Папки-передвижки

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева (4 фото)

Любовь Шкунова
Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева
▼ Скачать + Заказать документы

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д.

Почему именно склад?

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.

Публикация «Автоматизация звуков с использованием методики Н, А, Зайцева» размещена в разделах

Склады на кубиках

Склады ребенок видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова, которое начинает формироваться лишь к школе.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их проговаривать правильно, а также читать. Идея Зайцева проста : что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Обучение по Зайцеву укрепляет здоровье и развивает органы чувств

Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств.

Цвет их ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз, текст крупный и виден издалека, пособия расположены в разных местах помещения, а значит, во время игры идет тренировка глазных мышц.

Кубики издают звуки разного тембра и высоты, а родитель или педагог будет много раз "озвучивать" кубики. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Часто находясь в руках у детей, кубики разного размера будут воздействовать на мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.

Если пособия грамотно размещены, вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз, можно навсегда забыть о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и дидактической перегруженности в результате занятий.

«Кубики Зайцева» — мощное оружие против целого ряда нарушений в детской нейрофизиологии и педиатрии.

По словам Л. С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой».

Преимуществ очень много:

• На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;

• Обогащается словарный запас;

• Вырабатывается навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.

Цель:

• обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному звукопроизношению и чтению.

Задачи:

1. Совершенствовать звукопроизношение детей, автоматизацию и дифференциацию звуков.

2. Развивать фонематический слух.

3. Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

4. Овладевать техникой складового чтения.

Режим занятий: два раза в неделю в течение 8 месяцев.

Категория участников: дети старшей и подготовительной групп.

Ожидаемые результаты:

1. Чистое звукопроизношение.

2. Сформированный навык осознанного чтения.

Содержание

Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 5 до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н. А. Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 2 раза в неделю, в специально отведённой игровой с использованием таблиц и кубиков Н. А. Зайцева. Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.

Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением лексической темы, т. е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения

Содержание работы. Продолжительность.

1 Работа с кубиками и таблицами по методике Н. А. Зайцева 5 мин

2 Артикуляционная гимнастика 5

3 Работа со слогами, словами, предложениями 10мин

4 Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание букв, слов и т. д.) 5 мин

Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н. А. Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе.

Этапы автоматизации звуков

(по методике Н. А. Зайцева)

I этап – установочные занятия (2 часа).

На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные игры и т. д. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева

Задачи I этапа:

1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.

2. Знакомство дошкольников с особенностями обучения.

3. Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

II этап - запоминание складов.

На этапе запоминания автоматизированных складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (су со са сэ сы и др.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки» : про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т. д. ,песенка "насоса" - СУ,СО,СА,СЭ,СЫ,С, "шипелочки"- ШУ,ШЁ,ШО,ША,ШЕ,ШИ,Ш и др. что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

Задачи II этапа:

1. Введение ребё нка в знаковую систему:

а) знакомство со складом;

б) выделение и показ определённого склада;

в) графическое оформление склада;

г) классификация складов.

Фото №1 Основной единицей языка у Зайцева является не звук буква или слог а склад

2. Развитие артикуляции, дикции, дыхания, формирование правильного произношения звуков.

III этап – выход в слово.

Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т. д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов по таблице автоматизированных звуков. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.

Фото №2 Склад это пара из согласной и гласной или из согласной и твердого или мягкого знака или же даже одна буква

Задачи III этапа:

1. Овладение техникой складового чтения:

а) «написание» слов (автоматизированных звуков)по таблице и кубиками;

б) выделение ударного склада;

в) усвоение правила написания слов с большой буквы;

г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.

2. Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.

3. Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.

IVэтап – выход в предложение.

Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален (исходя из этапа работы над звуком). При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н. А. Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы, русских народных сказок, чистоговорок, скороговорок и др. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т. д.

Задачи IV этапа:

1. Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».

2. Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.

3. Стимулирование познавательного интереса к чтению.

4. Введение автоматизированного звука в речь.

Примерное планирование индивидуальных занятий по кубикам

Н. А. Зайцева

1. Попевки по таблице (речевое дыхание, слуховое и зрительное восприятие, гимнастика для глаз).

2. Звукоподражание на нужный звук : "Насос -с-с-с", "Змея -ш-ш-ш", "Жук-ж-ж-ж", "Кораблик- л-л-л", "Собака - р-р-р" и др. (дети выбирают автоматизированную слоговую дорожку)

3. Артикуляционная гимнастика на автоматизированный звук (см. пер-спективное планирование).

4. Слоговые песенки по автоматизированным звукам с использованием пальчиковых игр (массажными мячиками, су-джок, колечками и др.)

5. Игры на развитие фонематического восприятия "Что звучит, угадай" (кубики со звуковыми наполнителями "железные" или "деревянные", "Принести кубик, который пропели"

Фото №3 Например СО БА КА ПА РО ВО А И С Т и т

Литература

Зайцев Н. А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А., Струве Г. А. Читай и пой. – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счёт. – СПб. : Лань, 1997.

Зайцев Н. А. Комплект «Складовые картинки». – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Андриевская З. Н. Уроки для родителей. – М. : Аркти, 2005.

Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии по комплексному развитию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005.

Публикации по теме:

Автоматизация шипящих звуков. Скороговорки Методическое пособие к занятию с логопедом. СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ. Разработчик : Елистратова О. В. Цель: автоматизация.

Автоматизация звуков. Игра «Зоркий глаз»Автоматизация звуков. Игра «Зоркий глаз» Игра «Зоркий глаз».Цели игры:добиваться правильного произношения звука в словах; развивать умение ориентироваться на листе бумаги; формировать.

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ: "Как скучное сделать интересным" КАВКАЗСКИЙ РАЙОН УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД СЕМЕНОВА Е. В. МБДОУ ЦРР Д/С №21 2018г. Этап автоматизации.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме «Автоматизация звуков [ш] — [ж]» с использованием игр с пескомИндивидуальное логопедическое занятие по теме «Автоматизация звуков [ш] — [ж]» с использованием игр с песком Тема: «Автоматизация звуков [ш] – [ж] Цель: автоматизация звуков [ш] – [ж] в словах и фразах. Задачи: Образовательные: - уточнить представления.

Конспект НОД с использованием технологии Н. А. Зайцева в подготовительной группе: «Путешествие в зоопарк» Цель: Формирование навыков чтения складами, целыми словами с помощью кубиков Н. А. Зайцева. Задачи: 1. Способствование развитию и укреплению.

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе с использованием методики Зайцева «Путешествие в сказочный лес» Цель: учить составлять рассказ по сюжетной картине "Лето". Задачи: -образовательные: совершенствовать способность детей самостоятельно придумывать.

Конспект открытого мероприятия по развитию речи с использованием методики Зайцева «Зоопарк» Цель: -Привлечь внимание детей к кубикам; - Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной; -Учить осмысленно находить.

Конспект открытого мероприятия по развитию речи в средней группе с использованием методики Зайцева «Лесные жители» Цель: -Привлечь внимание детей к кубикам; - Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной; -Учить осмысленно находить.

Видео «Начало звукового анализа с использованием кубиков Н. А. Зайцева» В данном видеоролике я объясняю, как просто можно объяснить деткам начало звукового анализа, используя кубики Н. А. Зайцева. С ребятами можно.

Занятие «Автоматизация звуков [С] [З] [Ц]» Игровое занятие «Автоматизируем звуки [С]-[З]-[Ц]» Светлана Лысенко Игровое занятие «Автоматизируем звуки [С]-[З]-[Ц]» Советы по автоматизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 12:11
+154Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шкунова (УИ 1808625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД