Папки-передвижки

Конспект занятия «Тут дети взрослели и выжить сумели. Дети блокады»

Галина Носуленко
Конспект занятия «Тут дети взрослели и выжить сумели. Дети блокады»
▼ Скачать + Заказать документы

«Тут дети взрослели и выжить сумели…» (ДЕТИ БЛОКАДЫ)

27 января- скорбная дата для нашей страны. Это день памяти по жертвам блокады Ленинграда. Тема Великой Отечественной войны очень болезненна для России. Нет такой семьи, которой бы не коснулась эта трагедия. И мою семью беда не обошла стороной. Оба мои деда воевали, оба были ранены. Один из них скончался в госпитале от ран.

Публикация «Конспект занятия „Тут дети взрослели и выжить сумели, Дети блокады“» размещена в разделах

Блокада Ленинграда унесла жизни более 800 тыс. человек, среди них было много детей, в том числе и ровесников сегодняшних дошкольников. Говорить об этом надо, только осторожно, не раня детскую психику. Говорить о том, как дети в нечеловеческих условиях сумели не только выжить, но и вместе со своими матерями, отцами, братьями и сёстрами встать на защиту родного города, самоотверженно отдавая все силы на борьбу с врагом.

Сегодня фашизм снова поднимает голову. И мы, потомки победителей, должны делать всё, чтобы эта трагедия не повторилась.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: дети подготовительной группы ДОУ (6-7 лет)

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: формирование чувства восхищения подвигом юных ленинградцев и желания подражать им в их стремлении стать настоящими гражданами своей страны с ответственностью за всё, что в ней происходит.

Задачи:

обучающие:

• расширить знания о Великой Отечественной войне, о подвиге города Ленинграда и об участии детей в обороне Ленинграда;

• пополнить словарь детей словами блокада, кольцо блокады, город-герой, бомбоубежище, метроном;

развивающие:

• способствовать развитию умения логически излагать свои мысли, отвечая на вопросы;

• продолжать развивать умение слушать и слышать обращённую речь;

• развивать познавательный интерес к истории своей страны;

воспитательные:

• продолжать воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну;

• воспитывать бережное отношение к хлебу;

• воспитывать чувство принадлежности к своей стране, к Родине.

Планируемые результаты:

• у детей повысился интерес к истории Великой Отечественной войны;

• подвиг детей блокады вызвал чувство гордости, а гибель – сочувствие и сопереживание;

• расширились знания о ВОВ;

• Словарь обогатился словами блокада, кольцо блокады, город-герой, бомбоубежище, метроном.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: этическая беседа с целью воспитания нравственных чувств и формирования нравственных представлений, суждений, оценок.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• игровая технология;

• беседа;

• вопросы проблемного характера, риторические, наводящие вопросы;

• наглядный материал (фотографии, слайд шоу

• прослушивание записей

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.) : ноутбук, мультимедийная панель (при наличии, записи музыки, сирены, метронома, кусочек чёрного хлеба, флажки, музыка для игры, заготовки гвоздик, плакат.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов ДОУ

Перед проведением беседы необходимо провести предварительную работу. Это и чтение художественной литературы по теме, и слушание песен военных лет. Важно выбрать произведения, которые вызовут интерес у ребят. Рассказ воспитателя должен сопровождаться показом картинок, фотографий – это активизирует мыслительную деятельность дошкольников, их воображение. Речь доступной.

Во время беседы необходимо обращаться к личному опыту детей, к семье. Начать беседу надо с того, что вызовет первоначальный интерес. В заключительной части необходимо подвести итог.

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Чтение художественной литературы: «Лист фикуса» В. Н. Семенцева, «Вот как это было» Ю. Герман, «Кукла» Г. Черкашин. Прослушивание песен военных лет, изготовление плаката и гвоздик для итоговой части беседы. Подготовка стенда «Дети блокады».

КОНСПЕКТ

Ребята, а вы знаете, что такое война?

(Ответы детей.)

Одной из самых страшных и жестоких войн была Великая Отечественная война с немецкими захватчиками, когда полчища гитлеровских войск двинулись на нашу страну. (Звучит Симфония №7 "Ленинградская" Д. Шостаковича («эпизод нашествия».)Очень много горя и разрушений принесла эта война. В каждый дом пришла беда.

У кого прадедушки или прабабушки участвовали в этой войне? Расскажите. (Ответы детей.)

Люди героически сражались за свою Родину, за своих родных и близких.

И за это были отмечены наградами. Но героями становились не только люди, но и города.

Какие города–герои вы знаете (Ответы детей.)

Сегодня мы поговорим с вами о городе-герое Ленинграде, о его подвиге во время Великой Отечественной войны и о подвиге детей ленинградцев.

Вы любите хлеб? У меня в руках маленький кусочек хлеба. На несколько долгих зимних месяцев 1941-42 годов такой кусочек хлеба стал для ленинградцев единственной едой на целый день. И вода. Других продуктов практически не было. Продавали хлеб по карточкам. По 250 грамм рабочим и по 125грамм всем остальным (служащим, детям).

Почему же не было других продуктов? Почему только небольшой кусочек хлеба на целый день? Как вы думаете? (Ответы детей.)

Всё дело в том, что 8 сентября 1941 года гитлеровские войска окружили Ленинград с суши. Посмотрите на карту.

Город оказался в кольце, т. е. в окружении. Началась 872- дневная блокада города Ленинграда. Продукты быстро заканчивались. Склады с продовольствием разбомбили немцы.

В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики.

Ребята, как вы понимаете,что такое кольцо блокады? (Ответы детей.) Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и плотно прижмёмся друг к другу. Что получилось? (Ответы детей.)

Блокада–это осадное кольцо. Из него нельзя выйти. И попасть внутрь тоже нельзя.

Присаживайтесь.

Единственной дорогой в осажденный город стало Ладожское озеро.

До наступления холодов грузы перевозили на баржах по воде.

Зимой, когда озеро замерзло, по нему была проложена дорога, по которой доставляли в Ленинград продовольствие и всё необходимое для города. Из города по этой дороге везли детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».

Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и людьми.

А как же складывалась жизнь детей в осаждённом городе?

Когда блокадное кольцо замкнулось, в Ленинграде кроме взрослых оставалось 400 тысяч детей. Это были и только родившиеся дети, и дети дошкольного возраста, и школьники. Конечно, их прежде всего старались сберечь от обстрелов, от бомбежек.

Город и днём и даже ночью бомбили с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал. (Звучит запись воздушной сирены.)Когда они его слышали, то прятались в бомбоубежище.

Что такое бомбоубежище? (ответы детей).

Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки. А после отбоя воздушной сирены люди слышали такой звук (звучит запись метронома). Это Ленинградский метроном.

Что такое метроном? Может кто-нибудь знает?

Метроно м- механический прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени при определении темпа в музыке.

Когда на радио не было трансляций, звучал метроном.

Как вы думаете, для чего между передачами на радио включался метроном (Ответы детей.)Он давал людям понять, что город живет, радио работает, сердце Ленинграда бьётся.

За все время Блокады от голода погибло очень много взрослых и особенно детей.

Предлагаю вам, ребята, встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.

(Минута молчания под звук Ленинградского метронома).

Садитесь, пожалуйста.

А те, кто оставался в живых, мужественно боролись против врага. В этой борьбе принимали участие и дети.

Дети блокадного Ленинграда быстро стали взрослыми.

Что значит стать взрослым (Ответы детей.) Считаете ли вы себя взрослыми?

Дети помогали старшим насколько хватало сил. Мальчики и девочки засыпали чердаки песком, чтобы обезопасить дома от зажигательных бомб, запасали воду для тушения пожаров, во время воздушных налетов вместе с взрослыми дежурили на крышах.

Семилетний мальчик Витя Тихонов взял на улице зажигательную бомбу и оттащил в песок.

Людмиле Васильевне Пожедаевой зимой 1941 года было всего 7 лет. Проживала она с мамой в Кировском районе. Несмотря на столь юный возраст, маленькой Люде приходилось самой получать хлеб по карточкам. Мама работала на заводе и не могла отлучаться надолго.

В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду приходилось брать из реки Невы и каналов. Доставали её люди, в том числе и дети, с великим трудом. Возили воду на санках в бидонах.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки. Дети, которые оставались дома, для того чтобы греться и поддерживать тепло, жгли в них мебель, книги, письма.

Вот как об этом времени пишет в своём стихотворении Л. Пожедаева:

Вживалась в очередь — за хлебом,

Брела за снегом — для воды…

Колола щепки для буржуйки…

Едва спасалась от беды.

Семь лет! Какие это годы,

Чтоб в одиночестве прожить!

Но жизнь — учитель очень строгий

И запретила мне скулить…

Мы все взрослели по минутам

И по секундам счет вели…

И тот, кто пережил блокаду, —

По духу не были детьми…

Ей было столько же лет, сколько и вам сейчас!

На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже дети. Для этих ребят были изготовлены специальные подставки, чтобы они могли доставать до станков. Когда перед прорывом блокады на заводы стали приезжать делегации из фронтовых частей, видавшие виды бойцы еле сдерживали слезы, когда видели над рабочими местами девочек и мальчиков плакаты со словами «Не уйду, пока не выполню норму».

Несмотря на тяжёлую обстановку фронтового города в конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников приступили к учебным занятиям.

Посмотрите на фотографии. В какой обстановке проходили занятия?

(Ответы детей.)

Занятия проходили в необычных условиях. Часто уроки прерывались воем сирены, что означало начало артобстрела или бомбёжки. Тогда ребята спускались в бомбоубежище, и занятия продолжались. Учиться в суровых зимних условиях было настоящим подвигом. Ученики вместе с учителями сами находили и приносили дрова, привозили на санках воду, наводили порядок в школе. В школах стало необычайно тихо, у детей не было сил бегать и шуметь на переменах. Урок длился 20-25 мин. Помещения отапливались плохо либо не отапливались вовсе. Мерзли не только сами дети, но и замерзали чернила в ручках. Поэтому записей не вели.

Вопреки трудностям в январе проводились новогодние ёлки. Взрослые, как могли, старались отвлечь детей от ужасов войны и лишений, выпавших на их долю. После представления детей кормили обедом и вручали маленькие подарки, которые состояли из конфетки, двух мандаринок и пряника. Для ленинградских детей это было настоящим праздником.

После занятий в школе ребята занимались общественными делами. Одни шли в госпиталь. Там они помогали кормить и поить тяжело раненных, мыть полы, убирать

палаты. Давали концерты для раненых, чинили белье, писали письма под диктовку тех, кто не мог писать сам. Отвлекали от тяжёлых мыслей.

Другие шли на поля и огороды, чтобы выращивать овощи.

Ребята, приходилось ли вам работать в огороде? (Ответы детей.) Городу нужны были овощи. Три года с весны до осени ленинградские дети вместе со взрослыми работали на полях и огородах, чтобы город эти овощи получал. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные

урожаи.

Всё испытали: и жару и заморозки, и дождь и грязь. Так было нужно для города, для победы.

Но не только учились и работали дети блокадного Ленинграда. Они продолжали заниматься музыкой, танцами. Потом под руководством своих педагогов выступали в госпиталях перед ранеными и даже в прифронтовой зоне. Очень часто приходилось танцевать без музыки, чтобы их не услышали на вражеских позициях. По этой же причине артистам не аплодировали, а полы застилали сеном, чтобы не было слышно стука каблуков.

Как вы думаете, ребята, нужны ли были нашим раненым и бойцам с фронта такие концерты? (Ответы детей.)

Конечно, им было важно получать положительные эмоции, отдыхать душой. Они видели, как дети, не жалея сил, вносят свой вклад в победу. И эта мысль поднимала боевой дух и давала силы бороться с врагом дальше. Да и самим детям нужны были эти выступления, чтобы забыть об ужасах войны, о своих страхах и потерях.

Во время блокады действовали детские сады. Многих детей вывезли из Ленинграда, поэтому вместо нескольких групп часто делали одну. Дети находились круглосуточно в саду, потому что родители работали и не могли забирать их домой.

Можете ли вы сейчас себе такое представить?

Тяжёлой была первая зима в блокадном Ленинграде. Недостаточное питание ослабляло детские организмы. Тем не менее в детских садах, как и в школах, проводились новогодние ёлки. А также ребята старших групп выступали на радио: читали стихи, пели песни, играли на шумовых инструментах под музыку рояля.

С наступлением весны детей стали выводить на прогулки. Но никто не бегал. Не было сил. Бывало прогулки прерывались из-за обстрелов и бомбёжки. Детей быстро отводили в бомбоубежище. Несмотря на тяжёлую обстановку, воспитатели проводили с ребятами занятия. Это происходило после завтрака. Малыши обычно играли с кубиками и куклами. Когда воспитателям удавалось найти бумагу, карандаши, пластелин, тогда старшие дети занимались рисованием и лепкой. А также со всеми ребятами проводили музыкальные занятия. Под музыку дети маршировали, как солдаты, летали, как самолёты, махали ручками, как птички… Взрослые, как могли, старались расшевелить детей, вернуть их к жизни.

Предлагаю вам поиграть. Проводится игра.

«Четыре сигнала»

Оборудование: флажки четырех цветов: красный, синий, желтый, зеленый. У ведущего четыре флажка. Дети «военные» смотрят на флажки и выполняют определенные движения. Игра проводится под музыку. Ведущий поднял желтый флажок, дети - «летчики» бегают, «летают» на самолетах, руки - «крылья» в стороны. Синий флажок – дети - «моряки», плавают «брассом» разводя руками «волны». Зеленый флажок – дети - «разведчики», ползают по-пластунски. Красный флажок – дети - «военные» кричат УРА!

Присаживайтесь.

С наступлением тёплых дней в детские сады начали приезжать артисты. Они наряжались клоунами и веселили и развлекали детей. Ещё в детский сад привозили детские фильмы «Золушка», «Леночка и виноград» и другие.

Кто-нибудь видел фильм «Золушка?» Посмотрите обязательно. Я в детстве его смотрела. Очень добрая сказка.

18 января 1943 года наши войска прорвали кольцо. Питание улучшилось. Но фашисты продолжали бомбить город. Поэтому многие детские сады вывозили в поселки на север области, где было спокойнее. Так многих детей удалось спасти от обстрелов. Взрослые заботились о детях, а дети заставляли взрослых бороться за жизнь.

И только 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята.

В честь этого события прогремел праздничный салют. Это был праздник со слезами на глазах. Более 600 тыс. жизней унесла блокада. Среди них многие тысячи детей.

А те, кто оставался в городе, плечом к плечу со взрослыми мужественно боролись с немецкими фашистами. Полтора миллиона жителей Ленинграда были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Среди них 15 тыс. детей и подростков.

Ответьте, ребята, какие испытания выпали на долю детей блокады?

(Ответы детей.)

Холод, голод, обстрелы, смерть родных и близких людей- всё пережили Ленинградцы. Отстояли свой город, преодолели все трудности и мучения блокады. До сих пор у людей, переживших войну и блокаду, особое отношение к хлебу.

Как вы думаете почему? (ответы детей)

В наше время у нас есть большой выбор разного хлеба. Вкусного, душистого, свежего. И мы должны относиться к нему бережно с уважением, не покупать лишнего, чтобы не выбрасывать, не крошить, не оставлять недоеденным.

В чём состоит подвиг Ленинграда?

Подвиг Ленинграда состоит в том, что люди находили в себе силы мечтать и работать, помогать слабым, читать, учиться и учить детей. Сила Ленинграда была в том, что даже маленькие дети были мужественными людьми, такими, как их родители и старшие товарищи. И в том, что город выстоял, есть и их заслуга.

В городе Ленинграде практически все памятники, посвящённые войне, связаны с блокадой.

ПИСКАРЕВСКОЕ КЛАДБИЩЕ – памятник скорби, посвященный ленинградцам - жертвам войны. Его центральной фигурой является монумент «Родина – мать». Открыт 9 мая 1960 г, в честь 15-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

ОБЕЛИСК «ГОРОД-ГЕРОЙ ЛЕНИНГРАД» появился на площади Восстания в 1985 году. В честь присвоения городу звания города-героя в 1965году.

«РАЗОРВАННОЕ КОЛЬЦО» – мемориал на Вагановском спуске западного берега Ладожского озера. Представляет собой скульптуру в виде двух, согнутых полукругом железобетонных арок. Открыт в 1966 году. Скульптура символизирует кольцо, в которое был взят город врагом, а разрыв между арками – «Дорогу жизни», проходившую по Ладожском озеру. Мемориал напоминает о тяжелом и опасном труде людей, строящих и обеспечивающих переправку грузов и людей по «Дороге жизни» - строителей, водителей грузовиков, моряков …

«ЦВЕТОК ЖИЗНИ» посвящен погибшим детям блокадного Ленинграда.

Мальчишкам и девчонкам Ленинграда.

Мальчишки и девчонки Ленинграда,

Война у вас детство украла.

Лишила родных и близких.

Мы вам поклонимся низко.

Вы повзрослели так рано.

Работали ночью и днём.

За ваши душевные раны

Низкий поклон.

И голод, и холод вас сковывал,

Пронзала жгучая боль.

Игрушки отброшены в сторону,

А цель лишь одна - фронт!

Спасибо, спасибо, ребята,

За вашу отвагу и труд.

И эта скорбная дата

Запомнится всем вокруг.

Н. Алексеева

Низкий поклон всем, кто отстоял нам право жить в нашей стране, говорить на родном языке, играть, учиться, петь, танцевать. Мы никогда не забудем подвиг наших дедов и прадедов. Будем помнить всегда!

Конечно, сейчас вы ещё малы и не можете посетить все памятные места города. Но мы можем «возложить» цветы, сделанные накануне и разместить их на нашем плакате.

Публикации по теме:

Фотоотчет о беседе в старшей группе «Блокада Ленинграда, дети блокады»Фотоотчет о беседе в старшей группе «Блокада Ленинграда, дети блокады» Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дети делают зарядку»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дети делают зарядку» Цель: развитие умения рисовать фигуру человека в движении. Задачи: - развивать мелкую моторику, умение оценивать свою работу и работу других.

Конспект занятия «Как говорят наши дети»Конспект занятия «Как говорят наши дети» Я вижу, как растёт трава И как цветы цветут, Но где же выросли слова И как они живут? Как появилось слово жизнь Возникло слово лето? Откуда.

Конспект логопедического занятия «Дети войны» в старшей логопедической группеКонспект логопедического занятия «Дети войны» в старшей логопедической группе Цель: расширять знания, активный и пассивный словарь детей о Великой Отечественной Войне, познакомить дошкольников с жизнью детей во время.

Конспект музыкального занятия «Как дети елочку искали» (средняя группа) Конспект музыкального занятия "Как дети елочку искали" (средняя группа) Цель: развитие музыкального воображения детей. Задачи: - развивать.

Конспект занятия по развитию речи «Дети в раздевалке»Конспект занятия по развитию речи «Дети в раздевалке» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Война и дети» ВидеоКонспект занятия по рисованию в старшей группе «Война и дети» Видео Цель: Формировать умения располагать изображения на альбомном листе, четко передавая данную тематику. Задачи: Учить рисовать фигуры детей,.

Конспект занятия в младшей группе детского сада дети 3–4 лет «Дом, в котором я живу» Задачи Образовательные: - Формировать у детей представление о частях, из которых состоит дом, материалах,из которых строят дом. - Дать предложение.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Тут дети взрослели и выжить сумели. Дети блокады»
Опубликовано: 3 марта 2024 в 18:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Тут дети взрослели и выжить сумели. Дети блокады»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Носуленко (УИ 2526506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД