Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева

Любовь Шкунова
Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д.

Почему именно склад?

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например,слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады ребенок видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова, которое начинает формироваться лишь к школе.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их проговаривать правильно, а также читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение.Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Обучение по Зайцеву укрепляет здоровье и развивает органы чувств

Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств.

Цвет их ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз, текст крупный и виден издалека, пособия расположены в разных местах помещения, а значит, во время игры идет тренировка глазных мышц.

Кубики издают звуки разного тембра и высоты, а родитель или педагог будет много раз "озвучивать" кубики. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Часто находясь в руках у детей, кубики разного размера будут воздействовать на мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.

Если пособия грамотно размещены, вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз, можно навсегда забыть о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и дидактической перегруженности в результате занятий.

«Кубики Зайцева» — мощное оружие против целого ряда нарушений в детской нейрофизиологии и педиатрии.

По словам Л. С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой».

Преимуществ очень много:

• На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;

• Обогащается словарный запас;

• Вырабатывается навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.

Цель:

• обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному звукопроизношению и чтению.

Задачи:

1. Совершенствовать звукопроизношение детей, автоматизацию и дифференциацию звуков.

2. Развивать фонематический слух.

3. Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

4. Овладевать техникой складового чтения.

Режим занятий: два раза в неделю в течение 8 месяцев.

Категория участников: дети старшей и подготовительной групп.

Ожидаемые результаты:

1. Чистое звукопроизношение.

2. Сформированный навык осознанного чтения.

Содержание

Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 5 до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н. А. Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 2 раза в неделю, в специально отведённой игровой с использованием таблиц и кубиков Н. А. Зайцева.Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.

Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением лексической темы, т. е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения

Содержание работы. Продолжительность.

1 Работа с кубиками и таблицами по методике Н. А. Зайцева 5 мин

2 Артикуляционная гимнастика 5

3 Работа со слогами, словами, предложениями 10мин

4 Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание букв, слов и т. д.) 5 мин

Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н. А. Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе.

Этапы автоматизации звуков

(по методике Н. А. Зайцева)

I этап – установочные занятия (2 часа).

На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные игры и т. д. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева

Задачи Iэтапа:

1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.

2. Знакомство дошкольников с особенностями обучения.

3. Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

II этап - запоминание складов.

На этапе запоминания автоматизированных складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (су со са сэ сы и др.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т. д. ,песенка "насоса" - СУ,СО,СА,СЭ,СЫ,С, "шипелочки"- ШУ,ШЁ,ШО,ША,ШЕ,ШИ,Ш и др. что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

Задачи IIэтапа:

1. Введение ребёнка в знаковую систему:

а) знакомство со складом;

б) выделение и показ определённого склада;

в) графическое оформление склада;

г) классификация складов.

2. Развитие артикуляции, дикции, дыхания, формирование правильного произношения звуков.

III этап – выход в слово.

Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т. д.).Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов по таблице автоматизированных звуков. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.

Задачи IIIэтапа:

1.Овладение техникой складового чтения:

а) «написание» слов (автоматизированных звуков)по таблице и кубиками;

б) выделение ударного склада;

в) усвоение правила написания слов с большой буквы;

г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.

2. Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.

3. Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.

IVэтап – выход в предложение.

Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален (исходя из этапа работы над звуком). При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н. А. Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы, русских народных сказок, чистоговорок, скороговорок и др. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами.Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т. д.

Задачи IVэтапа:

1. Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».

2. Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.

3. Стимулирование познавательного интереса к чтению.

4. Введение автоматизированного звука в речь.

Примерное планирование индивидуальных занятий по кубикам

Н. А. Зайцева

1. Попевки по таблице (речевое дыхание, слуховое и зрительное восприятие, гимнастика для глаз).

2. Звукоподражание на нужный звук: "Насос -с-с-с", "Змея -ш-ш-ш", "Жук-ж-ж-ж", "Кораблик- л-л-л", "Собака - р-р-р" и др. (дети выбирают автоматизированную слоговую дорожку)

3. Артикуляционная гимнастика на автоматизированный звук (см. пер-спективное планирование).

4. Слоговые песенки по автоматизированным звукам с использованием пальчиковых игр (массажными мячиками, су-джок, колечками и др.)

5. Игры на развитие фонематического восприятия "Что звучит, угадай" (кубики со звуковыми наполнителями "железные" или "деревянные", "Принести кубик, который пропели"

Литература

Зайцев Н. А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А., Струве Г. А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.

Зайцев Н. А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Андриевская З. Н. Уроки для родителей. – М.: Аркти, 2005.

Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии по комплексному развитию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.

Публикации по теме:

Автоматизация шипящих звуков. Скороговорки Методическое пособие к занятию с логопедом. СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ. Разработчик : Елистратова О. В. Цель: автоматизация.

Автоматизация звуков. Игра «Зоркий глаз»Автоматизация звуков. Игра «Зоркий глаз» Игра «Зоркий глаз».Цели игры:добиваться правильного произношения звука в словах; развивать умение ориентироваться на листе бумаги; формировать.

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ: "Как скучное сделать интересным" КАВКАЗСКИЙ РАЙОН УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД СЕМЕНОВА Е. В. МБДОУ ЦРР Д/С №21 2018г. Этап автоматизации.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме «Автоматизация звуков [ш] — [ж]» с использованием игр с пескомИндивидуальное логопедическое занятие по теме «Автоматизация звуков [ш] — [ж]» с использованием игр с песком Тема: «Автоматизация звуков [ш] – [ж] Цель: автоматизация звуков [ш] – [ж] в словах и фразах. Задачи: Образовательные: - уточнить представления.

Конспект НОД с использованием технологии Н. А. Зайцева в подготовительной группе: «Путешествие в зоопарк» Цель: Формирование навыков чтения складами, целыми словами с помощью кубиков Н. А. Зайцева. Задачи: 1. Способствование развитию и укреплению.

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе с использованием методики Зайцева «Путешествие в сказочный лес» Цель: учить составлять рассказ по сюжетной картине "Лето". Задачи: -образовательные: совершенствовать способность детей самостоятельно придумывать.

Конспект открытого мероприятия по развитию речи с использованием методики Зайцева «Зоопарк» Цель: -Привлечь внимание детей к кубикам; - Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной; -Учить осмысленно находить.

Конспект открытого мероприятия по развитию речи в средней группе с использованием методики Зайцева «Лесные жители» Цель: -Привлечь внимание детей к кубикам; - Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной; -Учить осмысленно находить.

Видео «Начало звукового анализа с использованием кубиков Н. А. Зайцева» В данном видеоролике я объясняю, как просто можно объяснить деткам начало звукового анализа, используя кубики Н. А. Зайцева. С ребятами можно.

Занятие «Автоматизация звуков [С] [З] [Ц]» Игровое занятие «Автоматизируем звуки [С]-[З]-[Ц]» Светлана Лысенко Игровое занятие «Автоматизируем звуки [С]-[З]-[Ц]» Советы по автоматизации.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 12:11
+154Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Аппликация «Зима в городе» в старшей группе
Аппликация на тему : «Зима в городе». Цель занятия: Формирование умений создавать зимний пейзаж. Задачи: 1. Расширить представление детей о зиме, о...
Занятие «Прохождение экологической тропы» в подготовительной группе
Было проведено занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе . «Прохождение экологической тропы по участку...
Занятие в группе раннего возраста «Безопасность зимой»
Предлагаю конспект занятия для детей раннего возраста по теме "Безопасность зимой" ель: формирование навыков безопасного поведения в зимний период,...