Получи документы

Творческое музицирование: теоретические основы методики Т. Э. Тютюнниковой

Арина Мулярова
Творческое музицирование: теоретические основы методики Т. Э. Тютюнниковой

Опираясь на книгу А. Клюева, в содержании которой Глава №4 звучит как - " Приобщенность человека к музыкальному искусству: что это означает", выбрала тему: "Творческое музицирование : теоретические основы методики Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой".

2.1 Естественное развитие природной музыкальности человека.

Одним из главных условий, необходимых для успешности творческого музицирования как процесса обучения на основе импровизационного подхода, считается естественная постепенность, которая основывается на онтогенетических закономерностях развития музыкальности человека.

Публикация «Творческое музицирование: теоретические основы методики Т, Э, Тютюнниковой» размещена в разделах

Начальное обучение должно закладывать основу для любого продолжения, каким бы оно ни было длинным, углубленным и разнообразным.

Т. Э. Тютюнникова видит свою задачу в том, чтобы, опираясь на идеи К. Орфа и существующую мировую педагогическую практику, разработать на их основе методологию творческого музицирования, содержание начального курса и принципы методики.

В своем понимании путей развития музыкальности Т. Э. Тютюнникова опирается не только на мысли Орфа, но также на исследования Б. Теплова и К. Тарасовой.

В исследовании Тютюнниковой проблем творческого музицирования не ставилась специальная задача изучения этапов и развития компонентов музыкальности в младшем школьном возрасте. Однако, анализируя разнообразный педагогический опыт, она приходит к выводу, что закономерности, отмеченные в исследования К. В. Тарасовой, имеют более универсальное значение и распространяются не только на дошкольный возраст. Косвенно эта мысль высказана и автором исследования: «Следует специально оговорить момент относительности возрастных характеристик уровней развития компонентов музыкальности: чем более продвинуты дети как в общем, так и в музыкальном развитии, тем раньше у них наступают те или иные этапы становления музыкальности».

Опираясь на идею моделирования данного процесса в интересах музыкальной педагогики, Т. Э. Тютюнникова попыталась увидеть его с различной степенью детализации, двигаясь от самых общих положений к подробностям и частностям. Следующие четыре этапа выявляют общую стратегию действий.

1. Т. Э. Тютюнникова считает, что путь ребенка в музыку должен начинаться с той далекой «исторической» ступени, когда человек не знал о существовании каких-либо музыкальных систем и звукорядов; когда у него не было никаких музыкальных инструментов, кроме «оркестра» своего собственного тела; когда каждый звук был средством коммуникации, был осмыслен и значителен. Звуковое пространство являлось загадочным и неизведанным, как и весь мир вокруг, поэтому представляло собой безграничное поле для экспериментирования. Вопрос «что можно и как нельзя» на этом этапе не мог возникать. Можно все. Это этап экспериментирования как прямое испытание и исследование. Т. Э. Тютюнникова считает данную ступень важнейшей в методике начального музыкального обучения.

2. Вторым этапом является исследование звуковых свойств различных материалов и простейших музыкальных инструментов. Игры звуками подобны играм детей с камешками, палочками, орешками — они так же естественны, как и ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством.

3. Двигаясь по пути исследования и «освоения» ими звукового пространства, педагог естественно подводит детей к объединению 2-3-х звуков в попевки, мотивы. Ритмические формулы постигаются как рожденные телом человека и многочисленными жизненными прототипами импульсы. Они познают возможности своего голоса как средства невербальной коммуникации.

4. Дальнейший путь Т. Э. Тютюнникова видит в продолжении изучения элементов музыки как средств для выражения самостоятельных музыкальных идей учащихся, и изучении понятий музыкальной грамоты как результата практического опыта экспериментирования с музыкальными элементами. В слушании отдельных примеров высокой музыки дети начинают соотносить свои первые шаги в музыке с ее огромным миром и ощущать свою к нему сопричастность.

2.4 Принципы и приемы методики музыкально-творческого обучения.

Основные принципы и приемы методики творческого музицирования обозначены нами ключевыми фразами и сложились в некую общность, которую нельзя назвать ни системой, ни последовательностью. Это скорее ряд приемов и принципов, объединенных идеей обучения через творчество. Вычленяя их, мы остановились на самых существенных, которые действительно определяют и характеризуют данный учебный процесс. Последовательность рассмотрения приемов и принципов в работе условна, поскольку связь между ними нелинейная.

1) Делай вместе с нами. Основным приемом методики является вовлечение ребенка в музицирование по принципу : «делай с нами вместе» и «сделай, как Ты хочешь».

2) Эти звуки обо мне — принципы элементарной импровизации (эл. импр. по Орфу).

3) Музыка моего тела: музицирование со звучащими жестами. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др. (способ формирования чувства метра и ритма у детей).

4) Игры звуками — музыка, рожденная из шума. Музицирование с инструментами можно считать логическим продолжением музицирования со звучащими жестами. Игры со звуками, являясь первичной формой импровизации, системно организуют музыкально-творческую работу с детьми, охватывая звучащие жесты, все виды инструментов и его голос.

5) Речевое музицирование. Речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными словами – этот огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий образует активный «инструментальный» словарь ребенка для импровизации.

5) Фольклорный танец. Импровизированное движение. Фольклорный танец на уроке творческого музицирования обогащает слух детей разнообразием интонаций музыки народов мира, способствует развитию культуры движений.

6) Звуки раньше, чем символы. Один из принципов обучения состоит в приоритетности устных форм работы и вспомогательной роли письменных.

7) Графическая нотация – донотная запись музыки. Запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов является интеллектуально-фантазийной игрой. Цель этой игры состоит в установлении в сознании ребенка связи между звучанием и знаком.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Конспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми разновозрастной группыКонспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми разновозрастной группы Кольца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Творческое музицирование: теоретические основы методики Т. Э. Тютюнниковой
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 00:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД