Татьяна Владимировна Тришина
«Троица». Развлечение в рамках проекта «Моя Родина-Россия»
Дети подготовительной группы проводят русские народные игры с детьми средней и старшей групп (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно –эстетическое развитие).
Составила Тришина Т. В. - воспитатель ОЧУ «Первая Московская гимназия».
Цель. приобщение детей дошкольного возраста к традициям предков истокам народной культуры.
Задачи:
Развивающие :
1. Развивать желание и способность радоваться самому на празднике и доставлять радость другим.
2. Развивать любознательность.
Воспитывающие:
Публикация «„Троица“, Развлечение в рамках проекта „Моя Родина-Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Троица. Празднуем День Святой Троицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2017
1. Воспитывать уважение к традициям предков.
2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, подвижным играм.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой.
4. Воспитывать уважительное отношение к играющим вместе с тобой (выслушивание друг друга во - время договаривания о действиях)
Познавательные:
1. Познакомить детей с народным летним праздником Троица, с обрядом украшения летней березки.
2. Расширить представления об образе березы в поэзии, музыке.
3. Обогатить словаря детей.
Место и время проведения: полянка с берёзкой на территории детского сада во время утренней прогулки.
Оборудование: костюмы: сарафаны, красы, рубахи – косоворотки, картузы; большая ветка берёзы, платочки, ленточки, сундук, большая сковорода; дрова, спички, воротики для игр, яйца, окрашенные в зелёный цвет и обычные, деревянные ложки, иллюстрация гуляний на Троицу.
Музыкальное сопровождение: фонограмма песни «Во поле берёза стояла», минусовка к песне «Мы вокруг березки» (слова А. Матлиной, музыка Р. Рустамовой, минусовка «Барыня».
Предварительная работа: Разучивание закличек, потешек, стихотворений о берёзе. Беседы о празднике Троица. Рассматривание картины Исаака Левитана «Березовая роща», рисование или аппликация (по выбору детей) берёзки Наблюдение за березой на прогулке. Разучивание русской народной песни «Во поле береза стояла», хороводной игры «Вокруг берёзки я хожу», «Найди дерево».
Игры и ведущие
Приглашение малышей - Нелли, Лиза.
Встреча на поляне - Герман, Вероника
Украшаем берёзку. Стихотворение - Женя.
«Заря» - Соня Бахчеева
Ваня - Егор.
Игра «Барашеньки» - Лиза, Егор.
Барыня. Игра - оркестр «Барыня» - Катя
«Катальница» - Вероника, Софья.
«Бросальница» Гера,
Развлечение.
Воспитатель: Ребята, пришли мы в гости к вам вместе с берёзкой – главным и любимым деревом на Руси. Берёзка пригласила нас, чтобы вместе с ней встретить праздник – Троица.
Нелли: В далёкую старину, когда заканчивалась посевная работа на полях, наступало время весёлого праздника – Зелёных святок, по-другому Троица. Праздник Троица – такой же любимый народный праздник, как и зимние Святки.
Лиза: Вы зимой колядовать ходили? А сегодня играть пойдём? Так давайте сначала нарядимся
Дети подготовительной группы помогают переодеваться детям средней.
Лиза с Нелли: А теперь на поляну пойдём, хоровод заведём.
Герман.
Вы не спать пришли, не стоять пришли.
А Троицу- праздник встречать пришли.
Вероника.
Троица зеленая, гостья наша дорогая.
Ты приходишь в воскресенье -всю неделюшку веселье.
Воспитатель: В Троицу нельзя было ломать и рубить лес. Разрешалось срубить только одну маленькую березку. Ее наряжали, как красную девицу - в сарафан и платочек, ходили с ней в гости. Давайте и мы нарядим нашу красавицу.
Женя.
Вокруг берёзки я хожу,
Вокруг беленькой хожу.
Я не знаю, чем берёзку наряжу,
Чем я белу, кудревату одарю.
Одарю берёзку алой ленточкой,
Да переленточкой.
А ещё шелковым платком,
Да лазоревым венком.
(Все вместе наряжаем берёзку ленточками и платочками)
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками
В карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Вероника: Красавица наша, как заря – заряница заиграла. Может в эту игру и поиграем!
«Заря» (Вероника)
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Ваня (Егор) : Здравствуйте, судари да сударыни! Давайте покумимся.
Женя: А, что это такое «кумиться»?
Ваня: А, это, когда двое обнимаются и целуются, как на Пасху, толь при этом поют:
Покумимся, кума (кум, покумимся,
Нам с тобою не браниться – не браниться,
Вечно дружиться!
- А потом никогда не ссорятся и мирно живут, радуются!
(Кумимся, поём.)
Ваня: А, что, хороша ли у меня лошадь? (показывает). Я её поймал, да оседлал.
Лиза. (Смеётся.) Хорошо поймал, только задом наперёд оседлал!
Ваня: Ну, погоди! (девочка убегает, Ваня догоняет)
Лиза: Ребята, а, вы, помните в какой игре мы Ваню дразнили, а он нас догонял?
Игра «Барашеньки» (Лиза, Егор)
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В середине водящий – Ваня.
Барашеньки, крутороженьки, Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
По горам ходили, Руки на поясе, топающим
По лесам бродили. шагом идут по кругу.
В скрипочку играли Останавливаются, поворачиваются в круг
Ваню потешали. лицом, имитируют игру на скрипке.
Ваня, Ваня, простота Руками показывают на Ваню.
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед Упираются кулачками в бока.
Выполняют пружинки с поворотами.
Прыжком разворачиваются лицом из круга.
И поехал в огород. Выполняют пружинки, руки держат «поводья».
С окончанием текста Ваня догоняет детей, они убегают на места.
Воспитатель. Ой, а это что за барыня?
Барыня (Катя). Я не просто барыня, я барыня с оркестром!
Вероника. А, где оркестр твой, барыня?
Барыня (Катя). Перед Вами весь, сударыня! (показывает на всех детей).
Игра - оркестр «Барыня» (Катя).
Дети делятся на четыре группы. Каждая группа вместе с ребёнком из подготовительной группы разучивает свои слова.
Первая группа – Веретёна точены.
Вторая группа – Веники замочены.
Третья группа – Пей чай с пирогами.
Четвертая группа – Мы поедем за грибами.
Все вместе разучивают – Барыня – барыня, сударыня – барыня.
По команде барыни, та часть детей, на которую она, показывает рукой, говорит свои слова. Если ведущий, поднимает вверх обе руки, все дети поют последнюю строчку и танцуют по показу подготовишек. Получится большой хор. Закончив петь хлопаем в ладоши, а барыня усаживается на сундук.
Герман. Расскажи нам, барыня, что хранишь в сундуке?
Барыня (Катя) : Я знаю загадки, а в сундуке храню отгадки.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
Спрыгивает с сундука достаёт корзинку с яйцами зелёными и обычными.
Воспитатель. Почему яйца зелёные?
Катя. А потому, что на зелёные Святки – на Троицу, как на Пасху было принято яйца красить (они символ жизни, но только в зелёный цвет, потому что это цвет живой природы.
Барыня:
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот
Открывай пошире рот. (Ложка)
Когда их отворяю, они и телегу на двор пропускают? (Ворота)
Воспитатель. Ребята, вы помните, в какие игры мы на Пасхальной неделе игралте, в какие игры мы на Пасхальной неделе играли? На Троицу в такие же поиграть можно.
Эстафета.
Игроки делятся на две команды. Каждый игрок, держа в руках ложку с яйцом, должен добежать до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему игроку команды. Выигрывает команда, последний игрок которой вернулся первым.
«Бросальница».
Один из игроков кладёт два яйца так, чтобы между ними не могло прокатиться яйцо. Второй игрок становится на расстоянии и бросает своё пасхальное яйцо. Если он попадёт одновременно в оба — выиграл, а если только в одно яйцо или не попал вообще — проиграл.
«Катальница».
Прокатить яйцо в воротики.
Дать возможность всем детям поучаствовать в играх и обратить внимание детей на то, что в сундуке ещё остались загадки.
Барыня (Катя) :
В ней пожарю я котлету
И картошку без труда,
Испеку блины к обеду,
Ведь она –. (Сковорода)
Кривы, корявы, залегли, как павы,
А как стали горячи, облизали кирпичи. (Дрова)
Спят смирно дочки в фанерном домочке.
У сонь, у тихонь в головах огонь. (Спички)
Воспитатель. А это ты зачем к Троице подготовила?
Барыня (Катя). А для того приготовила, что на Троицу, после весёлого гулянья, принято было устраивать общую трапезу (угощение, а главное блюдо в этот день яичница жареная на костре!
А теперь скажу вам я, что прощаться нам пора…
Праздник веселый удался на славу,
Мы думаем, всем он пришелся по нраву!
Воспитатель: Давайте ещё раз полюбуемся на Берёзоньку и споём на прощание.
Песня «Мы вокруг березки»
Слова: А. Матлиной. Музыка: Р. Рустамовой
1. Мы вокруг березки,
Хороводом стали
Яркие платочки
Высоко подняли
Припев: Ты, березка,
посмотри, посмотри,
Это пляшут
малыши, малыши.
2. Мы вокруг березки
Весело гуляли
Весело гуляли,
Ножками шагали.
3. Мы с тобой, березка,
Поиграем в прятки.
Отгадай березка,
Где же все ребятки.
4. А теперь, березка,
Нам пора проститься,
Нам пора проститься,
Низко поклониться.
Барыня (Катя). А теперь пора и за трапезу. Милости просим, всех на чаепитие зовём.
Чаепитие.