Любовь Ивановна Шампарова
Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей, изготовление наглядного дидактического пособия : «Неделя», картинки, трафареты для обводки.
Цветные обозначения дней недели распределили с ребятами в соответствии семи цветов радуги используя знакомые строчки: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Понедельник стал изображаться красным цветом, вторник – оранжевым, среда - жёлтым, четверг – зелёным, пятница - голубым, суббота – синим, воскресенье – фиолетовым.
Публикация «Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников, Цветные модули „Сутки“, „Неделя“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Старшая группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2016
Предлагаемые на этом этапе дидактические игры требовали от детей использовать приобретённые знания в новых связях и новых обстоятельствах. Дидактические игры: «Раз, два, три, неделю собери!», «Неделя, стройся!», «Назови соседей», «Чья неделя быстрее соберётся?», «Закрась соответствующим цветом», «Запомни и назови», «Закрой пустые клеточки» и. т. д.
Таким образом у детей быстро и осознанно сформировалось представление о неделе как единице времени о её составе, длительности, периодичности и тесной взаимосвязи с деятельностью людей и самих детей.
Наибольшую трудность вызывают у детей как обобщённая так конкретная терминология обозначающая временной интервал – сутки. Сведения о времени суток оказались ещё более разрозненными нечёткими. Большинство детей различало только утро, ночь, причём словом «утро» обозначали всю светлую часть суток. Дети определяли время суток преимущественно по режимным моментам связывая их с определённым видом деятельности, постоянно повторяющимися в определённый отрезок суток. И опять незаменимыми оказались художественные иллюстрации, сюжетные картинки, дидактические пособия. Так при помощи иллюстраций серии картинок появилась возможность показать детям преобладание розового цвета в утренние часы, жёлтого – в дневные, голубого - в вечерние и тёмно – фиолетового – в ночное время. Таким образом, каждая часть суток получила своё цветовое обозначение, признак цвета стал показателем различных частей суток. То есть вновь появилась возможность использовать знаки как модели, символизирующие один из значимых признаков каждого отрезка суток – его цветовую гамму. Утро – розовый, день – жёлтый, вечер – голубой, ночь – фиолетовый.
Обобщённые знаки послужили наглядным материалом как распознавания частей суток, так и для установления последовательности между ними помогли детям составить представление о продолжительности суток.
Цветовые знаки в качестве раздаточного материала используем в дидактических играх: «Назови и разложи все части суток», «Займи своё место», «Что дальше?», «Какой цвет не подходит?», «Что сначала, что потом?», «Вчера, сегодня, завтра». и. др. Эти игры помогают детям осознанно воспринимать сутки в целом последовательность частей суток. При этом у детей складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.
Спасибо за внимание!