Елена Донскова
Развитие творческих способностей у дошкольников путем составления сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания, умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.
В процессе своей работы я заметила, что при творческом воображении ребенок сам создает, какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, "взрослое", серьезное, выполнимое решение. В этих случаях он творит.
Публикация «Развитие творческих способностей у дошкольников путем составления сказок» размещена в разделах
Иногда в повседневной жизни под воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Творчество развивает не только воображение, но и речь, мышление, внимание. Это и забота о родном крае, ближнем окружении ребенка.
Таким образом, вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в научной литературе.
Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК И РАССКАЗОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ:
• Сочинение групповой сказки.
Начинать придумывать лучше всего с известной сказки, изменив ее конец. Постепенно для сказки добавляется по 3-4 дополнительных персонажа и так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению вслепую. Это могут быть:
• Сказки "наизнанку".
Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка - злая ("Красная Шапочка"); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы ("Колобок") и т. п.
• Сказка со "сменой места действия".
Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове.
• "Перевирание сказки".
Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т. п. Например, сказка "Красная шапочка".
Взрослый (начинает) : Жила-была Желтая шапочка.
Ребенок: Не желтая, а Красная.
Взрослый: Да, Красная, ее так папа назвал.
Ребенок: Не папа, а мама… и т. д.
• Сказочная путаница.
Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок : "Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. "Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…" и т. д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.
Список используемой литературы:
1. Венгер Л. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Дошкольное воспитание. - 1985. - №7.
2. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М., 1985.
3. Кирилова Г. Д. Развитие воображения в детстве. - Орел, 1992.
4. Коробкова С. Обучение рассказыванию детей в детском саду.
5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - УРАО, 1998.