Алена Иванова
Трансформируемые игровые модули для детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Решение проблемы образования детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП) является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.
Публикация «Трансформируемые игровые модули для детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
Социализация детей с особыми образовательными потребностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые общепринятые нормы и правила поведения, необходимые для жизни в обществе.
Одним из условий успешной социализации детей с ООП является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего, необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Перед педагогами всегда при организации работы с детьми с ООП в первую очередь встает проблема, как формировать у детей социально – бытовые навыки, навыки самообслуживания, элементарную ориентацию в окружающем мире, которые помогут им для дальнейшей интеграции в общество, в их адаптации к окружающему.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет : «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Игры, моделирующие формирование навыков самообслуживания, навыков поведения в бытовых условиях, - это мобильные трансформируемые модули которые позволяют реализовать специфические интересы в развитии социально-бытовых навыков у детей в игровой деятельности, а также обеспечивают соответствие информационного поля среды познавательным и коммуникативным и физическим возможностям детей в самостоятельной игровой деятельности.
Пособия позволяют осуществлять свободный выбор разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды для самостоятельной игровой деятельности, способствуют самореализации каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.
Одна из форм использования предложенных материалов игра-манипуляция. «Ателье и мастерская». Это не традиционная стационарная игра, а возможность обеспечивать игровую деятельность в удобном для ребенка месте, подобрать удобный момент при организации занятий, не отвлекая ребенка на перемещения в игровую зону. Игры манипуляции - при данной организации игровой деятельности у ребенка формируются навыки самообслуживания, представления о назначении предметов, это некий тренажер, надолго занимающий внимание ребенка, благодаря обилию закрепленных на нем интересных деталей. Особенность применения в практике трансформируемых игровых модулей, в том, что с применением их ребенок совместно со взрослыми и сверстниками может моделировать бытовые ситуации, ситуации повседневной жизни.
Другая форма использования предложенных материалов игра – моделирование. Развитие социальных навыков давно известны, формируются в сюжетно-ролевой игре. Но в силу своих возможностей не всегда дети могут участвовать в полноценной игре, и не всегда могут ее организовать. Поэтому одна из форм развития сюжетно-ролевой игры при работе с детьми с особыми образовательными потребностями это игра- моделирование отдельных сюжетов. Трансформируемые игровые модули позволяют ребёнку перемещать сюжет игры в любое для него место и обыгрывать различные ситуации. Все атрибуты находятся в шаговой доступности, на уровне вытянутой руки. В дополнение используются атрибуты, которые позволяют ребенку обогащать моделируемые ситуации.
Многофункциональные игровые модули «Медицинский центр», «Супермаркет». Позволяет охватить несколько социальных объектов, приспособиться детям с ООП к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, адаптироваться через игру в социальном окружении, стать «хозяином» своей деятельности. И только та игра, которая захватывает ребёнка с ООП, развивает его мыслительные операции и волевые качества, пробуждает сильные чувства, и помогает адаптироваться и усвоить нормы и правила, принятых в обществе.
Данные игры позволяют:
- формировать способы действия с предметами;
- формировать освоение первоначальных представлений социального характера;
- формировать навыки самообслуживания;
- формировать культурно-гигиенических навыки;
- формировать взаимоотношения со сверстниками;
- формировать алгоритм выполняемых действий.