Сложности вызывания звука.
• Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы.
• Трудности автоматизации вызванного звука в речи.
Сложности вызывания звука. В чем же заключается данная трудность? Ребенок не в состоянии уловить правильную артикуляционную позу, удержать органы артикуляции в нужном положении. Как бы ни старался специалист по подражанию или с помощью инструментария выстроить нужное положение артикуляционных органов, результата можно добиться только с очень большим трудом, на достижение поставленной цели уходит значительное количество времени.
Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы. Ребенок не запоминает артикуляцию звука. Алгоритм правильного произнесения не остается в памяти ребенка, успешное произнесение звука не сохраняется до следующего занятия.
Трудности автоматизации вызванного звука в речи. Звук вызван, но ребенок не употребляет его в речи. Многократные повторения слов, стихов и скороговорок не оказываются эффективными. Существует понятие «кабинетная речь» : войдя в кабинет логопеда и видя специалиста, ребенок старается правильно произносить в речи все вызванные звуки. Выходя за пределы кабинета и теряя из вида логопеда, ребенок возвращается к дефектному произношению звуков.
Отсюда следует вывод: традиционные упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики недостаточны для коррекции звукопроизно-шения. Здесь необходим комплексный подход.
Составляющие комплексного подхода
Что же входит в понятие «комплексный подход к коррекции звуко-произношения»?
Это:
• Логопедический массаж.
• Дыхательная гимнастика.
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковая гимнастика.
• Развитие фонематического восприятия.
• Нейропсихологическая коррекция.
• Речедвигательная ритмика.
Логопедический массаж. В настоящее время нарушения произношения так осложнены, что редко когда можно обойтись без логопедического массажа. К логопедическому массажу можно отнести специальные приемы массажа языка, лица, воротниковой зоны, массаж рук.
Существуют различные виды данного массажа: ручной, зондовый, точечный и др. Современному учителю-логопеду необходимо овладеть навыками логопедического массажа для эффективной коррекции тяжелых речевых нарушений.
Дыхательная гимнастика. Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. На каждом занятии желательно выполнять одно-два дыхательных упражнения. Упражнения выполняются обычно перед комплексом артикуляционной гимнастики. Для эффективности эти упражнения рекомендуется выполнять перед зеркалом, логопед использует специальные дидактические игры, предметные и сюжетные картинки, стихи.
Артикуляционная гимнастика. Несомненно, традиционно базовым приемом коррекции звукопроизношения была и остается артикуляционная гимнастика.
Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка, губ и щек. Для этого и была создана артикуляционная гимнастика. Существуют активная и пассивная артикуляционные гимнастики, традиционная и нетрадиционная. Для каждого ребенка создается индивидуальный комплекс упражнений, которые подбираются соответственно нарушению звукопроизношения. Упражнения необходимо располагать в определенном порядке:
- от простого к сложному;
- от статики к динамике.
М. Ф. Фомичева указывала: «Упражнения должны быть целена-правленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения».
Упражнения выполняются перед зеркалом, количество повторов варьируется в пределах от 5 до 7 раз.
Для эффективного выполнения артикуляционной гимнастики ис-пользуются предметные и сюжетные картинки, фотографии, дидактические игрушки, стихи и сказки.
Пальчиковая гимнастика. Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Логопеды, руководствуясь результатами этих исследований, широко использовали пальчиковую гимнастику в системе работы с детьми с ограниченными речевыми возможностями.
Опыт показывает, что пальчиковая гимнастика и игры благотворно влияют на развитие ребенка, в том числе и на его речевое развитие. Это заметили еще в древности: в русском фольклоре и в фольклоре других стран (например, в английском, болгарском и т. д.) существует множество игр и стихов, которые сопровождаются движениями пальцев. В Японии с малышами начинают выполнять гимнастику для пальчиков уже в два-три месяца.
У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недо-статочность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Даже нормально развивающемуся ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
В коррекционной работе с современными детьми с ограниченными речевыми возможностями пальчиковая гимнастика, а также и массаж рук, незаменимы и необходимы.
Пальчиковая гимнастика, так же как и артикуляционная, бывает активная и пассивная. Упражнения сопровождаются стихами и потешками. Сначала следует выполнять упражнения без речевого сопровождения. Затем рекомендуются пальчиковые игры, синхронизированные с речью.
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Фонематический слух - умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох - вход, сон - нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля - капля, кит - кот).
Фонематическое восприятие - звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:
• умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
• умение определять позицию звука в слове;
• умение определять последовательность звуков и их количество.
Развитие фонематического слуха - неотъемлемая часть коррекции звукопроизношения. Конечно, в процессе вызывания и автоматизации звука происходит развитие фонематического слуха. Однако необходимо дополнительно развивать это умение у детей.
Одним из видов работы на этапе коррекции звукопроизношения явля-ется развитие у ребенка умения улавливать разницу между правильным и дефектным звуками. При замене ребенком одного звука другим логопед проводит дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки-символы. Используется картинный материал, предложенный М. Ф. Фомичевой или Т. А. Ткаченко.
На помощь приходят и современные логопедические компьютерные программы («Игры для тигры», «Учимся говорить правильно»).
Нейропсихологическая коррекция. Современная логопедическая работа неразрывно связана с нейропсихологической коррекцией. Идеально, если у логопеда есть возможность работать с ребенком совместно с нейропсихологом. Если такой возможности нет, можно использовать элементы нейропсихологических программ в своих занятиях.
Нейропсихология - это отрасль науки, находящаяся на стыке психологии, медицины и физиологии. Она изучает, как функционирует и развивается мозг человека.
Детская нейропсихология - наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе (процессе развития). Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии и возрастной психофизиологии.
Наш мозг можно условно разделить на три блока:
• Первый - энергетический блок — находится на нижнем уровне (ствол и подкорковые структуры). Он отвечает за подачу энергии на два вышележащих уровня.
• Блок памяти, восприятия предметов и пространства занимает второй уровень в средних отделах мозга (темя, виски, затылок). Здесь осуществляется прием, хранение и переработка информации.
• На третьем уровне - передние (лобные) отделы мозга - блок про-граммирования и регуляции деятельности, которому принадлежат планирующие и смыслообразующие функции.
Мозг ребенка развивается неравномерно, мозаично. Каждый из этих отделов может иметь те или иные органические изменения и нарушения, может произойти задержка функционирования какого-либо отдела.
Причины многообразны: от недостаточного снабжения кислородом во время беременности до неправильного прохождения ребенком всех фаз развития: подъем головы, сидение, ползание, вставание на ноги и т. п.
Нейропсихологическая коррекция строится с учетом индивидуальных особенностей детей, предусматривается развитие всех необходимых функций (программа «Логоритм» автор – учитель-логопед, нейропсихолог А. А. Блудова).
Когда нарушение звукопроизношения осложнено неврологической симптоматикой либо нарушением поведения, то положительной динамики можно достичь в комплексе с нейропсихологической коррекцией.
Например, нейропсихологическая программа Т. Н. Ланиной «Дель-фины» содержит упражнения на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционные упражнения, которые помогают скорректировать речевое недоразвитие ребенка, в том числе и произношение.
Важно помнить, что нейропсихологической коррекцией профессиональ-но может заниматься только квалифицированный нейропсихолог. С этим специалистом логопед должен работать одновременно, постоянно обсуждая динамику коррекции каждого ребенка, вырабатывая общую стратегию и решая общие задачи. При отсутствии возможности сотрудничества с данным специалистом логопед может только частично использовать игры и упражнения, разработанные нейропсихологами, на своих занятиях.
Речедвигательная ритмика. Автоматизация вызванных звуков происходит эффективно, если соблюдать определенную последовательность:
• автоматизация изолированного звука;
• автоматизация звука в слогах;
• автоматизация звука словах;
• автоматизация во фразе;
• автоматизация в стихотворных текстах;
• автоматизация в рассказах;
• автоматизация в самостоятельной речи.
Необходимо помнить, что речевой материал для включения нового звука в речь должен содержать все усвоенные и хорошо произносимые звуки. Также важно на начальном этапе автоматизации помещать закре-пляемый звук в ударный слог, так как именно этот слог произносится в слове наиболее четко.
При затруднениях вызывания и автоматизации вызванных звуков очень эффективна речедвигательная ритмика.
Речедвигательная ритмика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Эта ритмика рассматривается автором как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррек-ционных мероприятий для детей с речевой патологией.
Характеристика основных звеньев речедвигательной ритмики:
Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания.
Развитие речи и коррекция речевых нарушений : развитие темпа и ритма дыхания, продолжительность выдоха, развитие орального праксиса, просодики речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения.
Средствами речедвигательной ритмики являются:
• Двигательные упражнения, направленные на нормализацию мы-шечного тонуса.
• Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений.
• Упражнения на развитие дыхания.
Речедвигательная ритмика - это система знаков. Занимаясь изучением возникновения и первоначального развития языка, многие ученые подчер-кивали значимость системы языковых знаков в речевой деятельности. Зна-комая коммуникация - это коммуникация, предполагающая отражение.
Каждому звуку соответствует физиологически обусловленное определенное движение. Сочетая произнесение звука с движением, можно добиться вызывания искаженного звука, а затем эффективно автоматизировать звук в речи. Сопровождающее движение по мере автоматизации звука постепенно убирается, оставляя закрепленное правильное произношение звука.
Эффект упражнений заметен и при трудной автоматизации смягчаемых звуков, при разведении увулярного и правильного звука Р.
Необходимо помнить, что звуки у детей вызываются в определенной последовательности. А. В. Ястребова предлагает такую последовательность устранения недостатков произношения: п, п’, б, б’, т, т’, д, д’, к, к’, г, г’, с, с’, з, з’, ш, ж, р, р’, л, л’, ч, щ, ц; и последовательность дифференциации звуков : б-п, т-д, к-г, с-з, ш-ж, с-ж, ж-з, р-л, ч-т’, щ-с’, щ-ч, щ-т’, ц-с, ц-т, ц-ч. Последовательность звуков для коррекции звукопроизношения, представленная М. Ф. Фомичевой: а, у, о, и, э, б, б’, п, п’, м, м’, в, в’, ф, ф’, т, т’, д, д’, н, н’, к, к’, г, г’, х,х’, ы, я, е, е, ю, ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’. Однако важно понимать, что в каждом индивидуальном случае эта последовательность может варьироваться в зависимости от наличия у ребенка фонетически правильных звуков и от предпосылок к вызыванию какого-либо звука. Например, если у ребенка есть изолированный звук Р, но дефектное произношение свистящих звуков, естественно, логопеду необходимо начать автоматизацию звука Р, не дожидаясь появления правильного С. Вызывание звука С будет проходить одновременно с автоматизацией звука Р.
Итак, осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода при коррекции звукопроизношения, где логопед будет грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы.
Литература
1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб. : Библиополис, 1995.
2. Краузе Е. Н. Логопедия. - СПб. : Корона. Век, 2012.
3. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб. : Корона. Век, 2011.
4. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. - М. : АСТ, 2010.
5. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов н/ Д: Феникс, 2010.
6. Сименович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М. : Генезис, 2008.
7. ФомичеваМ. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.
8. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М. : Просвещение, 1989.
9. Хватцев М. Е. Логопедия. Кн. 1, 2. - М. : Владос, 2009.